Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26.Научное познание и его специфика.Методология и методы научного
познания.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Наука-особый вид познавательной деятельности,направленной на выработку объективных,обоснованных,достоверных,системно организованных знаний о мире,о законах развития природы,общества и человека.
Специфика научного познания:
1.Объективность
2.Доказательность
3.Достижение истинного знания
4.Постижение сущность объекта и закономерностей его развития
5.Системность,упорядоченность знаний в форме закона,теорий,понятий.
Уровни научного познания:
1.Эмпирический-непосредственная направленность на объект,преобладание чувственного восприятия.
Целью является установление научного факта.
Средства получения знаний:
1.Наблюдение-это целенаправленный процесс восприятия объекта, находящегося в естественном состоянии.
2.Эксперимент-целенаправленное исследование явлений в контролируемых и управляемых условиях.
3.Сравнение-это сопоставление объектов с целью выявления сходств и различий между ними.
4.Описание-– фиксация в той или иной форме результатов наблюдения или эксперимента.
5.Измерение-это процесс соотнесения измеряемых величин с эталоном, образцом, принятым за единицу измерения.
Методы познания:
1.Индукция-способ рассуждения, который строится на основе обобщения частных посылок.
2.Анализ-разделение целостного предмета на составляющие.
3.Синтез-соединение отдельных частей в целое.
4.Аналогия-прием мышления, при котором на основе сходства объектов по ряду признаков выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях.
5.Систематизация
6.Классификация
2.Теоретический-преобладание рационального момента в виде таких форм мышление,как понятия,теории,законы,гипотезы.
Целью является формулирование научного закона.
Средства получение знаний:
1.Абстрагирование-рассмотрении в явлении существенных для исследования свойств.
2.Идеализация-это мысленное конструирование реально не существующих
(идеальных) объектов.
3.Формализация-метод изучения некоторых объектов в формализованных системах с помощью искусственных языков.
4.Моделирование-это метод исследования, при котором объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому.
Методы познаний:


1.Дедукция-способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью выводится заключение частного характера.
2.Аксиоматизация
3.Математическое моделирование.
27.Наука и общество,наука как социальный институт.Наука и культура.
Наука-особый вид познавательной деятельности,направленной на выработку объективных,обоснованных,достоверных,системно организованных знаний о мире,о законах развития природы,общества и человека.
Современная философия науки изучает науку в трех основных аспектах: как научное познание, как социальный институт и часть культуры.
Основные функции науки в жизни общества:
1.Познавательная-состоит в том, что научные знания о мире служат развитию образования, культуры, экономики, технологий, интеллектуальному и духовному развитию человека.
2.Мировоззренческая функция-органично связанная с ее познавательной функцией, начала формироваться в Новое время, в эпоху индустриального общества, а в полной мере проявила себя в наши дни. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, выражающих отношение человека к миру и регулирующих его поведение.
3.Производственно-практическая функция .
В настоящее время, в условиях интенсивного роста наукоемких технологий, в условиях развития инновационной экономики, включения науки в экономику знаний, развитие науки приобретает все большую практическую направленность.
4.Социальная и культурная функции-Научные знания используются для решения самых разных социальных проблем. Ученые выступают в качестве экспертов при подготовке социальных, экономических программ, при решении глобальных проблем современности.
5.Прогностическая функция-состоит в разработке системы обоснованных, опирающихся на знание научных законов, предположений о вероятностном развитии объектов, относящихся к той или иной предметной области.
Наука как социальный институт.
Предпосылки возникновения науки как социального института.
1.Общественно-экономические(утверждение капитализма)
2.Социальные условия(перелом духовной культуры,подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления)
3.Определенный уровень развития самого знания(научная революция 17в.,в накопление эмпирических данных,подлежащих теоретическому обобщению)
4.Институциализация науки(создание Академий наук,открытие университетов,формирование научных сообществ)
Наука как социальный институт,или форма общественного сознания,представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями,числами научного сообщества,систему отношений,норм и ценностей.
Главной позитивной санкцией в социальном институте науки является признание коллег. Это высшая награда, в конечном итоге более значимая, чем материальное вознаграждение, так как научная деятельность результативна лишь тогда, когда признана коллегами.
Негативные санкции ожидают тех, кто допускает отклонения от принятых в науке норм. Например, сообщество может наказать ученого, присваивающего чужое

авторство, выдающегося чужое произведение или изобретение за свое собственное.
Это действие называется плагиатом (от лат. plagiatus – похищенный), а лицо, занимающееся плагиатом – плагиатором.
Научно-технический прогресс оказывает влияние на культуру в форме проникновения в нее техники. История культуры запечатлела вхождение в искусство разных видов техники.
Взаимодействие техники и искусства привело к появлению новых технических видов искусства, таких как художественная фотография, кино, телевидение. Научно- техническая революция вызвала к жизни такие виды творческой деятельности, как дизайн, способствовала появлению в архитектуре не только новых форм, но и использованию новых видов строительных материалов (стекла, пластика, алюминия взамен дерева, кирпича, мрамора).
1   2   3   4

28.Философские проблемы техники.Техника и ее роль в становлении человека и
общества.Особенности современного научно-технологического развития.
Философия техники исследует феномен техники, сущность техники, место техники в культуре и в системе человеческой деятельности, исторические этапы и перспективы развития техники.
Основные задачи философии техники:
1.изучение сущности и природы техники и технологии; уточнение понятий техники и технологии;
2.изучение исторического развития техники и технологии; исследование технической реальности;
3. изучение влияния техники на человека, общество и культуру;
4.анализ технического знания, технических наук, их специфики и взаимосвязи с естественными науками и социально-гуманитарным знанием;
5.изучение влияния техники на природу и человека; поиски новой модели взаимодействия человека и природы;
6.изучение аксиологических и нравственных проблем техники.
Техника:
1.множество искусственных, предметных формаций (артефактов или предметных систем), ориентированных на пользу
2.множество человеческих деятельностей, в которых эти предметные системы возникают
3.множество человеческих деятельностей, в которых эти предметные системы используются.
Философские проблемы техники:
1.Глобальный характер научно-технического прогресса, его способность затрагивать всё население Земли.
2.Проблема неограниченного количественного роста техники.
3.Угроза всемирной катастрофы, связанная с развитием военной промышленности и необратимостью экологического кризиса.
4.Проблема гуманизации технологического роста, предотвращения его конфликта с процессом самоутверждения творческой личности.
Техника и её роль в становлении человека и общества.
В целом техника базис и продукт цивилизации, а то как она используется зависит от состояния культуры.
Эпохи развития техники:

1.Примитивная- примитивные, индивидуальные средства труда для охоты и рыбной ловли.
2.Аграрно-ремесленная.
3.Промышленная- появление машин.
4.Информационный этап в развитии общества.
Его особенности:
1.Из-за большой скорости развития научно-технического прогресса знания и технологии быстро устаревают и обесцениваются.
2.Практически все новые технологии связаны друг с другом и дополняют друг друга.
3.Современный научно-технический прогресс предоставляет возможность альтернативным путям развития. (Например, альтернативная энергетика.)
4.Научно-технический прогресс двигается с ускорением.
29.Проблема сущности человека.Единство природного,социального и духовного
в человеке.
Проблема сущности человека.
Заключается в различном подходе к человеку. В разные времена философы сводили сущность человека к биологическому или социальному началу, к разуму или его божественному происхождению, что послужило причиной конфликтов между религией и наукой.
Единство природного,социального и духовного в человеке
.
В философской антропологии сущность человека определяется как единство биологического (природного) и социального.
Биологическая природа Homo sapiens сложилась в результате длительной эволюции и проявляется в том, что человек как биологическое существо рождается, продолжает себя в детях, умирает.
У вида Homo sapiens поведение формируется преимущественно социальным путѐм – путѐм воспитания, научения в процессе социализации, ведь человек – не только биологическое, но и социальное существо, часть социальной реальности.
Человек и общество органично связаны, так как их становление происходило одновременно в процессе антропосоциогенеза – совместного становления человека и обществ. Основные факторы антропосоциогенеза: орудийная деятельность и становление труда, социо творческая функция языка, регулирование брачных отношений, нравственно-социальные запреты. В результате человек как социальное существо тесно связан с существованием и развитием общества; он является носителем культуры, тех свойств и качеств, формирование которых осуществляется социальным способом.
Биологическое и социальное существуют в единстве: социальные факторы могут влиять на биологические, биологические – на социальные. В частности, развитие медицины и системы здравоохранения в обществе увеличивает продолжительность жизни человека, а природные процессы, например, пандемия – влияют на организацию социальной жизни человека.
Помимо этого, стоит рассмотреть духовное содержание бытия человека. Высокая духовность предполагает соответствующий уровень развития ценностных ориентаций личности, их воплощение в реальной практике. Духовность – это, прежде всего, творческое начало в человеке, это культура чувств, человеческих переживаний, это, конечно, накопление, «взращивание» нравственных качеств, нравственное совершенствование. Духовная свобода, или внутренняя свобода, – избирательная и согласованная активность сознания, воли и нравственных сил человека в процессе его

целесообразной деятельности, это возможность самостоятельно осуществлять выбор, принять решение и воплотить его в жизнь.
30.Философские проблемы человеческого существования.Проблема смысла
жизни,свободы и ответственности человека.
Существование – бытие целостного существа личности во всем многообразии форм, видов и свойств проявления единства биологического, социального и психического
(каждого отдельно).
Проблема смысла жизни.
Смысл жизни человека определяют базовые ценности, служащие человеку ориентиром в течение всей его жизни.
Проблеме смысла жизни особое внимание уделяла русская философия XIX-XX вв.
Ф.М. Достоевский был убежден, что без твердого представления, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всѐ были хлебы».Смысл жизни Бердяев увидел в творчестве, творческое отношение к жизни – это «долг и обязанность» человека». Только реализуя себя в творчестве, человек способен вырваться из рабского состояния мира к свободному обществу. Но творчества нет без свободы.
В истории человеческой культуры известны разные ответы на этот вопрос. Согласно гедонизму, жизнь человеку дана для получения наслаждений и удовольствий. В этике долга смысл бытия человека – это жертвенность, осуществляемая ради возвышенной, благородной цели. С позиций утилитаризма смысл жизни в удовлетворении потребностей и желаний, достижении успеха и пользы. А эвдемонизм утверждает, что главное в жизни человека – это стремление к достижению счастья, именно оно является наивысшим благом для человек.
Основные проблемы экзистенциалистской философии - существование (экзистенция) человека, смысл его жизни, свобода, ответственность за свою судьбу, выбор человеком своей сущности, поиск подлинного бытия, обсуждались в трудах немецких философов К. Ясперса, М. Хайдеггера, французских философов Ж.П. Сартра , А.
Камю, Г. Марселя, русских философов Н.А. Бердяева, Л. Шестова.
Экзистенциалисты считают, что существование (экзистенция) предшествует сущности и человек сам выбирает (создает) свою сущность в процессе жизни. В этот мир человек «заброшен», он не выбирает времени и места своего появления в жизни. И на протяжении всей жизни он будет формировать свою сущность, стремясь к индивидуальной цели.
Проблема свободы и ответственности человека.
Проблема человеческой свободы и ответственности человека за свою судьбу – одна из основных в экзистенциализме.
Свобода одного человека целиком зависит от свободы других людей. И это заставляет любого человека чувствовать ответственность за свой выбор перед другими людьми.
Путь человека к миру свободной воли нередко лежит через пограничные ситуации.
Свобода – это условие подлинного бытия, т.е. свободного существования человека, требующего от человека мужества в выборе действия и ответственности за свои действия. Человек, соединяя бытие и время, сам выбирает свое настоящее, прошлое и будущее.
Экзистенциалисты различают подлинное и неподлинное бытие. Неподлинное бытие – это обыденная жизнь человека, по правилам, нормам и устоям той среды, в которой он живет, и целям которой он должен подчиняться. В этом неподлинном бытии человек обезличивается, утверждали экзистенциалисты, теряет свою