Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1)Идолы рода/племени-присущие человеческому роду вследствие ограниченности ума и чувств людей.
2)Идолы пещер-связанные с тем, что у каждого человека есть свой субъективный мир.
3)Идолы площади или рынка-связанные с неправильным употреблением слов.
3 вида слов:истинные,ничего не обозначающие и плохо образованные
4)Идолы театра-представления, некритически взятые людьми из разных философских систем.
Пути науки.
1.Путь паука/догматика-стремление к приумножению законов и правил.
2.Путь муравья/эмпирика-сбор фактов без анализа
3.Путь пчелы/ученого-сбор,анализ,систематизация и вывод.
Рационализм – источником знания является разум.
Метод дедукции (ход мысли от общего к частному).
Рациональный метод Декарта можно свести к двум положениям:
1)
в познании нужно исходить из интуитивных ясных истин, т.е. в основе его должна лежать интеллектуальная интуиция, которая рождается посредством самого ума и не вызывает сомнения.
2)в познании нужно исходить из тех следствий, которые выводятся из этих интуитивных воззрений путем дедукции.
Дедукция – это процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений к их следствиям.
Именно мышление оказывается первой, исходной интеллектуальной
интуицией, которая затем удостоверяет существование всего остального.
Новые методы истинны.
Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
Четвёртое – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме себя. Декарт полагал, что только Бог достоин именоваться субстанцией в полном смысле этого слова.
Декарт – сторонник онтологического
дуализма. Он утверждает существование в сотворенном мире двух «параллельных», независимых друг от друга субстанций:
1)
мыслящая субстанция, дух, сознание
2)физический мир, материальная Вселенная
11.Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения.Философия
Просвещения о природе человека и обществе.
Эпоха Просвещения (18 век).
Свободомыслие - вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.
Рационализм-идейно-теоретическое течение, возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, главенствующей чертой которого является всепроникающий разум.
Специфика этой эпохи состоит в том, что:
1.Просвещение полагает, что источником и критерием истинного знания является естественный разум индивида. Только в XVIII в. впервые можно с уверенностью говорить о формировании научного мировоззрения.
2.разумный человек ценен как активно действующий субъект. Он призван взять под контроль природу, а также все сферы человеческой деятельности: религию, общественное устройство, воспитание;
3.формируется убеждение, что история направляется не волей Божией, а самим человеком.
Вольтер, борясь против церкви, в то же время критически относится и к атеизму; он не отрицал существование Бога и часто упоминал о полезности религии. Ведь Бог является гарантией социального порядка и последним утешением бедных и обездоленных. Руссо утверждал, что научно-технический и культурный прогресс негативно влияют на изначально добрую человеческую природу. Руссо выдвинул идеал «благородного дикаря».
Дидро сравнивал человека с музыкальным инструментом: «Мы – инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства – это клавиши, по которым ударяет природа и которые часто издают звук сами по себе».В социальной философии интерес мыслителей Просвещения был сосредоточен на проблемах построения модели идеального общества справедливости и равенства. Красной нитью через все Просвещение проходит теория общественного договора в различных ее интерпретациях, которая предполагает, что люди частично откажутся от своей свободы и передадут управление государственной власти, чтобы получить или поддержать общественный порядок правовым путем.
12.И.Кант:философия как критическая деятельность разума.Теория познания
Канта.Учение Канта об основном нравственном законе.
В творчестве Канта принято выделять два периода – докритический и критический.
К докритическому периоду,когда он занимался наукой.
К критическому периоду,когда он непосредственно занимался философией
Теория познания
Кант выделяет два положения
:
а) наше познание не исчерпывается опытом б) опытное, эмпирическое знание состоит не только из того, «что мы воспринимаем посредством впечатлений», но и из того, «что наша собственная познавательная способность дает от себя самой».
Кант выделяет два вида знания:
1) знание апостериори (посредством опыта)
2) знание априори (знание, полученное до опыта и независимо от него), которое независимо от опыта и даже от всех чувственных впечатлений.
Чувственность-результатом является многообразие ощущений.
Рассудок-это мышление, оперирующее понятиями и категориями.
Разум-это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели и задачи.
Учение о нравственности.
Кант в своей философской системе проводит различие между понятиями теоретического и практического разума. Теоретический разум действует в сфере чистых идей и исключительно в рамках строгой необходимости. Под практическим разумом философ понимает область поведения человека в повседневной жизни, мир его нравственной деятельности и поступков.
Кант указывает на то, что в предшествующих этических теориях мораль выводилась из внешних по отношению к ней принципов: воли Бога, нравственных установок общества, различных эмпирических условий. Всѐ это Кант называет «гетерономией воли». Новизна же его подхода заключается в том, что практический разум детерминирует волю автономно. Автономия нравственности означает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов.
13.Этическое учение И.Канта.Категорический императив.
Исходным понятием этики Канта является автономная добрая воля.
Добрая воля – это предпосылка, основание выбора человека в сфере нравственности.
Практические принципы Кант делит на максимы и императивы.
Максимы – это личные, субъективные принципы поведения, то есть те соображения или мотивы, которые побуждают человека к действию, и относятся к конкретным индивидам.
Императив – это объективный принцип поведения, нравственный закон, значимый для всех.
Гипотетический императив определяет волю при условии наличия определенных целей:например, «если хочешь преуспеть, потрудись научиться».
Категорический императив – это объективный, всеобщий, безусловный моральный закон, и исполнять его – долг каждого человека без исключения.
Поступать в соответствии с этими законами – долг человека и гарантия моральности его поступков.
14.Философская система и диалектический метод Гегеля.
Главный тезис, который выдвигает Гегель, – это тождество бытия и мышления.
Гегель создал всеобъемлющую философскую идеалистическую систему. В основе системы Гегеля лежат абсолют, абсолютный разум/дух/идея.
Гегель различает четыре вида бытия:
1.Объективное мышление, или Логика сама по себе. Мысль здесь дана с наибольшей очевидностью, в связи с чем этот вид бытия обладает наибольшей реальностью.
2.относится все то, в чем разумность и закономерность можно рассмотреть при некотором усилии – это действительность; действительность – бытие становящееся.
3.события и явления, где доминируют остатки хаоса, все неоправданное, нелогичное, подлежащее саморазрушению.
4.всецело хаотичен, лишен логики и ритма. Это бытие на самом деле не существует вовсе и является иллюзией.
Абсолютный дух, или разум, по Гегелю, проходит определенные ступени своего развития: это Логика, Природа, Дух.
На первом этапе логические категории, вытекая одна из другой, разворачиваются в систему и создают логический каркас мира.
На втором этапе происходит самоотчуждение духа в область природы.
На третьем этапе Абсолютная идея достигает своих наивысших реализаций в развитии, которые Гегель обозначает как субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.
Субъективный дух осуществляется в рамках жизни конкретного человека. В форме единичного сознания дух не приходит к полному самопознанию и свободе.
Объективный дух реализуется в социальной сфере. Формы объективного духа: семья, общество, государство. Абсолютный дух – это высшее проявление духа. Его формами являются искусство, религия и философия.
Диалектический метод.
Три закона диалектики:
1) Единство и борьба противоположностей
Нельзя отрицать, не утверждая и наоборот. В этом законе по Гегелю находится источник движения и развития мира, человека и т.д.
Пример: свет\тьма, добро\зло, жизнь\смерть)
2) Закон перехода количественных изменений в качественные
Поначалу любое изменение происходит незаметно и большинство этого не замечает.
3) Закон «отрицание отрицания»
То же самое, что «тезис-антитезис-синтез» - в мире существуют противоположности, которых дает нечто новое, совмещающее качества противоположностей. Например: тезис – мужчина, антитезис – женщина, синтез – ребенок.
15.Социально-философские взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса.
В центре теории марксизма – концепция общественного развития. Маркс и Энгельс считали, что законы развития общества имеют такой же объективный характер, как законы природы. Задача философии состоит в раскрытии социально-экономических закономерностей, знание которых позволит людям овладеть своей материальной и общественной жизнью.
Ключом к пониманию закономерностей исторического развития для Маркса был диалектический метод Гегеля. Маркс отрицал идеалистический характер гегелевской диалектики, но он не отбросил еѐ, а переосмыслил с материалистической точки зрения.
В основе общественной жизни лежит материальное производство, главной характеристикой которого является способ производства. В соответствии с определенными типами способа производства были выделены следующие формы общественного устройства, которые получили название формаций: первобытнообщинная («племенную»), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.Считал,что рабовладельческая,феодальная и капиталистическая формации это борьба классов.Причиной этого стало частная собственность.
Способ производства представляет собой единство производительных сил (орудия труда, технологии, сырьѐ, капитал, люди с их способностью к труду) и складывающихся на их основе производственных отношений.
Свою историческую концепцию Маркс и Энгельс называли материалистическим пониманием истории. Центральной в ней является представление о том, вся совокупность политических и правовых отношений, духовной культуры и соответствующих им идей, и представлений, называемая надстройкой, полностью определяется способом производства, который составляет экономический базис общества.
Философия отчуждения.
1.Отчуждение от продуктов труда
2.Отчуждение трудовой деятельности
3.Отчуждени человеческой родовой сущности
4.Отчуждение других людей.
В таком обществе человек не имеет возможности получать удовлетворение от труда, который является принудительным, а не свободным; от общения, которое сводится к бессердечным товарно-денежным отношениям.
Причинами этих отчуждений является механизм капиталистического производства, основанного на буржуазной собственности, на эксплуатации одного класса другим.
Он считает,чтобы избавиться от отчуждения надо создать лучшее, справедливое общество, идеалом которого в марксизме выступает коммунистическое общество.
16.Философский иррационализм 19 века(А.Шопенгауэр,Ф.Ницше).
Шопенгауэр.
Философское учение Шопенгауэра противостоит рационалистической философии его знаменитого современника – Гегеля. По Шопенгауэру, основой мира и человека является, не Разум, не Дух, а бессознательная воля.
Воля бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, она присутствует везде - в живой и неживой природе, проявляется во всемирном тяготении, магнетизме, инстинктах животных, эмоциях людей.
Рассуждая о мире как представлении, Шопенгауэр утверждает, что мир сам по себе, вне нашего познания для нас ничто. Изначально мир бессознателен и хаотичен, но разум человека пытается организовать его и привнести порядок.
Его учение о человеке пессимистично, человеческое бытие наполнено страданиями, причиной которых становятся человеческие желания, вызванные волей.
Удовлетворение одних желаний порождает другие желания и это процесс остановить невозможно: чем больше человек желает, тем больше он страдает.
Ницше.
Фридрих Ницше – в центре философии человек и культура, которую он создал. Он выступал против традиционных ценностей, однако при этом являлся критиком современного индустриального общества. Главная ценность классической культуры –
Бог. Ницше был атеистом, он не только не верил в Бога, но и испытывал неприязнь по отношению к религиям. Он считает, что вера в Бога в современном мире не имеет никакого смысла. Ницше считает что человек познает мир, чтобы заручиться своей самоуверенностью, однако умение логически мыслить не означает, что с мир устроен логично и вообще может быть познан с помощью способностей человека.
17.Основные идеи русской философии второй половины 19в-начало 20в.
В российской философии XIX – нач. ХХ века формируются три направления:
1) религиозно-идеалистическое (берущее начало от славянофилов);
2) материалистическое (от западников - к марксизму)
3) русский космизм (представленный религиозным и естественнонаучным течениями).
Основные направления: анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин), позитивизм (П. Лавров), материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев), марксизм (Г. Плеханов,
А. Богданов, В.И.Ленин). Отдельно от них развивалась философия в духовных академиях. Лидерами были Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой.
Другие основные представители русской философии.
Владимир Сергеевич Соловьев - первый оригинальный русский философ мирового масштаба. Знают его по фундаментальному учению о богочеловечестве. В основе лежит воссоединение православия и католичества. Принцип всеединства-связь Бога