Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.
Предмет философии является отношение ”человек–мир”.
Структура философии:
1.Онтология-учение о бытиях
2.Гносеология-учение о познании
3.Этика-учение о нравственности
4.Эстетика-учение о прекрасном
5.Социальная философия-учение об обществе
6.Философская антропология-учение о человеке.
7.Логика-учение о законах мышления
8.Аксиология-учение о ценностях.
Функции философии:
1.Мировоззренческая-состоит в создании целостной системы знаний о мире и человеке, целостной картины мира, в которой на единой основе понимаются мир и действующий в нем человек.
2.Познавательная-состоит в приращении знаний, получении новых знаний о законах и закономерностях наиболее общих отношений человека и мира, интеграции, синтезе существующего знания, систематизации знаний и их объединении в целостное знание.
3.Методологическая-это функция философии по отношению к познавательной деятельности в целом и к научному познанию.
4.Аксиологическая-состоит в разработке и формировании духовных ценностей человека, представлений об идеалах общественного устройства, о моральных нормах и нравственных ценностях, о справедливости, добре и т.д.
5. Прогностическая-позволяет предвидеть возможные будущие состояния реальности на основании знания о существующих закономерностях ее развития.
6.Логическая-состоит в том, чтобы научить человека правильно мыслить, видеть за случайным – необходимое, за явлением – сущность; правильно давать определения понятий; философия воспитывает культуру мышления и формирует умение находить аргументы в споре.
7.Критическая-по отношению к заблуждениям, предрассудкам, устаревшим взглядам, другим видам мировоззрения, а также по отношению к действительности, не соответствующей ценностям и идеалам.
Философия и мировоззрение.
Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, об отношении человека к окружающей его действительности и самому себе.
Мировоззрение включает в себя мироощущение, мировосприятие, миропонимание, т.е. разные уровни и разную глубину познания человеком мира.
Какое же отношение имеет к мировоззрению философия? Между ними существует самая тесная и непосредственная связь. Философские размышления – это средство разработки мировоззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях, в конечном счете, выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений.
Таким образом, мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения.
2.Философия в системе духовной культуры.Соотношение философии,мифологии,религии и науки.
культура – это то, что противостоит и противоположно природе, то, что создается человеком как субъектом творческой деятельности в процессе преобразования природы.
Виды духовной культуры:
1.Мифология-целостная картина мира,в которой элементы знания переплетены между собой,характерна для различных этапов развития общества.
От мифологии философия унаследовала вопросы о происхождении и взаимоотношении человека, мира и общества.
2.Религия-вера в сверхчувственный мир и признание сверхъестественной реальности.
Общее можно найти в том, что философия, так же, как и религия, стремится выйти за пределы возможного опыта, она также нацелена на поиск человеком глубинных оснований собственного бытия и бытия мира.
3.Философия-система знаний о фундаментальных принципах человеческого бытия и об отношениях человека к миру.
Философия взаимосвязана со всеми видами духовного освоения действительности, и, вместе с тем, является самостоятельным типом мировоззрения.
4.Наука-область человеческой деятельности,направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Роль философии в науке заключается в методологии научного познания.
5.Искусство-способ отражения действительности в форме художественных образов.
3.Античная философия:первые философские школы(ионийская,элейская,пифагорейская,атомистическая школы).Космоцентризм ранней греческой философии.
Античная философия(7-6 вв.до н.э -5 в.н.э.)
Этапы развития:
1.Натурфилософский(доклассический)(7-5 вв. до н.э.)
2.Классический(5-4 вв. до н.э.)
2.1.Гуманистический(5 в. до н.э.)
2.2.Классический период(5-4 вв. до н.э.)
3.Эллинистический(4 в. до н.э.-3 в.н.э.)
Ионийская(милетская) школа:
Считается первой философской школой Древней Греции.
Отправной точкой философских рассуждений о мире и его первоначале милетским мыслителям служит представление о существовании стихий, или первоэлементов.
Таких стихий ранняя греческая философия выделяет четыре: вода, огонь, воздух, земля; позже добавится пятая – эфир.
1) Фалес (основал школу): Первоначало-вода, т.к. 1) вода источник жизни. 2) текуча, а соответственно изменчива. 3) преобладает в природе.
2)Анаксимандр(ученик Фалеса):Первоначало-апейрон(беспредельная субстанция, неопределѐнная первоначальная вещественность).
3)Анаксимен:первоначалом всего существующего считал воздух, из которого путем разрежения и сгущения образуются вода, земля, огонь.
Элейская школа:
Основные идеи элеатов были изложены Парменидом в поэме «О природе». Парменид рассматривает два главных вопроса: 1) вопрос об отношении бытия и небытия, и 2) вопрос об отношении бытия и мышления.
Элеаты впервые ввели категорию бытия в область философской мысли и поставили вопрос о соотношении бытия и мышления. Вместе с тем, элеаты установили качественное различие между тем, как мир дан нам в чувствах и как он постигается в мысли.
Пифагорейская школа:
видели начало всех вещей в числах. Числовые пропорции и законы, по мнению пифагорейцев, можно найти в музыке и звуках, в смене времен года и т.д.
Атомистическая школа:
Создатель этой школы Демокрит.
Первоначала всего сущего – атомы и пустота.
Бесконечное число форм атомов объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются друг от друга порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.
Космоцентризм-космос в центре мировоззрения.Человек есть микрокосмос.
4.Философия Платона.Учение об идеях,о познании,о государстве.
Платон ученик Сократа.
Философия Платона носит характер объективного идеализма. Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире, и связывает их с сущностями, которые он именует идеями (видами), или эйдосами (образами).
Идея является: 1) причиной возникновения вещей; 2) образцом, в соответствии с которым вещь формируется; 3) целью, к которой вещь стремится в своем развитии.
Платон делит мир на 2: мир вещей и мир идей.
Мир идей - подлинное и истинное бытие. Совершенный. Вечный. Неизменны и неподвижны.
Мир вещей – кажущееся бытие. Несовершенный. Конечный.
Учение о познании
Он разрабатывает собственную теорию познания.Он выделил следующие виды знания: чувственное и интеллектуальное. Чувственное состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое мыслительное построение вещей, основывающееся на «вере». Знание такого рода- не истинно, и Платон называет его мнением. Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину. Оно делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, направленную на изучение (тщательное наблюдение) объекта. В сфере рассудка познающий пользуется умом, чтобы понимать чувственные вещи как образы.
Учение о государстве.
Люди должны делиться на 3 сословия:1)ремесленники,рабочие;2)воины и стражи
3)правители-философы.
5.Философия Аристотеля и ее место в развитии античной философии.
Аристотель ученик Платона
Аристотель считал, что подлинным бытием обладает не общее, не идея, не число, а конкретная единичная вещь.
Закон непротиворечия:невозможно,чтобы одно и тоже время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении.
Учение о 4 причинах(причины существования):
1.Сущностная-сущность (форма/схема/план)
2.Материальная-материя (из чего?)
3.Движущая- источник (кто?)
4.Целевая-конечная цель
Учение о душе:
1.Растительная душа-питание,развитие,размножение
2.Животная душа-ощущения
3.Разумная душа-рефлексия
Истина, согласно Аристотелю, состоит в соответствии мысли действительности.
Сформулировал 3 закона логики:
1.Закон тождества:каждая мысль или понятие о предмете должны быть чѐткими и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.
2.Закон(запрета)противоречия:: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них обязательно ложно.
3.Закон исключенного третьего:истинно либо суждение, либо его отрицание, а третьего не дано.
Существенное внимание Аристотель уделял изучению государства и общества. В его трудах поставлены проблемы, которые актуальны до наших дней: проблема справедливого устройства государства, цель создания государства, проблема зависимости социальной активности от имущественного положения гражданина.
6.Теоцентризм как особенность мировоззрения эпохи европейского Средневековья.Средневековая философия,ее особенности и основные этапы развития.Патристика(Аврелий Августин).
Теоцентризм-Бог в центре.Мир и человек существуют благодаря богу. Источником всякого бытия является бог.
Особенности средневековой философии (СФ):
1) Главная особенность заключается в тесной связи с философии с Богом.
2)Философия сохраняет свою связь с разумом, но при этом призвана рационально доказывать догматы церкви, отсюда знаменитая фраза: “Философия - служанка религии”
3)Человек занимает особое место в мире как образ Бога. Задача человека - стремиться к безгрешности бога, его любви и святости.
Креационизм - мир сотворен Богом из ничего
Провиденциализм - Бог управляет миром
Эсхатологизм - вера в неизбежный конец мироздания (страшный суд).
Этапы средневековой философии(5-15 вв.н.э.):
1.Патристика-становление христианского учения, деятельность отцов церкви.
2.Схоластика-систематизация и обоснование христианского вероучения. Центры интеллектуальной жизни перемещаются из крупных городов в монастыри.
Этапы Патристики:
1.Апологетика-защита и оправдание христианского вероучения.
2.Классическая патристика-систематизация христианского вероучения.
3.Заключительный период-положение религии
Этапы Схоластики:
1.Ранняя
2.Зрелая
3.Поздняя
Аврелий Августин.
Теория времени:время существует в прошедшем,настоящем и будущем.Однако прошлое уже не существует,а будущего еще не существует,а настоящее стремится исчезнуть.Настоящее невозможно разделить на части.
Теория веры и разума: Вера и разум не противоречат друг другу.Любое познание начинается с веры.
Теории добра и зла: зло не в мире,а зло в человеке.
7.Средневековая схоластика:проблема соотношения веры и разума,спор об универсалиях.Фома Аквинский.
Фома Аквинский
Фома Аквинский утверждал, что бог представлен в человеке в виде совести. Разделял добродетели (нравственные качества человека) на умственные (интеллект), нравственные (добро, и прочие моральные нормы) и богословские (вера, надежда, любовь), последние считал наивысшими.
Фома Аквинский утверждал, что зло – менее совершенное благо, допускаемое Богом, чтобы вселенная достигла высшего блага. Если бы не было зла, не было бы многих благ.
5 причин обоснований бытия Бога
1.Доказательство от движения
2.От природы действующей причины
3.От вида бытия
4.От разных степеней совершенства
5.От порядка
Спор об универсалиях:
3 типа спора
1.Номинализм.Универсалии живут только в языке и благодаря языку. Т.е. это только мысленные образы.
2.Реализм..Универсалии существуют реально и независимо от сознания. Они основаны на реальном сходстве.