Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 507

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психотерапи

Антидепрессанты

Успокоительные

Задание №32

Пациентка – учительница средней школы, 59 лет, вдова, живет одна.

Проблема. Пациентка обратилась для консультации по поводу постоянной бессонницы, продолжающейся в течение последних 8-ми месяцев. Отмечается затрудненное засыпание, сон продолжается приблизительно 4 часа, не приносит чувства отдыха. Время, оставшееся до начала рабочего дня не может заполнить каким-либо занятием из-за ощущения слабости, разбитости, головной боли. Пытается уснуть, но не может, одолевают раздумья о здоровье, чувство безысходности. Появление вышеперечисленных жалоб не может связать с каким-либо стрессовым событием или болезнью. Указала, что бессонница появилась постепенно. В настоящее время отмечает повышенную утомляемость на работе, из-за этого утратила интерес к общественной, внеклассной работе с учениками.

Анамнез. Ранее нервно-психическими заболеваниями не страдала. Несколько лет назад лечилась по поводу холецистита. По характеру считает себя уравновешенной. Была замужем, муж умер 5 лет назад от сердечного заболевания. Двое взрослых детей проживают отдельно. Отмечается менопауза. Неприятных ощущений климатического характера не испытывает. Обращалась к невропатологу по поводу бессонницы. Принимала амбулаторно настойку пустырника и элениум без выраженного эффекта.

Состояние при осмотре. Пациентка выглядит несколько моложе своего возраста. Настроение ровное, охотно общается, полностью ориентирована, память и интеллект не нарушены. Озабочена своей проблемой.

Физическое исследование и неврологический осмотр не выявили каких-либо отклонений от нормы.

Обсуждение диагноза. У пациентки отмечается неудолетворенность засыпанием и продолжительностью сна постоянно в течение 8 месяцев. Имеется озабоченность своим состоянием, которое затрудняет ее профессиональное функционирование и провоцирует беспокойство и сниженное настроение. Не имеется данных о церебральном органическом или соматическом нарушении, которое могло вызвать настоящее расстройство.

Таким образом, расстройство пациентки полностью соответствует диагностическим критериям расстройства F51.0 (бессонница неорганической природы).

Транквилизаторы – диазепам

Антидепрессанты седативные – амитриптиллин

Нейролептики седативные – клозапин

Антигистаминные

Ноотропы


Снотворные

Валериана

Бензодиазепины

Задание №33

Пациентка – 24-х лет, замужем, детей не имеет, работает мастером на заводе.

Проблема. На прием к психиатру обратилась по совету невропатолога, который провел курс лечения по поводу поясничного радикулита и случайно узнал о проблеме пациентки. Она испытывает сексуальное отвращение к мужу в течение 2-х лет, всячески избегает половой близости с ним. Вышла замуж в двадцатилетнем возрасте за ровесника, физически привлекательного. По словам пациентки, с первых дней супружеской жизни выяснилось, что у мужа недостаточная эрекция и он не может продолжать половой акт столько, чтобы жена достигала оргазма. После половой близости испытывала интенсивного прилива внизу живота, была раздраженной беспокойной. Со стороны мужа понимания не находила. Возненавидела мужа, последние 6 месяцев вообще не допускает близости с ним. Раннее испытывала половое влечение к мужчинам и достигала оргазма при мастурбации. По разным причинам к мастурбации не прибегает и мужу не изменяет. В настоящее время отмечает равнодушие к лицам противоположного пола, а к супругу испытывает сексуальное отвращение. Собирается разводиться.

Анамнез. Пациентка единственный ребенок в семье рабочих. Отношения с родителями гармоничные. Поддерживает ровные доброжелательные отношения с окружающими. Ничем в своей жизни не болела.

Состояние при осмотре. Пациентка выглядит спокойной и сдержанной. Настроение несколько снижается при рассказе о муже. Психотических расстройств не выявлено. Когнитивных нарушений нет. Не уверена, что ей необходима медицинская помощь. При физическом и неврологическом осмотре нарушений не выявлено.

Обсуждение диагноза. Единственным нарушением у пациентки является интенсивное негативное чувство в отношении партнера, приводящее к уклонению от половой активности в течение 2-х лет. Нет оснований предполагать в качестве причины какое-либо соматическое или органическое церебральное нарушение.

Сексуальное отвращение, не обусловленное органическим расстройством или заболеванием (F52.10).

Задание №34

Пациент - 27-летний инженер.

Проблема. Обратился за консультацией в связи с непреодолимой потребностью показывать свой обнаженный половой орган незнакомым женщинам. В возрасте 18-ти лет по причинам, нелепым ему самому, за неделю до выпускных экзаменов, ему вдруг страстно захотелось заняться сексуальной активностью, по пово­ду которой он в настоящее время обратился к врачу. Он стал ис­кать случая, при котором он остался бы один на один с незнакомой женщиной. Оказавшись в такой ситуации, при приближении к женщине он чувствовал сексуальное возбуждение. Подходил к ней и обнажал половой член. Затем обнаружил, что шок и ужас, которые испытывает женщина, вызывают у него сексуальное воз­буждение; после этого, как правило, наступала эякуляция.


Испытывал чувство вины и стыда после того, как обнажался, и давал себе клятву никогда больше этого не делать. Тем не менее желание снова овладевало им, и это поведение повторялось часто, обычно в период повышенного напряжения. Он чувствовал отча­яние, но ему было слишком стыдно, чтобы обратиться к врачу.

За последние 3 года больной научился сопротивляться своим эксгибиционистким потребностям. Однако недавно он встретил молодую женщину, которая влюбилась в него и захотела вступить с ним в сексуальную связь. Он впал в панику, поскольку никогда не имел половых сношений и боялся, что не сможет их совершить. Опять начал обнажаться; боялся, что если не перестанет это делать, его арестуют.

Анамнез. Больной единственный ребенок, воспитывался в ортодоксальной семье. Сексуальность строго запрещалась обоими родителями, как «грязь». Его отец, школьный учитель, был авторитетом и склонен к наказаниям, но дома принимал мало участия в жизни семьи. Его мать, домохозяйка, доминировала в семье, все контролировала, купала больного до тех пор, пока ему не исполнилось 10 лет. Больной вспоминает, что боялся наступления эрекции в присутствии матери. Мать была против свиданий в подростковом возрасте, не позволяла приглашать девушек домой.

Подростком больной был тихим, замкнутым и прилежным. Пубертат наступил в 13 лет, и его первая эякуляция произошла на этой стадии во сне. Из-за чувства вины он не занимался мастурбацией, а в возрасте от 13 до 18 лет оргазм наступал только во время ночных поллюций.

Он не встречался с женщинами до 25 лет, пока не оставил родительский дом. В течение последних 2-х лет встречался иногда,но не вступал в сексуальные контакты.

Состояние при осмотре. Ориентировка во всех видах сохранена. Доступен продуктивному контакту. Волнуется, когда рас­сказывает об особенностях своей сексуальной жизни. Просит по­мочь ему. Память не нарушена. Интеллект соответствует получен­ному образованию.

Соматоневрологический статус без особенностей.

Обсуждение диагноза. Можно во всех подробностях обсуж­дать детство и переживания, которые обусловили сексуальные нарушения. Однако диагноз не вызывает сомнений: повторяюще­еся обнажение полового члена для того, чтобы достигнуть сексуального возбуждения и отсутствие попыток совершить последующие сексуальные действия. Эта наклонность появляется только в периоды эмоционального стресса или кризиса, перемежаясь с длительными периодами без подобного поведения.


Эксгибиционизм (F65.2).

Задание №35

Пациент – 37 лет, инженер.

Проблема. Поступил в психиатрическую больницу с жалобами на навязчивые действиями, постоянные страхи (наличие рака) вялость, тревожный сон. В 12 лет появился страх заболеть сначала туберкулезом затем сифилисом. В 13-14 лет наблюдалась тревожность не только за свое, но и за здоровье родственников. Появилось ожидание какой-то беды. Стал при входе в переступать помещение порог правой ногой, «казалось, что этим предотвращает несчастье , появились любимые и нелюбимые числа. С этого же времени у больного диагностируются хронический стрит и колит. Стал часто мыть руки, был педантичен в выполнении гигиенических правил.

В своих делах был мелочно аккуратен, придерживался определенного порядка, никогда не отступал от инструкции, отступление от распорядка вызывали раздражение и растерянность

В настоящее время работает начальником технического контроля. Подчиненные часто жаловались, что он изводит их ненуж­ными мелочами и повторными проверками.

В 30 лет женился. В семейной жизни был очень чувствителен к обидам, длительно переживал различные пустяки. Казалось, что жена недостаточно чистоплотна, требовал порядка, перемывал вы­мытую посуду, ссорился с ней. Появилась тревога за будущее всей семьи. Круг защитных действий разрастался: должен был при вхо­де в помещение шагнуть с правой ноги, кивнуть 4 раза головой (ко­личество членов семьи), постучать по столу, возвращаться домой всегда по одной и той же стороне улицы. Некоторые ритуалы вы­полнял и на работе. Всегда понимал нелепость своих поступков, старался выполнять защитные действия в отсутствие людей. После очередного обострения колита появилась мысль о раке, време­нами перерастающая в резкий страх. Конфликтная ситуация на работе ухудшила состояние пациента, и он обратился к психиатру.

Анамнез. Родился младшим из 2-х детей в семье. Отец стра­дал навязчивыми действиями, был тревожным и нерешительным. Мать спокойная, доброжелательная. В детстве физически разви­вался правильно. По словам матери, был пугливым и очень впе­чатлительным. Учиться начал с 7 лет. Много читал (в том числе и медицинские книги, которых у отца было много), предпочитал играм чтение. В отношении со сверстниками отличался мнитель­ностью и нерешительностью. Близких друзей не имел. Окончил школу, затем торговый техникум. Работал товароведом и одновре­менно учился на вечернем отделении института. После окончания института служил в армии. По возвращении работает инженером все время на одном и том же месте. Женат, имеет 2-х детей.


Состояние при осмотре. В кабинет врача входит осторожно, останавливается, затем переступает порог правой ногой. Застенчиво улыбается. Жалуется, что чувствует себя очень усталым. Испытывает неприятные ощущения в теле, мучает постоянная мысль о раке. Понимает, что мысль болезненная, но все-таки«вероятность такая есть у каждого человека». Отмечает, что больше всего его тяготит навязчивое ожидание приближающей беды. Защитные действия, которые он делает, успокаивают. Со смущением говорит, что нелепость этого он осознает. Просит помочь ему лишь в том, чтобы мог сдерживаться на работе.

Соматическое состояние: пальпаторно болезненность по ходу толстого кишечника. Рентгенологически: хронический гастрит и спастический коли г. Анализ мочи и крови — без отклонений от нормы. АД неустойчивое (120/75- 160/90мм.рт.ст).

Неврологическое состояние: признаков органического пора­жения ЦНС не обнаружено.

Обсуждение диагноза. В настоящем наблюдении у пациента с детства отмечаются чрезмерная добросовестность, скурпулезность, повышенная педантичность и приверженность социальным условностям, ригидность, перфекционизм, появление настойчивых и нежелательных мыслей и т.д. Все эти проявления, нарушав­шие социальную адаптацию пациента, характерны для ананкастного расстройства личности (F60.5).

Необходимо дифференцировать с шизотипическим расстройством личности (F21) и обсессивно-компульсивным расстрой­ством личности (F42).

Задание № 36

Пациент — программист, 25 лет. Самостоятельно пришел на прием к сексопатологу.

Проблема. Сообщил, что он является гомосексуалистом и хо­чет подвергнуться лечению для того, чтобы в дальнейшем можно было подумать о женитьбе и семейной жизни. В возрасте полового созревания был сексуально соблазнен своей мачехой, а также был свидетелем, как его мачеха флиртовала с другими мужчинами, а в одном или 2-х случаях он был гомосексуально соблазнен этими же

самыми мужчинами. Они совершили ректальный коитус.

Будучи молодым парнем, он был робким и вполне женствен­ным. Ребята дразнили его за девический голос и манерность. Они всегда пользовались им, когда только выдавалась к этому возмож­ность, принуждали его подчиняться пассивной роли в коитальных отношениях через ректум. Он стал проявлять интерес к пар­ням, которые хорошо выглядели и были сильными, и питал фан­тазии, что соблазняется ими против своей воли.

В ранней юности он участвовал во многих случая фелляции, в которых предпочитал удовлетворять своих партнеров и не бывал слишком озабочен, если ему не платили взаимностью. Когда он подрос, его гомосексуальные переживания стали более многочисленными, и, во многих случаях он умышленно старался «быть