Файл: 1. Возрастная гигиена. Определение. Задачи. Классификация возрастных периодов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны. Не смотря на то, что уменьшился рост младенческой смертности, существенно уменьшилась доля здоровых детей при рождении, растет число инвалидов с детства, больных с хронической патологией. В формировании здоровья детей участвуют следующие важнейшие факторы:

  • Здоровье и возраст родителей;

  • Социальные (питание, доход семьи, образ жизни и т.д.)

  • Эпидемиологические;

  • Экологические;

  • Факторы учебного процесса.

Здоровье детей и подростков – это:

  1. состояние полного социально-биологического и психического благополучия,

  2. гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие,

  3. нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма

  4. отсутствие заболеваний.

В Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Для преодоления этих недостатков была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей при массовых врачебных осмотрах», действующая до настоящего времени. Дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья:

  • I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений. В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарноэпидемиологического неблагополучия населения.

  • II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения. Дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

  • III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации). В среднем отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде.

  • IV группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

  • V группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.


Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

  1. характеристики здоровья детской популяции;

  2. сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

  3. оценки эффективности профилактической и лечебной работы детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

  4. выявления факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков

  5. определения потребности в специализированных службах и кадрах.

4.Профилактические мед. осмотры. Школьные болезни.

Лечебно-профилактическая помощь детям в дошкольных учре­ждениях и школах оказывается детской поликлиникой, на террито­рии обслуживания которой находится детское учреждение. Орга­низацию профилактических осмотров осуществляют заведующие отделениями организации медицинской помощи детям и подро­сткам в образовательных учреждениях, в состав которых входят врачи дошкольных учреждений, средние медработники и врачи школ. Профилактические осмотры проводятся в соответствии с графиком, составляемым детской поликлиникой и утвержденным главным врачом. Заведующие этими отделениями осуществляют координацию деятельности лечебно-профилактических и образо­вательных учреждений и анализ состояния здоровья детей, оцен­ку эффективности оздоровительных мероприятий.

Контроль за состоянием здоровья дошкольников и школьников предполагает организацию массовых медицинских ос­мотров детей дошкольного возраста и школьников и этапность их обследования.

  • I этап — доврачебное обследование детей по скрининг-программе (выполняется медицинской сестрой дошкольного учреждения и школы) и лабораторные обследования.

  • II этап — обследование детей, выделенных с помощью скри­нинг-тестов, врачом дошкольного учреждения, школы.

  • III этап — обследование специалистами поликлиники детей в детском саду, школе и в условиях поликлиники — направленных из дошкольного учреждения.

Данный принцип организации медицинского осмотра обеспе­чивает значительное повышение роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья дошкольников и школьников, качественно изменяет характер его деятельности, а также обеспечивает рациональное использование рабочего времени участкового педиатра, врача дошкольного учреждения, школы и специалистов поликлиники для дифференцированного контроля за состоянием здоровья детей.


«Школьные болезни»: близорукость, искривление позвоночника, гастриты, неврозы.

  • Близорукостьразвивается обычно у тех, кому приходится много заниматься сидячей работой — чтением, письмом, черчением.

  • Искривление позвоночника, причины:

  • Длительное нахождение в сидячей позе;

  • Неправильный подбор сумки для учебников;

  • Воспалительные заболевания позвоночника;

  • Травмирование столба;

  • Генетическая предрасположенность.

Профилактика

  • Сумка. Тяжелая школьная сумка, которую ребенок носит в руке, практически гарантирует искривление позвоночника. Для равномерного распределения нагрузки нужен ранец или рюкзак с твердой, но не жесткой спинкой. Пустой рюкзак должен весить 700–800 граммов, вес рюкзака с учебниками не должен превышать 10% от массы тела ученика.

  • Рабочее место. Мебель должна подходить ребенку по росту, стул – обязательно со спинкой. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3–3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее пяти сантиметров.

  • Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.

  • Расстояние от глаз до тетради или книги – 30–35 см, предплечья и кисти при этом свободно лежат на столе. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3–5 см. Обязательно используйте подставку для книг, чтобы она была расположена под углом 45 градусов.

  • Свет на рабочий стол школьника должен падать слева. Недостаток освещения заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже – "писать носом".


5.Рост и развитие детей . Методы изучения физ.развития детей.

Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост и развитие. Рост – количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма. Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью.

Существует два периода ускоренного удлинения роста: в 4-6 и 14-17 лет. В течение жизни по сравнению с новорожденным отмечается увеличение:

  • головы - в 2 раза

  • туловища - в 3 раза

  • рук - в 4 раза

  • ног - в 5 раз

  • скелета - 27 раз

  • мышц - в 37 раз

  • головного мозга - в 19 раз.

Развитие – это качественные изменения в детском организме. Заключается в усложнении его организации, т.е. усложнении строений и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции. Совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложные ткани и органы, свойственные взрослым. Процессы роста и морфологического усложнения (развития) протекают одновременно с функциональным совершенствованием всех органов и тканей. Рост и развитие – сложный процесс, в котором скрытые количественные изменения ведут к открытым качественным изменениям и проявлениям. Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5 – 5 годам; утраивается к 14 – 15 годам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем на 4 – 5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины – 6 – 8 см. В основе – закономерность скачкообразности развитии, когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совершенной координации движений, более повышенного внимания, интереса к окружающему). Рост у женщины останавливается к 18 – 22 годам, у мужчин – к 20 – 25 годам.

Физическое развитие – состояние морфофункциональных особенностей организма, характеризующих процессы роста и развития. Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.


Физическое развитие зависит от ряда факторов:

  • социально-экономического,

  • медико-биологического

  • экологического характера.

В программу унифицированных антропометрических исследований входит: соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.

  • Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки и т. д. Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

  • Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные. Соматоскопия включает:

    • оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

    • определение степени жироотложения;

    • оценку степени полового созревания;

    • оценку состояния кожных покровов;

    • оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

    • осмотр зубов и составление зубной формулы.

  • Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.

6..Особенности формирование опорно-двигательного аппарата и мышц у детей.

Формирование опорно-двигательного аппарата наиболее интенсивно происходит в первые годы жизни. Скелет ребенка и взрослого различаются размерами пропорциями, химическим составом, он перестраивается в течение всего периода роста путем постоянных процессов разрушения и образования костной ткани, которые осуществляются благодаря деятельности клеток надкостницы, а также клеток, окружающих кровеносные сосуды, и самой кости. На границе между эпифизом и диафизом имеется хорошо выраженная пластинка хряща (зона роста), которая обусловливает рост кости в длину. Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора, в них преобладают органические элементы, вследствие чего скелет детей эластичен и подвержен различного рода искривлениям. В первые дни жизни ребенка окостеневшими являются лишь диафизы трубчатых костей; позвоночник на 30% состоит из хрящевой ткани, а головка бедра и запястье целиком состоят из хряща.