Файл: Учебное пособие по организации учета в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (скпк) под общей редакцией И. В. Палаткина. Пенза, 2008. 146 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В состав учредителей кооператива входят: члены кооператива и ассоциированные члены, а также не сельскохозяйственные товаропроизводители (юридические лица и граждане). Членами кредитного кооператива могут быть граждане, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) юридические лица, а также граждане, ведущие личное подсобное или крестьянское (фермерское) хозяйство, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Член сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива имеет следующие права:
-
участвовать в работе общего собрания; -
быть избранными в органы управления кооператива; -
требовать объяснений со стороны органов управления относительно невыполнения приятых им решений; -
иметь доступ ко всей информации, затрагивающей интересы членов кооператива; -
отклонять решения или предотвращать действия органов управления кооператива, противоречащие законодательству, уставу Кооператива или являющиеся неправомерными; -
получать информацию об общей стратегии и результатах работы кооператива и аудита; -
принимать участие в подписании заявления на созыв внеочередного общего собрания членов кооператива; -
на прирост своего пая; -
на добровольный выход из кооператива в соответствии с условиями, предусмотренными в Уставе; -
на возмещение стоимости пая в сроки и на условиях, предусмотренных уставом в случае прекращения членства; -
наниматься в кооператив в качестве работника.
Член кооператива обязан:
-
соблюдать устав и выполнять решения органов управления кооператива; -
не наносить морального или материального ущерба кооперативу; -
соблюдать конфиденциальность; -
воздерживаться от участия в какой-либо деятельности, являющейся причиной несправедливой конкуренции; -
солидарно нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива.
Гражданин или юридическое лицо, изъявившее желание вступить в кооператив в качестве ассоциированных членов, подают в правление кооператива заявление с просьбой о приеме в ассоциированные члены кооператива. Решение правления кооператива о приеме ассоциированного члена кооператива подлежит утверждению наблюдательным советом кооператива.
Размер паевых взносов ассоциированных членов кооператива и условия выплаты по ним дивидендов определяются в соответствии с Уставом кооператива на основании договора, заключаемого кооперативом с ассоциированными членами. Договор, заключаемый ассоциированным членом кооператива с кооперативом, может предусматривать и другие не противоречащие Закону и уставу кооператива права и обязанности этого члена кооператива.
Ассоциированный член кооператива не обязан участвовать в хозяйственной деятельности кооператива. Ассоциированный член кооператива имеет право голоса в кооперативе, однако общее число ассоциированных членов с правом решающего голоса на общем собрании кооператива не должно превышать 20 процентов от числа членов кооператива.
В процессе создания кредитного кооператива необходимо сформировать структуру органов управления кооперативом, которая в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» должна быть представлена общим собранием членов кооператива (собранием уполномоченных), правлением кооператива и (или) председателем и наблюдательным советом.
Общее собрание членов кооператива является высшим органом управления кооперативом и полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива, в том числе отменять или подтверждать решения правления и (или) председателя кооператива и наблюдательного совета кооператива.
Председатель и правление кооператива являются исполнительными органами кредитного кооператива. Если число членов кооператива менее чем 25, уставом может быть предусмотрено избрание только председателя и его заместителя.
Исполнительные органы избираются общим собранием из числа членов кредитного кооператива на срок не более чем 5 лет. Председатель возглавляет правление и является его членом. В состав правления должно входить 3 человека, если иное не установлено уставом. Допускается нанимать исполнительного директора кооператива.
Председатель кооператива без доверенности действует на основании решения общего собрания членов кооператива, наблюдательного совета кооператива и правления кооператива по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, и по остальным вопросам единолично от имени кооператива.
Наблюдательный совет сельскохозяйственного кредитного кооператива должен состоять не менее чем из трех человек, которые избираются общим собранием из числа членов кооператива. Полномочия членов наблюдательного совета кооператива могут быть прекращены по решению общего собрания до истечения срока, на который они были избраны. Для принятия этого решения требуется не менее чем две трети голосов. Член наблюдательного совета кооператива не может одновременно быть членом правления либо председателем кооператива.
Председатель и правление кредитного кооператива поддерживают жизнеспособность кооператива, обеспечивают его рост по предоставлению услуг, гарантируют сохранность средств членов кооператива,
обеспечивают выживаемость кооператива, учитывая происходящие изменения на рынке финансовых услуг, предусматривают вероятные риски на пути развития кооператива.
Законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации» определено обязательное формирование резервного фонда в размере не менее 10% от паевого фонда, являющегося неделимым, порядок образования которого должен быть отражен в Уставе. Средства этого фонда направляются на обеспечение непредвиденных расходов, порядка страхования риска невозврата займов в случае смерти и потери трудоспособного заемщика. Документом, конкретизирующим отношения кооператива с его членами и всю жизнедеятельность кооператива, выступает внутренний регламент кооператива.
Председателем и правлением кредитного кооператива формируется заемно-сберегательная политика, которая включает в себя механизмы выдачи займов, привлечения сбережений членов кооператива и заемных средств со стороны. Она состоит в разработке порядка выдачи займов, их залогового обеспечения, порядка привлечения сбережений, определения размера займов и сбережений и процентов по ним, порядка контроля за возвратностью займов и сохранностью сбережений.
Как показывает опыт, по мере развития кооператива и повышения его устойчивости средний размер займа может постепенно увеличиваться. В первый год работы, как правило, планируется выдача займов только из паевого фонда. При разработке заемной политики определяется процесс прохождения заявок на займы, критерии их выдачи, условия залога или поручительства.
Основная цель привлечения сбережений местного населения – это создание фонда финансовой взаимопомощи для предоставления заемных средств членам кооператива. Для своих членов кооператив может запланировать следующие услуги: открытие счетов по сбережениям, срочные займы, оплату вложений фермеров, депонирование доходов с продаж, депонирование отозванных займов, оформление выплат по процентам и займам.
Раздел 2. Организация бухгалтерского учета в СКПК
2.1. Формирование учетной политики по бухгалтерскому учету в кредитном кооперативе
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (п.3 ст. 5) организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из структуры, отрасли и особенностей деятельности, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.
Основным нормативным актом, определяющим основы формирования и раскрытия учетной политики, положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (1/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) заменит действующее в настоящий момент ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.1998 года № 60н. Учетную политику на 2009 год необходимо формировать в соответствии с новым положением.
Действующее в настоящее время Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) утратит силу с 1 января 2009 года. В целом новое Положение воспроизводит ранее установленные правила формирования и раскрытия учетной политики организации, уточнены лишь отдельные положения. К числу лиц, имеющих право формировать учетную политику, отнесен не только главный бухгалтер, но также и иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. Если по конкретному вопросу нормативно-правовыми актами не установлены способы ведения бухучета, при формировании учетной политики организация может исходить из Международных стандартов бухгалтерской отчетности. Организациям предоставлена возможность изменения учетной политики в течение отчетного года, если это обусловлено причиной такого изменения. Еще одним новшеством является введение в действие нового Положения по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), устанавливающего правила признания и раскрытия в бухгалтерском учете российских организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) информации об изменениях оценочных значений. Под этим понимается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерском учете.
Также Минфин России утвердил Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)", устанавливающее особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по займам (включая обязательства по векселям и облигациям), а также кредитам (в том числе товарным и коммерческим). Так, в частности, со следующего года задолженность по полученным займам и кредитам не будет подразделяться на краткосрочную и долгосрочную. В перечне расходов по займам отсутствует упоминание курсовых разниц по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных единицах. Порядок учета расходов по займам содержит пример расчета доли процентов, подлежащих включению в стоимость инвестиционного актива (объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, НМА или иных внеоборотных активов).
Новое положение (ПБУ 1/2008) в целом сохранило нормы из «старой» редакции, приведем некоторые сравнения.
Сравнения положений «старой» и «новой» редакции
ПБУ «Учетная политика организации»
Что изменилось | Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) | Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) |
Формирование учетной политики | ||
Лица ответственные за формирование учетной политики Пункт 4 ПБУ 1/2008 | Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации | Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации |
Формы первичных документов, включаемые в учетную политику Пункт 4 ПБУ 1/2008 | При формировании учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета | При формировании учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов |
Порядок формирования учетной политики на основе МСФО Пункт 7 ПБУ 1/2008 | При формировании учетной политики допускается разработка организацией соответствующего способа, исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов | Не регламентировано |
Принятие учетной политики реорганизованной организацией Пункт 9 ПБУ 1/2008 | Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации | Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации |
Изменение учетной политики | ||
Порядок изменения учетной политики Пункт 12 ПБУ 1/2008 | Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения | Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно - распорядительным документом |
Отражение последствий изменений учетной политики в бухгалтерской отчетности Пункт 15 ПБУ 1/2008 | Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности или движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида | Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся |
Раскрытие учетной политики | ||
Информация, которая должна быть раскрыта в случае изменения учетной политики организация Пункт 21 ПБУ 1/2008 | В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию: - причину изменения учетной политики; - содержание изменения учетной политики; - порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности; - суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию; - сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно. Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом | Изменения учетной политики, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: - причину изменения учетной политики; - оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); - указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы |
Случай, когда раскрыть информацию об изменениях учетной возможности, невозможно Пункт 22 ПБУ 1/2008 | Если раскрытие информации по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики | Не регламентировано |
Порядок внесения изменений в учетную политику, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не вступил в силу Пункт 23 ПБУ 1/2008 | Если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение | Не регламентировано |