Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 617

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, отмеча­ется длительная депрессия, сочетающаяся с чрезмерным страда­нием, потеря интересса к окружающим, происходящим событи­ям, самообвинение, чувство безнадежности.

Депрессивное расстройство поведения (F92.0).

Задание № 46

Пациент - 10-лений мальчик.

Проблема. Последние 2 года начались уходы из школы, бродяжничал городу, чаше в одиночестве, убегал от матери. В те­чение последнего года брал без спроса деньги на сладости и ком­пьютерные игры, появилась агрессия в отношении матери, в со­стоянии раздражения бил ее. В отношении соучеников вспышки злобы и агрессии. В то же время учителя отмечают периодически озорство, непослушание, грубые шалости, но без злобы.

Анамнез. Наследственность не отягощена, родители - люди спокойные, общительные. Во время беременности мать переболе­ла гриппом с высокой температурой. Родился в срок, в психофи­зическом развитии от сверстников не отставал. До 4-х летнего воз­раста воспитывался прародителями, претензий к поведению не было, по возвращению к родителям мать заметила избыточную двигательную активность, раздражительность. По рекомендации врачей помещен в “санаторную” школу-интернат, где отличался упрямством, раздражительностью, двигательной расторможенностью. В то же время проблем с познавательной деятельностью не было, читает с 6-ти лет, хорошо пишет с 7-ми. В интернате в груп­пе сверстников вначале пользовался авторитетом, затем, в связи с грубостью, отношения резко изменились. У мальчика последние годы резко меняется настроение, чувство превосходства часто че­редуется с унынием, неуверенностью в себе. За предлагаемую ра­боту берется охотно, но часто не доводит до конца, отмечается жажда развлечений, любовь к сладостям.

Состояние при осмотре. Правильного телосложения, физи­ческое развитие соответствует возрасту, опрятен, ухожен. Легко вступает в контакт с врачом. На вопросы отвечает потоком рас­сказов и воспоминаний о себе и своей жизни на даче. Говорит дол­го, если его не останавливать, быстро и незаметно для себя пере­ходит от одной темы на другую. Двигательно оживлен, ходит по комнате, размахивает руками в подтверждение достоверности сво­их рассказов Руки беспокойные, по мере хождения по комнате берет без разбора различные предметы, гримасничает. Речь культурная. Запас слов большой, мимика живая, выразительная.

Обсуждение диагноза
. Приведенное расстройство характеризуется сочетанием диссоциального поведения (удовлетворяющего общим критериям категории F91) со значительными общими расстройствами взаимоотношений ребенка с другими детьми и близкими. Отсутствие способности к интеграции в группе свер­стников является ключевым отличием от “социализированных” расстройств поведения (F 91.2). Нарушение взаимосвязей со свер­стниками в данном случае определяется непопулярностью, отсут­ствием близких друзей. В связях со взрослыми имеют место не­согласие, жестокость, негодование. Практически отсутствуют вы­раженные эмоциональные расстройства.

Несоциализированное расстройство поведения (F Р91.1).

Используются нейролептики мягкого седативного действия в относительно невысоких дозировках: тиоридазин, перициазин, алимемазин.

В случаях недостаточной эффективности препаратов в указанных дозировках (в течение 2 - 3 недель) при их хорошей переносимости возможно увеличение индивидуальных доз либо использование нейролептиков с более выраженным седативным действием: клозапин, левомепромазин, хлорпромазин.

В отдельных случаях (плохая переносимость нейролептиков, наличие вегетативных дисфункций) - комбинирование нейролептиков с транквилизаторами, обладающими вегетостабилизирующим действием (феназепам, диазепам, рудотель и их аналоги). 


Задание № 47

Пациент — 15-летний подросток.

Проблема. На протяжении последнего года подросток отка­зывается от посещения школы, что заставило родителей обратить­ся за консультативной помощью к психотерапевту, затем по его рекомендации к врачу-психиатру. Родители и учителя отметили, что практически на всех уроках при попытке педагога задать воп­рос, подросток «терялся», бледнел, субъективно отмечал: «сейчас упаду в обморок, учащенно бьется сердце, головокружение». Под­росток перестал посещать секцию каратэ, не был способен нахо­диться с соучениками в столовой, объяснял это тревогой, страхом обморока. Появился страх того, что свистнет или помочится во время урока. Последние пол года резко снизилась успеваемость, значительно изменилось настроение, чувствует себя несчастным.В течение 3-х месяцев до обращения к врачу-психиатру наруши­лись сон, аппетит, снизилась способность сосредоточиться на чте­нии книг и другой умственной работе; отмечает неуверенность в будущем, уменьшился круг друзей.

Анамнез. Мальчик родился и воспитывался в многодетной семье: две старшие и младшая сестра. Отец — рабочий, мать — до­мохозяйка. В отличии от сестер мальчик имел отдельную комна­ту; последнее вызывало их зависть. Отношения в семье описывает как гармонические, однако конфликты между родителями возни­кали из-за предпочтительного отношения к нему матери. Раннее развитие без особенностей, экзогенно-органические вредности родители отрицают. В возрасте 13-ти лет, с началом пубертатного криза, у подростка появились завышенные требования к себе, пе­реживал отношение к себе соучеников и родных, считал себя хуже других, боялся совершить глупый проступок в присутствии окру-

обнаруживал признаки акселерации, резко подрос, стал «угловатым», смущался своей внешности. Со слов матери ее старший брат по поводу депрессии в подростковом возрасте госпитализировался в психиатрическое отделение.

Состояние при осмотре. Подросток высокого (не по годам) роста, астенического телосложения. Отсутствует резидуально-органическая неврологическая симптоматика. Доступен контак­ту во время беседы краснеет, смущается когда интересуются при­чинами отказа посещать секцию каратэ, занятия в школе. Демонстративность, желание привлечь внимание к своим проблемам отсутствуют. При целевом опросе отметил свою физическую не­состоятельность, тревогу за будущее. Мысли о нежелании жить отрицает. Формальные и продуктивные расстройства мышления отсутствуют; обманы восприятия отрицает. Достаточно привязан к близким, однако отмечает, что сестры его не понимают, смеютсянад ним.


Обсуждение диагноза. На протяжении последнего года под­росток обнаруживает расстройство психической деятельности в виде страха неправильного поступка, неудовлетворенность своей внешностью. Признаки тревоги и подавленного настроения соче­таются с гаммой вегетативных стигм, последнее можно оценить как панику. Подросток критичен к своим переживаниям, после­дние напрямую связывает с началом пубертата, понимает, что страх не обоснован. Приведенные симптомы заставляют думать о возможном патологическом течении пубертатного криза, эндоген­ном заболевании, социально тревожном расстройстве, фобически-тревожном расстройстве детского возраста. Для эндогенного заболевания в первую очередь характерен аутизм, утрата привя­занности к близким, расстройство ассоциативного процесса — в данном случае эти расстройства отсутствуют. Кроме того, страх выходит за пределы нормальных границ для возраста ребенка и сочетается с клинически значимыми проблемами в социальном функционировании. В МКБ-10 фобически-тревожное расстройство, сфокусированное на широком диапазоне ситуаций, не явля­ющихся нормальной частью психосоциального и психосоматического развития, укладывается в соответствующую рубрику F93.1 (фобическоетревожное расстройство детского возраста).

Фобическое тревожное расстройство детского возраста (F93.1).

Задание №48

Пациент — мальчик, 8,5 лет.

Проблема. В течение последних полутора лет отказывается от посещения школы, стал грубым, раздражительным. Под любым предлогом старается остаться дома. Мать рисует мальчика как домашнего тирана, старается всячески привлечь к себе внимание нетерпелив, неусидчив, последнее время агрессивен в отношении матери и бабушки, может ударить последнюю ногой, отца побаивается.

Анамнез. Раннее развитие - без особенностей, экзогенно­органические вредности мать отрицает. Воспитывался в полной семье с участием прародителей в условиях гиперопеки, до 5-ти лет его одевали, умывали, кормили из ложечки, все прихоти выполня­лись по первому требованию, родители постоянно восхищались его успехами и способностями. Мальчик рос капризным, своен­равным, непослушным, особенно был привязан к матери, отказы­вался без нее выходить из дома. В 5-летнем возрасте помещен в детский сад, пробыл там всего 2 недели, т.к. был капризным, раз­дражительным, требовал, чтобы все выполняли его желания. Об­ладал слабыми навыками самообслуживания. В школу пошел с 7-ми лет, читать научился до этого, около 6 месяцев учился охот­но, затем заявил, что ходить в школу не хочет. Учительница отме­чала хорошие способности у мальчика, однако отношения с со­учениками не складываются в связи с хвастовством, переоценкой своей личности.


Состояние при осмотре. Физически развит нормально, сома­тически здоров. Легко вступает в контакт, общителен, доверчив.В стационаре остался неохотно, громко, демонстративно плакал.В процессе беседы успокоился, начал общаться со сверстниками. Обнаруживал избыточную подвижность, практически сразу ста­ли заметны недостаточные навыки самостоятельного приема пищи, одевания. На занятиях сидит неспокойно, много разгова­ривает легко отвлекается и отвлекает соучеников. К вечеру пони­зилось настроение, потребовал, чтобы его отвели домой, плакал, заявил, что сам спать не может, скучает за мамой.

Обсуждение диагноза. В течении последних полутора лет ре­бенок обнаруживает диссоциализированное расстройство поведения, последнее хронологически связано с началом обучения в школе. Данное диссоциализированное поведение проявляется как в кругу семьи, так и в школе. Приведенные симптомы и данные анамнеза позволяют говорить об агрессивном и антидисциплинарном поведении в рамках рубрик F91.0, однако в данном случае проблемы выходят за пределы семьи; F91.2, но и в этом случае расстройства отмечаются исключительно вне семьи — в обстановке школы, с группой подростков и т.п. В приведенном наблюдении симптомы соответствуют практически всем критериям F91.1. Вы­ражено нарушение детско-родительских взаимосвязей, жестокость против членов семьи, в то же время, мальчик проявляет грубое нарушение поведения в виде агрессии и жестокости. После спе­циальных занятий овладел навыками самообслуживания, улуч­шилась работоспособность, начал посещать спортивную секцию — плавание.

Несоциализированное расстройство поведения (F91.1).

Задание №1

Пациент – 48-летний строитель.

Проблема. Пациент находиться на лечении в неврологическом отделении, куда поступил 3 недели назад по поводу производственной ЧМТ (упал с лестницы) с потерей сознания в течение 30 мин. После того, как пациент пришел в сознание и смог говорить, выяснилось, что он не знает, что с ним произошло, не может вспомнить события до падения. С течением времени обнаружилось, что пациент не знает, где он находится, не помнит, как его обследовали, кто его лечащий врач. После того, как пациенту разрешили вставать и ходить по коридору, больные стали жаловаться на то, что он заходит в чужую палату, может занять чужую койку или удивляется, почему на «его» постели лежит другой больной.