Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее яркими представителями постмодернизма являются французские философы: Жан Бодрийяр, Жак Деррида, Жан-Франсуа Лиотар.
Основные черты философии постмодернизма.
– отказ от уверенности в прогрессе (Г. Гегеля и К. Маркса). Будущее постмодернизм рассматривает как многообразие различных социальных форм. Мир не развивается, а изменяется.
– отказ от проектного мышления. Общество рассматривается как спектакль, где акцент сделан на поверхностности. На смену единству пришел плюрализм.
– отказ от авторитета знания и рациональности. Язык - есть средство с помощью, которого различные люди создают различные истины
–отказ от поиска исторических закономерностей и общественных законов. Изучение частного.
– отказ от идеи независимого существования реальности и объективной истины.
Постмодернизм считает, что возможны различные способы описания реальности и все они равноправны. Мир воспринимается как текст, рассказ (нарратив), где текст многозначен.
-смешение высокого и низкого, массового и элитарного.
- образная природа реальности, где образ перестает быть отражением чего-либо.
- Личность является мультикультурной, современный человек находится в ситуации постоянного поиска идентичности. При рассмотрении проблемы человека возникают два положения: 1) стремление человека расширить свою свободу, 2) понимание природы человека как абсолютно изменчивой.
1   2   3   4

19.Философия бытия(онтология) как раздел философского знания:основные
проблемы и категории.Бытие,движение,пространство и время.Единство и
многообразие мира.
Онтология-учение о бытие.
Проблемы онтологии:
1.Существует ли единая основа бытия
2.Имеет ли мир начало и конец в пространстве и во времени
3.Изменяется ли мир
4.Что является основой единства мира.
Категории онтологии:
1.Бытие-всеохватывающая реальность,все то,что существует,или все,то есть. а)Материальное-все те явления,которые существует все и от человека,и представляют,собой объективной реальности. б)Духовное-многообразные явления социума,которые существуют в сознании людей и составленные содержание субъективной реальности.
2.Материя-объективная реальность,существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Свойства:всеобщность,бесконечность в пространстве,вечность во времени.
3.Сознание- это активное целенаправленное познание и восприятие человеком мира.
4.Движение-любое изменение вообще,начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.
Формы движения материи:
1)Механистическая-перемещение тел в пространстве
2)Физическая-движение молекул
3)Химическая-движение атомов внутри молекул
4)Биологическое-развитие белковой формы жизни

5)Социальное -все изменения в обществе
5.Пространство-характеризует протяженность,структурность,сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.
Свойсвтва пространства:протяженноть,однородность,трехмерность,изотропность
6.Время-форма бытия материи,выражающая длительность ее существования,последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.
Фундаментальные характеристики времени: однородность, продолжительность, одномерность,необратимость.
Виды пространства и времени.
1.Физическая-объективное измерение
2.Биологическое-живых организмов
3.Психоаналитического времени-неоднородная
4.Цикличность
5.Социальная
Единство и многообразие мира, единство в его многообразии. Все философские концепции, признающие важность онтологической проблематики и разрабатывающие её с опорой на естественные науки, рассматривают многообразие бытия под углом зрения его материального единства. С этой точки зрения мир, в котором мы живем– это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него.
20.Бытие и реальность.Виды реальностей.
Бытие мира конкретизируется в понятии реальное.
Реальность представляет собой объективность фактически существующий мир, окружающую действительность.
Виды реальностей:
1.Объективная реальность-понимается все материальное, что окружает нас. Это все, что существует независимо от сознания человека и отображается им.
2.Субъективная реальность-восприятие реальности индивидом. Этот вид реальности
- осознаваемые человеком его психические состояния, которые удостоверяют факт существования объективного мира.
21.Бытие и сознание.Проблема сознания в философии.Самосознание.
Сознание – это активное целенаправленное познание и восприятие человеком мира.
Виды сознания:
1.Индивидуальное
2.Общественное
Проблема сознания – одна из наиболее сложных в философии, сложность которой вызвана тем, что - изучать сознание человек может только при помощи сознания.
Самосознание-это оценка человеком своего нравственного облика,идеалов,мотивом поведения есть важнейшая черта современной личности.
22.Познание и его сущность.Познавательная и практическая деятельность
человека.Проблема познаваемости мира.Познание и знание.Знание и
информация.
1.Познание и его сущность.
Все люди от природы стремятся к знанию.Теория познания, рассматривающая проблемы бытия и сознания, образует основу всей философии. Теория познания —

это общая теория, объясняющая саму природу познавательной деятельности человека в любой области.
2.Познавательная и практическая деятельность человека.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению с помощью механизма наследственности, культуры. Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой.
3.Проблема познаваемости мира.
Обозначим 3 основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики ее отрицают, скептики не отрицают, но выражают сомнение в достоверности знания. Основная проблема, которая приводит к агностицизму- предмет в процессе его познания преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, который он приобрел в результате такого преломления.
4.Познание и знание.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
5.Знание и информация.
Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливало о нем информацию.
Знания, которыми обладает человек можно условно разделить на 2 группы: факты и правила.
Факты: Знания об определенных явлениях; события; свойства объектов; зависимости между объектами.
Правила: знания о последовательности действий, направленных на достижение некоторой цели.
23.Субъект и объект познания.Виды познания.
Категории «субъект» и «объект» – основные категории философии познания.
Субъект познания – это познающий человек, рассматриваемый в отвлечении от его конкретных индивидуальных характеристик.
В современной эпистемологии субъект познания – это, прежде всего, субъект- индивид, т.е. человек, рассматриваемый в отвлечении от его конкретных единичных свойств.
Субъект познания обладает определенными познавательными способностями: способностью чувственного познания мира, т.е. познания с помощью органов чувств, мышлением, интуицией, эмоциями и др. Важную роль играет воля человека.
В современной философии помимо субъекта-индивида выделяют также коллективный субъект.Целесообразно, как представляется, выделять и социальный субъект как некоторый идеальный тип, выражающий социальные смыслы познания в целом.
Объект познания – та часть реальности, на которую направлена познавательная активность субъекта.
Виды познания:
1.Обыденное-основано на житейском опыте
2.Религиозное-мышление при помощи религии
3.Научное-предполагает поиск объяснений и закономерностей


4.Философское-восприятие мира как целостности, синтез научного и художественного познания
5.Художественное-основано на чувственном восприятии объекта
24.Чувственное и рациональное познание.Интуиция и творчество.
Чувственное познание-это познание с помощью органов чувств.
1.Ощущение-отражение свойств объективных реальностей,возникающее в результате воздействия на органов чувств.
2.Восприятие-это когда различные чувственные ощущения в нашем сознании объединяются в целостный образ.
3.Представление-чувственно-наглядный образ предмета, который сохраняется и воспроизводится в сознании без непосредственного воздействия предметов на человека.
Особенности:
1.Отсутствие с предметом
2.Обобщенность с предметом
3.Воспроизводство в памяти
Роль чувственного познания:
1.Основа познания и мышления
2.Единственный какая-либо либо связь человека с предметным миром
3.Все Первичный информации от органов чувств
4.Невозможное развитие
Рациональное познание-форма абстрактного мышления.
1.Понятия – основная форма мышления, они отражают важнейшие характеристики объекта.
2.Суждение – всякая заверенная мысль, фраза, которая несет важную информацию об объекте познания.
3.Умозаключения – форма мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое знание.
Интуиция и творчество.
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее. Главным критерием в творчестве является мышление, его критичность и самокритичность, что помогает создавать и успешно решать проблемные ситуации. В творчестве чувственное и рационально дополняют друг друга.
Тесно связана с творчеством интуиция.
Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
25.Проблема истины в философии.Основные концепции истины.Истина и
заблуждение.Коммуникативные аспекты познания:познание-диалог-понимание.
Характеристика истины:
1.Объективная истина-это такое содержание человеческих знаний,от которых не зависит ни от человека ни от человечества.
2.Абсолютная и относительная истина.
Абсолютная-это полное безусловное исчерпывающее знание об объекте.
Относительная-это неполное,неточное знание об объекте,которое соответствует определенному уровню и этапу развития
Концепция
Определение
Критерий


Классическая(коррепондет ная)
Истина есть соответствие знания и высказываний действительности
Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость
Когерентная
Истина есть согласованность знаний
Согласованность с общей системой знаний
Прагматическая
Истина есть практически полезное знание
Эффективность,полезност ь,практика
Конвенциональная
Истина есть соглашение
Всеобщее согласие,общезначимость
Проблема истины в философии
Главная цель познания – получение истины. Первый вопрос в проблеме истины: можем ли мы получать при взаимодействии с окружающим миром такие знания, содержание которых бы не зависело ни от кого?
Второй вопрос: насколько наши знания об объективной реальности соответствуют этой самой реальности?
Истина и заблуждение
Заблуждение – непреднамеренные ошибки в процессе познания, происхождение которых можно объяснить неполнотой знаний, их ограниченностью на данном этапе развития познания.
Заблуждения неизбежны и является необходимым моментов в процессе познания и одной из возможных форм познания.
Следует отличать заблуждения ото лжи.
Ложь – преднамеренное искажение истины, возведение заведомо ошибочных представлений в ранг истинных, и связанная с этим передача ложного знания.
Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; характеристика знания с точки зрения его соотношения, как с материальным миром, так и областью идеального.
Первый признак (свойство) истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительности опытом, практикой и независимость истинного знания от отдельных людей (например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг солнца)
Коммуникативные аспекты познания: познание – диалог – понимание
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Диалог – искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать.
(Можно упомянуть Сократа. В его практике диалог - основной метод нахождения истины. Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял повивальное искусство (майевтику) — искусство определять понятия посредством наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.)
Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.