Файл: Социализация личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социализация человека, ее педагогический аспект. Характеристика основных стадий социализации человека

Социализация личности.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.

Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социализация включает три взаимосвязанных процесса:

 

Социальная адаптация




Индивидуализация

 




Социально-психологическая  интеграция

 




Социализация

 

1)                 социальная адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;


2)                 индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;

3)                 социально-психологическая интеграция постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности:

                    деятельность;

                    общение;

                    развитие самосознание.

Большинство исследований социализации концентрируется на детском возрасте, когда научение, по общему признаку, производит наиболее глубокое впечатление. Это годы, когда устанавливается стиль жизни, когда закладываются основы для всей последующей социализации. Но обучение новым навыкам происходит на протяжении всей жизни каждого человека. Новые модели поведения развиваются, когда человек поступает в вуз, приступает к работе или переходит на новое место. Человек не должен отставать от других, и для этого он развивает новые типы поведения, наиболее соответствующие новым обстоятельствам.

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу. Институтами социализации являются:

                    семья и дошкольные образовательные учреждения;

                    школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;

                    трудовой коллектив.

Механизмы социализации.

В качестве одного из механизмов социализации в интеракционистском направлении социальной психологии рассматривается роль.

Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим.

Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих.

Личностные установки, ценности и мнения под влиянием исполняемой роли могут существенно меняться.

Социализация личности происходит под влиянием социума – тех общностей, в которых находится человек. Известно, что под влиянием родительской семьи у человека закладывается система ценностей, нормы отношений к старшим, сверстникам и т.д. Вместе с тем, на человека влияют не только малые группы, в которых он непосредственно развивается, но и культура, ее тип, характеристики, Все это сказывается на характере отношений индивида к обществу, к другим и к себе. 


Социализация, десоциализация и ресоциализация человека, их взаимосвязь и взаимообусловленность

Направленная социализация – представляет собой спланированную и организованную форму социализации. К ней относятся вся система дошкольного, школьного, специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий, деятельность различных групп и социальных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на своих членов.

Ненаправленная социализация представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую место в семье, кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег, сотрудников и т.д., то есть везде, где есть формальные и неформальные отношения в рамках непосредственного контакта между людьми.

Различают также социализацию первичная и вторичная. Первичная осуществляется в рамках малой социальной группы, близкого окружения (семья, ровесники). Вторичная социализация осуществляется на более позднем этапе жизни человека и, как правило, в рамках формальных социальных институтов (СМИ, система образования, трудовой коллектив и т.д.). В период первичной (детской) социализации родители и ближайшее окружение ребёнка передаёт ему не только значительный объём информации о мире, в котором тому предстоит жить, но также нормы, ценности и цели своих социальных групп и своего социального класса.

Вторичная социализация совпадает по времени с периодом получения формального образования, определяется уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. Главной функцией вторичной социализации личности является её интеллектуализация. Кроме этого вторичная социализация выполняет и ряд латентных функций, например, выработка навыков функционирования в условиях формальной организации.

Ряд авторов употребляют в отношении вторичной социализации термины десоциализация и ресоциализация. Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид. Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.


Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — все это продукт десоциализации.

Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений. В ресоциализации преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание и другие формы самодетерминации. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. Например, говорят о ресоциализации преступников (т.е. о их возвращении в нормальную жизнь).

Рассмотрение социализации в широком смысле как освоения норм и ценностей общества, позволяет сказать, что она продолжается до смерти человека. Поэтому некоторые социологи говорят о социализации зрелости и о социализации старости.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека. Типичные проявления дезадаптации детей и подростков

Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации, которая характеризует активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для социализации, самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения общества. Социальная адаптивность человека – состояние наиболее благоприятное для его социализации при проявлении целесообразной активности.

Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.


Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет последнему не просто проявлять себя, свое отношение к людям и деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различных условиях жизнедеятельности в том числе, к исключительно сложным и неблагоприятным. Адаптационные возможности у каждого человека свои и они значительны. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Дезадаптация как проявление является внешней характеристикой неблагополучия человека, которое находит отражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельности в условиях данной среды. Формы проявления дезадаптации у каждого свои. Нередко внешне определить проявление дезадаптации непросто. Необходимо хорошо знать человека и его типичные проявления в различных ситуациях.

Умение своевременно выявить проявление дезадаптации воспитанника позволяет воспитателю оперативно реагировать на ситуацию, предупреждая глубинные негативные деформационные последствия.

Дезадаптация как результат свидетельствует о сравнительной оценке качественно нового, не соответствующего средовым условиям, нетипичного для человека по уровню его прежних возможностей поведения и отношения к окружению и деятельности. По отношению к ребенку (воспитаннику детского сада, ученику) – это свидетельство того, что его поведение, отношения с детьми и взрослыми и результативность деятельности в учебе и играх не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для его сверстников в данных условиях. Нетипичное проявление становится для ребенка нормой и ведет в сравнении с прежним проявлением к негативным последствиям в поведении, учебе и отношениях.

В специальной литературе и на практике категории дезадаптированный используют по отношению к определенной категории людей (дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа), а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления (школьная дезадаптация, семейная дезадаптация).

Дезадаптированные дети по различным причинам не могут на равных со сверстниками адаптироваться к условиям среды жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников), что сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании и обучении. Пример – неуспевающий ученик. В то же время плохая успеваемость может быть результатом не дезадаптации, а индивидуальных познавательных возможностей ученика, нежелания учиться.