Файл: Социализация личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В психологической энциклопедии понятие реадаптация - это (ре + лат. adaptatio - приспосабливание) комплекс мероприятий, направленный на приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды.

Социальное воспитание человека: понятие, сущность, основные направления

Социальное воспитание осуществляется в определенной социокультурной среде, с учетом ее потребностей и возможностей. 

Социальное воспитание понимают и как систему «… целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных микрогрупп в интересах согласования трудовой и познавательной активности их членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями данного общества в направлении прогрессивного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека»

Термин социальный (лат. socialis – общественный) – это общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в социуме (обществе), по отношению к воспитанию представляет собой широкое понятие, характеризующее его общественную обусловленность, в частности:

– по отношению к чему (для какой социальной среды) оно осуществляется, какое социальное своеобразие следует сформировать у человека (военного, врача, педагога), какую культуру, необходимую для самореализации в среде жизнедеятельности, ему передать (способствовать ее усвоению);

– с позиции кого (какой социальной среды, личности) планируется (осуществляется) воспитание и кто определяет его социальный характер, цели и способы их достижения. Это может быть образовательное учреждение, семья, родитель, а также среда, в которой живет человек.

По существу социальное воспитание представляет целенаправленную воспитательную деятельность (целенаправленное воспитание) конкретного человека (определенную категорию людей), в определенных социокультурных условиях, ориентированную на социальное формирование личности каждого, усвоение ею соответствующей культуры самопроявления и самореализации, необходимой ему в жизнедеятельности. Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни в конкретной социокультурной среде, а не для какой-то искусственной обстановки. Данный факт диктует необходимость передачи человеку определенной культуры и нравственно активной позиции, развития у него социальных сил и потенциалов души, необходимых для самореализации в конкретном обществе, социокультурной среде. Такая подготовка включает передачу человеку соответствующей культуры и обеспечение ее усвоения. В какой степени человеком усвоена культура среды, в такой он будет принят или отвергнут ею.


Особенности социального развития и воспитания человека с особыми нуждами







Особенности социального развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени. Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Кратко формулируя особенности детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы: 1. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе. 2.Совместная деятельность и общение детей со сверстниками. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.). 3.Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы. 4.Проблемы нравственного развития личности воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений. 5.Социализация детей –сирот. Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. 6.Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе. Несмотря на наличие некоторых общих особенностей, характеризующих психическое развитие детей-сирот, следует иметь в виду, что в качестве субъекта психолого-педагогического сопровождения они представляют собой достаточно условную группу, внутренне дифференцированную. По существу, единственным основанием, позволяющим объединить воспитанников детских домов, является депривационный синдром. При этом, каждый ребенок имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития. В силу этих обстоятельств, психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, может носить только индивидуальный характер. Также большое влияние на личность ребенка оказывает тот факт, что он развивается в условиях депривации.


Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков: сущность понятий, причины формирования, пути предупреждения

Временные нарушения поведения встречаются у многих детей. Однако, когда речь заходит о хронических нарушения поведения, то такое поведение рассматривают как девиантное, отклоняющееся от общепринятых социальных норм и правил. Понятие «девиантное поведение» является обобщенным для нескольких типов поведения, к ним относят:

  • делинквентный тип включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие;

  • аддиктивный тип — зависимое поведение, есть различные виды зависимостей – химические, нехимические;

  • патохарактерологический тип, поведение детей и подростков обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Это акцентуации характера, психопатии;

  • психопатологический тип (поведенческие реакции подростка — проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания (н-р, апатия, клептомания);

  • гиперспособности (одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных, в психологии такое развитие называют синдром двойной исключительности).


Причины девиантного поведения можно условно разделить на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). К внутренним причинам относятся отягощенная наследственность, патологии центральной нервной системы, особенности пубертатного периода.



Трудновоспитуемость: понятие, социально-педагогическая характеристика, особенности преодоления

Это понятие встречается и в специальной литературе, и в повседневном лексиконе воспитателей. В старое время использовалось выражение — «дети трудные в воспитательном отношении». До настоящего времени понятие «трудные дети» не имеет общепринятой трактовки у психологов и педагогов. Это связано со слабостью и многоаспектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью. Историко-педагогический подход позволяет выделить в проблеме наиболее существенное.

Понятия «трудный ребенок» и «трудновоспитуемый» не одно и то же. Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, которым для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности. Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию. Термин «трудный ребенок» включает в себя сложность в обеспечении направленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особенностями познавательной деятельности, возрастного развития (подросток) и пр. Однако изложенные различия не позволяют достаточно четко отделить одно понятие от другого, поэтому их часто рассматривают как синонимы.


Наиболее типичными причинами (факторами) формирования детей

а) наследственные: ребенок наследует от своих предков и родителей психофизиологические особенности своего организма, так или иначе обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего Я, способствующие формированию особенностей характера, уклонений, которые не всегда быстро и ясно обнаруживаются родителями и педагогами;

б) своеобразия, приобретенные с рождения: недоношенность, хилость и слабость организма, особенности развития и функционирования тех или иных органов и многие другие, существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности;

в) своеобразия, приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ним:

  • искусственное вскармливание;

  • передача болезни от кормящей матери;

  • бытовые условия;

  • болезни и особенности их протекания;

  • очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность питания;

  • ушибы головы, травмы и многое другое.

Все это иной раз сразу не обнаруживается, но постепенно накапливается и влияет на психику ребенка, впоследствии сказываясь на ходе его индивидуального развития;

г) неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании.

Каждый ребенок трудновоспитуем по-своему, и в каждом случае для этого есть свои причины. Одни возникают вследствие своеобразия развития ребенка, его неугомонности и активности, другие — результат негативного воспитания, влияния среды, третьи — следствие нарушения в развитии и недостатков воспитания и пр.

Педагогическая запущенность: понятие, социально-педагогическая характеристика, особенности преодоления

В литературе и на практике сложились выражения педагогическая, социально-педагогическая запущенность детей. Они характеризуют определенные категории детей, не получивших необходимого для их возраста и развития воспитание и обучение. Данное явление существенно сказывается на формировании растущего человека и его дальнейшей судьбе. В основе педагогической запущенности лежат многие социально-педагогические проблемы, что требует их специального изучения.


Термин "запущенный" означает находящийся в упадке, запустении. Им обычно подчеркивают тот факт, что к данному месту, явлению не касалась рука (не проявились усилия) человека по его преобразованию (наведению порядка). По отношению к ребенку оно используется для характеристики отсутствия или недостаточности применения в отношении него в процессе его развития, воспитания и обучения целенаправленного учебно-воспитательного воздействия с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

Изложенное позволяет дать следующую характеристику педагогически запущенного ребенка – это ребенок, который не получил (недостаточно получил) соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, а также других воспитателей. Такая запущенность обусловлена прежде всего отсутствием (недостатками) воспитательно-образовательной работы с ребенком, следствием которых является социальная несформированность (недостаточная сформированность) личности, ее отдельных сторон как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями являются: недостаточное развитие; невоспитанность; упущения в развитии и воспитании; непосещение школы (необученность); низкая успеваемость и, как следствие, отсутствие или недостаток запаса знаний; слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов; низкая (недостаточная) активность в обучении, отсутствие необходимых навыков поведения и общения.

Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, воспитанности, образованности (обученности).

Запущенность ребенка в обучении, иногда называют дидактической. Она может проявляться в его отношении и успешности учебы в целом, а также по отдельным предметам (математике, русскому языку, чтению). Этим выражением подчеркивают упущения, проявившиеся в обучении в школе и овладении учебной программой.

Проблемные дети: понятие, социально-педагогическая характеристика, предупреждение

Одной из причин проблемного поведения детей и снижения их успеваемости является негативный социальный опыт. Это связано с систематическим переживанием неудач в значимых областях жизни. Ребенок теряет веру в свои возможности и испытывает постоянную тревожность и страх. Образ неудачника типичен. Взрослым важно знать признаки неуспешной социализации ребенка для того, чтобы вовремя оказать ему помощь. К ним относятся: