Файл: 1. Возрастная гигиена. Определение. Задачи. Классификация возрастных периодов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для первых лет жизни ребенка характерны энергичное окостенение и рост скелета. Начало и окончание окостенения отдельных частей его происходят в разное время, но для каждой кости эти сроки постоянны. На 14—15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20—21 году пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отростков грудной кости происходит в 15—16лет, верхних — к 21-25 годам, поэтому при неправильных положениях тела и длительном статическом напряжении возможны разнообразные искривления позвоночника и деформация грудной клетки.

Одновременно с развитием костной развивается и мышечная система. Развитие мышц у детей происходит неравномерно: сначала развиваются крупные мышцы конечностей, позднее — мелкие мышцы. У детей 7-8 лет мышцы спины еще слабые, что в значительной степени способствует искривлению позвоночника. Развитие моторики у детей и подростков также происходит неравномерно. Так, к 6-7 годам ребенок хорошо владеет мускулатурой, но тонкие движения для него трудны, что объясняется некоторым недоразвитием координации. Даже в возрасте 8-12 лет иногда отсутствуют ловкость и согласованность мышечных сокращений. Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается, подростки легко усваивают трудовой процесс и хорошо владеют инструментом. Указанные особенности развития мускулатуры и моторики у детей и подростков определяют ряд гигиенических требований, направленных на охрану мышечной системы, ее развитие и укрепление.

  1. Особенности формирования дыхательной ,сердечнососудистой и нервной системы.

Верхние и нижние дыхательные пути у детей значительно более узкие, чем у взрослых, полости носа малы и недоразвиты, поверхность легочной альвеолы в 3-4 раза меньше, слабо развита дыхательная мускулатура. Почти горизонтальное положение ребер и малая экскурсия грудной клетки у детей раннего возраста обусловливают недостаточное развитие всех отделов легкого, а следовательно, недостаточную вентиляцию, особенно в задненижних отделах.

Особенностью сердечно-сосудистой системы является более медленное увеличение массы сердца по сравнению с ростом артериальной системы; это несоответствие особенно проявляется в период полового созревания, что необходимо учитывать при организации труда и отдыха учащихся
, в частности работы в школьных мастерских и на производстве, а также при профессиональном отборе подростков.

Нервная система, имеющая решающее значение в деятельности всего организма, к моменту рождения морфологически и функционально незрелая. Лишь к 8—9 годам заканчивается формирование мозга. В первые годы жизни ребенка масса головного мозга заметно увеличивается: у новорожденного она равна 360-390 г, к концу 1-го года увеличивается в 2—2,5 раза, к концу 3-го года — в 3 раза, достигая в среднем 1100 г. Мозг 7-летнего ребенка весит 1250 г, в дальнейшем его масса нарастает очень медленно. К 7 годам поверхности большинства корковых областей составляют 80—90% таковых взрослого человека. Избирательное развитие мозга в первые годы жизни человека нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование условно рефлекторной деятельности. Через нервную систему осуществляется связь с окружающей средой, образуются механизмы адаптации к постоянно меняющимся условиям, обеспечиваются оптимальные условия для приема информации и осуществления интегральных действий. Центральная и периферическая нервная система, особенно кора больших полушарий мозга, у детей младшего школьного возраста физиологически еще недостаточно развита и в функциональном отношении неустойчива. Процессы возбуждения, иррадиации преобладают над процессами концентрации и торможения. С этим связаны меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость центральной нервной системы у детей, особенно при неправильной постановке учебной работы, сопровождающейся большой умственной нагрузкой.Значительные изменения претерпевают и орган зрения. К 6 месяцам ребёнок приобретает способность координировать движение глазных яблок, к первому году-различать цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая изменяется нас размеренную к 7-10 годам. Детская дальнозоркость весьма часто может переходить в близорукость развитию близорукости способствует в частности, продолжительная аккомодация, значительные наклоны вперёд, повышающие внутриглазное давление. Особенностью органа зрения у детей обуславливает ряд генетических требований к учебным пособиям, освещению и планировки классов, мебели и так далее.Для оценки здоровья населения, в том числе и детей, приняты следующие показатели: заболеваемость по обращаемости, индекс здоровья, число часто болеющих идр. Заболеваемость по обращаемости-это все случаи заболеваний за год на 100 обслуживаемых детей и подростков. Индекс здоровья-отношение числа лиц совершенно не болевших за год. К числу обследованных в процентах. Число часто болеющих в течение года определяется отношением соответствующего числа болевших за год детей к числу всех обследованных детей в скобках в процентах. Часто болеющими ют тех детей, которые в течение года болели четыре раза и более точка результаты обязательных углубленных медицинских осмотров детей трёх, пяти, семи лет и учащихся трёх-четырёх и восьмых классов а также ежегодных плановых осмотров проводимых педиаторами дошкольных учреждений и школ направляет в отделение детской поликлиники по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах скобках дошкольная-школьные отделения скобки закрываются. Таким образом, дошкольная-школьные отделения располагают достаточно большим материалом о заболеваем ости и заболеваемости.Это же относится и к подростковым кабинетам, где концентрируются результаты периодических медицинских осмотров подростков. Распространённость заболеваний имеет особенности связанные с возрастом. Так, в наиболее раннем возрасте особое место занимают недоношенность, врождённая слабость, дефекты развития, в преддошкольном-желудочно-кишечные заболевания и заболевания органов дыхания, в дошкольном-детские инфекции.


8. Индекс здоровья . Число часто болеющих детей. Заболеваемость по обращаемости.

Индекс здоровья – количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах, к общему числу обследованных

Для оценки здоровья населения, в том числе и детей, приняты следующие показатели: заболеваемость по обращаемости, индекс здоровья, число часто болеющих и др. Заболеваемость по обращаемости — это все случаи заболеваний за год на 100 обслуживаемых детей и подростков. Индекс здоровья — отношение числа лиц, совершенно не болевших за год, к числу обследованных (в процентах). Число часто болеющих в течение года определяется отношением соответствующего числа болевших за год детей к числу всех обследованных детей (в процентах). Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

9. Хроно- и Биологический возраст. Акселерация развития .Ретардация . Причины.

Хронологический возраст — это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу — день, месяц, год.

Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, характеризующих индивидуальные темпы роста и развития (длина тела, оссификация костей, развитие вторичных половых признаков, зубов)

В настоящее время перед гигиеной детей возникло много новых задач, связанных с акселерацией, т.е. ускорением темпов физического развития и полового созревания. Акселерация проявляется во все периоды роста.

Акселерация – ускорение психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями. Термин предложен в 1935 году Е. Кохом. Первоначально обозначал ускорение роста и созревания детей ХХ века по сравнению с детьми и подростками ХIХ века. Сейчас такой вид акселерации называется эпохальной. Например, длина тела новорожденных к концу ХХ века увеличилась на 2 – 2,5 см, масса – на 0,5 кг. Возможные причины эпохальной акселерации:

  • увеличение светового дня (за счет искусственного освещения);

  • урбанизация расселения (увеличение городского населения);

  • увеличение уровня радиации и углекислого газа в атмосфере;

  • гетерозис (увеличение числа межэтнических браков);

  • улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран: лучшее питание, занятия спортом, научно-технический прогресс, более высокий уровень образования родителей.


Внутригрупповая акселерация – это ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Так для 13 – 20% детей любой возрастной группы характерны более высокий рост, большие возможности дыхательной системы, большая мышечная сила, быстрее происходит половое созревание, несколько быстрее осуществляется психическое развитие. Отмечается также в более раннем возрасте появление вторичных половых признаков. Следствием ускоренного развития детей и подростков является достижения ими более высоких показателей физического развития раньше, чем несколько десятилетий назад.

Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма ребенка. Их число также составляет 13 – 20% в любой возрастной группе (это важно для определения школьной зрелости при поступлении детей в школу, так, например, создают специальные группы для детей с замедленным физическим развитием). Возможные причины ретардации: - наследственные и врожденные нарушения; - приобретенные нарушения; - факторы социального характера (в том числе неправильное воспитание детей, воспитание детей в неблагополучных семьях)

  1. Профориентация. Школьная зрелость. Проф.пригодность.

Система профориентации строится с учетом желания, состояния здоровья, психологических особенностей личности подростка, а также потребности общества в специалистах. При этом важнейшим принципом является создание условий свободного выбора профессии.

Профессиональная ориентация предусматривает решение следующих важнейших задач:

1. Определение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации.

2. Выявление особенностей профессий, требующих определенных качеств человека, которые обеспечивают высокий уровень освоения профессии.

3. Определение оптимального соответствия психофизических и других качеств личности требованиям выбранной профессии.

4. Оценка состояния здоровья подростков с целью обеспечения соответствия его избираемой профессии, сохранения и укрепления здоровья в процессе дальнейшей трудовой деятельности.

Если решение первой задачи тесно связано с социально-экономическими проблемами общества, то решение трех последних задач является непосредственным предметом деятельности медико-физиологической (медицинской) профессиональной консультации.


Школьная зрелость с гигиенической позицией определяется функциональная зрелостью основных физиологических систем организма к моменту поступления ребёнка в школу, которая обеспечивает обучение без вреда для здоровья. Функциональная готовность ребёнка к обучению индивидуально, возможно определённые колебания и в уровне психического развития. Одновременно примечательном медицинском обследовании выявляются дети, составляющие " группу риска"-по состоянию здоровья (дети с отставанием физического развития, функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями) .Таким детям назначают лечение и оздоровительные мероприятия. Современная общеобразовательная школа призвана обеспечить подготовку учащихся с профессиональной ориентацией на будущую специальность. Необходимость решения вопросов профессиональной ориентации ставит перед врачами лечебного профиля, гигиенистами, психологами и педагогами задачу поиска реальных путей разработки и применения на практике эффективной системы определение профессиональной направленности молодёжи. Наиболее выражена интенсивность формирования профессиональных склонностей в подростковом периоде. Установлено, что уже в возрасте 14-15 лет профессиональная заинтересованность подростков приобретает стабильный характер . В связи с этим в настоящее время отмечается возрастание роли профориентации, которая должна охватывать всю систему непрерывного образования.Профессиональная ориентация — это научнообоснованная многосторонняя система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии.Система профориентации строится с учётом желания, состояние здоровья, психологических особенностей личности подростка, а также потребности общества в специалистах. При этом важнейшим принципом является создание условий свободного выбора профессии. Профессиональная ориентация предусматривает решение следующих важнейших задач 1. определение потребности общества в специалистах различного профиля и квалификации 2. выявление особенностей профессии требующих определенных качеств человека, которые обеспечивают высокий уровень освоения профессии