Файл: "Правовое регулирование пожарной безопасности ".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

Набережночелнинский филиал

Юридический факультет

Кафедра юридических дисциплин


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: “Правовое регулирование пожарной безопасности ”
Работу выполнил:

студент гр. ДЗЮЧ 111 А.В.Фомин

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Ш.Р.Галиуллин

Казань, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

. Историко-правовой аспект института правового регулирования пожарной безопасности

.1 Российское законодательство, регламентирующее деятельность пожарной охраны во второй половине 19 века

.2 Приоритетная деятельность прокуратуры по исполнению законов о пожарной безопасности

.3 Правовое регулирование пожарной безопасности в современный период

. Содержание деятельности по обеспечению законности в сфере пожарной безопасности

.1 Пожарная безопасность на предприятиях

.2 Обеспечение законности в сфере пожарной безопасности лесов

.2 Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

. Практические и проблемные аспекты института пожарной безопасности

.1 Надзор за использованием законов в сфере пожарной безопасности

3.2 Реформирование федерального законодательства по вопросам пожарной безопасности

.3 Судебная практика по делам о пенсионном обеспечении работников пожарной службы субъектов РФ

Заключение

Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная нами тема квалификационной работы является актуальной.

В настоящее время Конституция РФ гарантирует права и свободы человека и гражданина, защиту жизни, здоровья, собственности от преступных посягательств, в том числе совершаемых путем нарушения пожарной безопасности.

Пожары представляют собой одно из разрушительных явлений, постоянно сопровождающих развитие человеческой цивилизации. Они издавна причиняют значительный, порой невосполнимый ущерб живой природе и обществу, его достоянию, материальным и духовным ценностям.

Развитие научно-технического прогресса, появление новых технологий, техники и оборудования, широкое использование легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов, а также многие другие факторы приводят к тому, что в современной России значительно осложнена пожароопасная обстановка. Сообщения средств массовой информации о количестве пожаров свидетельствуют только о негативной тенденции к возрастанию ущерба от них как жизни и здоровью людей, так и природным ресурсам и экономике страны. Ежегодно в Российской Федерации происходит более 245 тысяч пожаров, которые уносят жизни от 14 до 19 тысяч человек и приводят к травмированию более 14,5 - 15 тысяч человек.


Вышеизложенное позволяет утверждать, что нарушения противопожарных правил причиняют огромный вред личности, обществу и государству, и это порождает необходимость научного исследования проблем, связанных с обеспечением пожарной безопасности, в том числе уголовно-правовым. Повышенный характер общественной опасности подобных деяний обуславливает наличие в Уголовном кодексе РФ целого ряда составов преступлений, связанных с возникновением пожаров. Однако их применение на практике в настоящее время вызывает определенные сложности. Они обусловлены бланкетностью соответствующих статей УК РФ, что требует от правоприменителя знания не только уголовного права, но и законодательства других отраслей, в первую очередь административного. Кроме того, возникают проблемы при отграничении состава нарушения правил пожарной безопасности от норм, предусматривающих нарушение других специальных правил.

К сожалению, указанная тема в последнее десятилетие почти не привлекает внимание исследователей. В большинстве работ пожарная безопасность рассматривается только как составная часть общественной безопасности.

Также до сих пор в науке не проведено криминологическое исследование личности преступника, совершающего рассматриваемые деяния, не дана криминологическая оценка динамики и структуры, причин и условий преступности в данной сфере. Соответственно, невозможно предложить научно обоснованные методы профилактики и пресечения преступлений против пожарной безопасности.

Целью написания дипломной работы является исследование правового регулирования института пожарной безопасности.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

исследовать историко-правовой аспект института правового регулирования пожарной безопасности;

выявить роль прокуратуры по исполнению законов о пожарной безопасности;

проанализировать содержание деятельности по обеспечению законности в сфере пожарной безопасности;

исследовать практические и проблемные аспекты института пожарной безопасности.

Объектом исследования является институт пожарной безопасности.

Предметом исследования является правовое регулирование пожарной безопасности в современный период.

Методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, анализ.


В структурном отношении дипломная работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы.

В первой главе дипломной работы исследуется историко-правовой аспект института пожарной безопасности.

Содержание деятельности по обеспечению законности в сфере пожарной безопасности является предметом исследования второй главы.

Третья глава посвящается выявлению практических и проблемных аспектов исследуемой темы.

При написании квалификационной работы были использованы нормативно-правовые акты в сфере регулирования пожарной безопасности, монографии известных российских цивилистов, материалы судебной практики, а также материалы периодической печати.
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ИНСТИТУТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
.1 Российское законодательство, регламентирующее деятельность пожарной охраны во второй половине 19 века
Большое внимание уделялось правилам пожарной безопасности во второй половине XIX в. В ранее принятых Строительном и Пожарном уставах 1832 г. отдельные положения изменились и дополнились (позднее в редакции 1857 г.).

Так, принят в 1864 г. Устав “О наказаниях, налагаемых мировыми судьями”, в котором предусматривалось в отдельных главах рассмотреть юридические нормы об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности при строительстве (статьи 65 - 68), на пароходах (ст. 87).

В главе 7 “О нарушениях Устава пожарного” (статьях 88 - 98) содержались нормы об ответственности за нарушение противопожарных правил, об ответственности виновных за случившиеся в результате этих нарушений пожары, за явку на пожар без специальных средств в тех городах и селениях, где такое требование было установлено, а также за неявку без уважительных причин по призыву руководства на тушение лесных пожаров, за несообщение полиции о случившихся пожарах.

Кассационная практика отмечала, что пункт "а" ст. 95 Устава должен применяться и при осторожном обращении с огнем внутри и вблизи нежилых строений, а вопрос о понятии близости решался судом исходя из обстоятельств дела. Эта статья могла быть применена даже в том случае, если огонь разводился при буре в 7 верстах от загоревшегося объекта.

Виновные подвергались штрафам в различных размерах за курение табака на улицах и площадях (ст. 92 Устава), за неявку на пожар с надлежащими специальными инструментами или за самовольное оставление места пожара (ст. 96 Устава).


Обязанность сообщить полиции о случившемся пожаре лежала на потерпевших от пожара (ст. 97 Устава).

По ст. 97 Устава, а не по ст. 91 Устава должны квалифицироваться действия, приведшие к возгоранию спирта и потребовавшие применения воды для тушения. Эта статья применялась и тогда, когда пожар был ликвидирован в самом начале.

Виновные в пожаре при неосторожном обращении с огнем должны были отвечать по ст. ст. 91 и 98 Устава. Небрежная чистка трубы от сажи в арендуемом доме, в результате которой загоралась прилегающая к ней балка, вела к ответственности по ст. ст. 89 и 98 Устава. Ст. 98 применялась к виновному в случае пожара, возникшего от уничтожения собственного имущества при нарушении соответствующих правил.

Таким образом, на протяжении XIX в. Пожарный и Строительный уставы являлись одними из основных законодательных актов, регламентировавших деятельность государственной противопожарной службы.

Впоследствии, в 1886 г., Пожарный устав вовсе исчез из нового издания Свода законов, а оставшиеся положения оказались разбросанными по многочисленным законодательным актам.

Конечно, в Строительном уставе не в полной мере отражались вопросы, касающиеся противопожарных мер в городском и промышленном строительстве, в еще меньшей степени освещались вопросы, касающиеся противопожарных мер в сельском строительстве.

Со временем совершенствовалось законодательство в отношении наказаний для поджигателей. Так, Уставом “О наказаниях, налагаемых мировыми судьями” 1864 г. (ст. 140 отделения 2 “Об угрозах и насилии” главы 11 “Об оскорблениях чести, угрозах и насилии”) определялось: “За угрозу на словахъ лишить кого-либо жизни или произвести поджогъ виновные, не имевшие при томъ корыстной или иной преступной цели, подвергаются: аресту не свыше месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей”.

Следовательно, статья заменила ст. 2113 Уложения “О наказаниях уголовных и исправительных” (позднее в редакции 1857 г.). Лицо подвергалось наказанию не только за прямую угрозу поджогом, но и за косвенную.

По Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. органы полиции принимали участие в производстве предварительного расследования дел о поджогах. Расследование осуществлялось в следующих формах: дознание; совершение отдельных следственных действий в порядке ст. 258 Устава; розыск поджигателей.

П.В. Макалинский писал, что “на практике сильно распространено мнение, будто полиция обязана произвести и передать следователю дознание въ течение 24 часовъ; несмотря на это, оно редко выполняется”.


В 1865 г. со стороны правительства велено было органам полиции ускорить производство дел о пожарах.

Принятый в 1876 г. Устав о пресечении преступлений в значительной степени смешивал полицейскую власть с судебной.

В дальнейшем, в 1903 г., было принято новое Уголовное уложение.

Таким образом, органы государственного управления в XIX в. вели непримиримую борьбу против таких опаснейших преступников, как поджигатели. Разрабатывалась целая система законодательных актов, направленных на борьбу с поджогами как с самыми опасными преступлениями. Производились расследования, виновные подвергались суровым мерам наказаний.

В 1873 г. в России была организована Комиссия для исследования общего положения сельского хозяйства, занималась она и пожарными делами. В качестве противопожарных мер ею рекомендовались: обязательное засаждение деревьями всех разрывов между дворами и строениями; правильная планировка селений после пожаров; повышение размера страховых платежей для строений, которые построены не по установленным правилам; увеличение разрывов между строениями (то есть пересмотр норм Строительного устава).

Вышеизложенные рекомендации были утверждены нормативным актом 1878 г. В опубликованных Временных правилах о мерах предосторожности от пожаров вне городских поселений повторялись ранее изданные правила пожарной безопасности. Правила эти определялись местными постановлениями, которые не противоречили действующему законодательству. Проекты местных постановлений поставлялись местными земскими собраниями и направлялись на утверждение губернатору. Публиковались в местных губернских ведомостях. Вывешивались на стенах жилых дворов и в общественных местах. Исполнение нормативных актов возлагалось на органы полиции.

Однако намеченные мероприятия не были осуществлены, и Сенат позднее счел невозможным лишать владельцев принадлежащих им усадебных участков, чтобы выполнить нормы Строительного устава.

Временные правила в новой редакции содержали раздел о мерах предосторожности против пожаров в лесах. Нормативный акт рассылался по всем губерниям, земским собраниям и войсковым частям. Позднее, в 1892 г., опубликован циркуляр Лесного департамента для всего Российского государства.

Нормативным актом предусматривалось ответственным лицам постоянно следить за порядком в лесах и соблюдать противопожарное законодательство.