Файл: "Правовое регулирование пожарной безопасности ".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пользующихся названным правом, и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии.

В соответствии с Законом о пожарной безопасности ГПС подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (ст. 5). Согласно ст. 16 этого Закона, Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (п. 8), и Положению о федеральной противопожарной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 (п. 6), на федеральную противопожарную службу в лице ГПС МЧС России возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объекте культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарные службы субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом о пожарной безопасности (ст. 18) и Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Таким образом, приходит к выводу Конституционный Суд, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации. Эти отличия обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.


Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, отмечено далее в постановлении, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации. Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что прямо вытекает из ст. 18 Закона о пожарной безопасности, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей.

Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Федерации, который фактически ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации заявитель, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда.

Таким образом, фактически в целях экономии средств на Государственную противопожарную службу ее содержание в значительной степени - при помощи выделения из ГПС федеральной противопожарной службы - было передано законодателем на уровень субъектов Российской Федерации. Это, в свою очередь, повлекло за собой ущемление пенсионных прав работников региональных противопожарных служб, выведенных из прямого подчинения МЧС России. При этом, осуществляя свою работу на прежних рабочих местах, в прежних оперативных должностях, они узнавали об ущемлении своих пенсионных прав лишь при обращении за назначением пенсии. Следствием передачи в регионы текущего содержания противопожарной службы явилась невозможность при неизменности норм пенсионного законодательства засчитывать в специальный стаж пожарных периоды их работы в региональной противопожарной службе. При этом федеральный законодатель не определил, должны ли и будут ли финансироваться (и каким образом) пенсионные выплаты за ту часть специального стажа, которую работники приобрели в период, когда ГПС находилась в ведении МЧС (ранее - МВД) России. Не предусмотрена и возможность досрочного назначения пенсии при неполном специальном стаже, дающем право на пенсию согласно Закону о трудовых пенсиях. Фактически получается, что субъекты Российской Федерации обязаны назначать и выплачивать из средств регионального бюджета пенсии работникам ГПС с учетом стажа, приобретенного ими до выделения региональной противопожарной службы из подчинения МЧС России, в том числе и за периоды работы в других регионах страны. Ни Минздравсоцразвития России, ни ПФР не предпринимали каких-либо действий в защиту пенсионных прав этой категории работников. Представляется, что данная проблема, задевая жизненные интересы большого числа лиц, непосредственно занятых профилактикой и тушением пожаров на всей территории страны, не могла не сказаться на пожарной безопасности населения и объектов народного хозяйства, что можно было почувствовать летом 2010 г.


Весьма спорной выглядит и позиция Конституционного Суда, ранжировавшего профессиональные риски пожарной сложности и интенсивность их труда в зависимости от того, осуществляются ли тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на объектах федерального или регионального значения. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации не обратил внимания на отсутствие четкого урегулирования законодателем вопросов пенсионного обеспечения работников ГПС с учетом их смешанного специального стажа.

Таким образом, в настоящее время возможность получения работниками региональных противопожарных служб досрочных трудовых пенсий зависит от индивидуальных судебных решений по конкретным делам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав тему квалификационной работы, можно сделать определенные выводы. Пожарная безопасность - это состояние защищенности жизни, здоровья и имущества физических или юридических лиц от пожара, которое обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативно-правовыми актами.

Правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”.

На основании ч. 12 ст. 6 указанного Федерального закона “О пожарной безопасности” в компетенцию должностных лиц органов государственного пожарного надзора (ГПН) входит составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях и принятие мер по предотвращению таких нарушений. По общему правилу протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Органы ГПН рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем при осуществлении своих полномочий государственные инспекторы по пожарному надзору вправе составлять протоколы не только об указанных выше правонарушениях, но и о некоторых других (ст. 28.3 КоАП РФ).

В частности, на основании п. 42 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов госпожнадзора наделены правом составлять административные протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.34, ст. 14.44, 14.46, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 12 - 15 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.13, 19.26, 19.33 КоАП РФ. Рассмотрение дел об этих правонарушениях - исключительная компетенция судей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Должностные лица органов госпожнадзора, составив по факту такого нарушения административный протокол, должны направить его (с другими материалами дела при их наличии) на рассмотрение судье.


Как показывает практика, деятельность органов госпожнадзора имеет очевидную правоохранительную направленность, по многим параметрам схожую с деятельностью ряда подразделений полиции (например, службы участковых уполномоченных, отделов дознания, лицензионно-разрешительной системы). В компетенции органов ГПН органично сочетаются уголовно-процессуальные и административно-юрисдикционные полномочия. Такое содержание компетенции, на наш взгляд, является одним из характерных признаков правоохранительных органов. Указанная особенность находит отражение и в структурно-функциональной организации органов ГПН.

Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел (ОВД) также регулярно сталкиваются с нарушениями правил пожарной безопасности. Это происходит при проверках различных объектов производственного, социально-культурного назначения, предприятий торговли, жилищного фонда. Поэтому должностные лица ОВД (полиции) наделяются правом составления протоколов о некоторых административных правонарушениях в области пожарной безопасности (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Таким образом, для совершенствования административно-правового механизма защиты противопожарной безопасности необходимо эффективное взаимодействие между органами внутренних дел и госпожнадзора, так как эти субъекты правоохранительной деятельности решают во многом общие задачи по обеспечению соответствующих сегментов общественной безопасности и применяют схожие правовые средства.

Консолидация в юрисдикционной сфере будет способствовать оперативности направления протоколов и иных материалов дела из территориальных подразделений полиции инспекторам госпожнадзора (для последующего рассмотрения); своевременному устранению недостатков первичных материалов дела, составленных должностными лицами ОВД по фактам нарушения противопожарных правил; более активному применению мер обеспечения производства (в частности, доставления и задержания нарушителей сотрудниками полиции). Такое межведомственное взаимодействие выступает необходимым условием оптимизации производства по административным делам.

С целью совершенствования правоприменительной практики органов госпожнадзора мы предлагаем сформировать в их территориальных структурах специализированные подразделения в сфере административной юрисдикции, например, отделы (отделения) по организации административно-правовой деятельности. Для эффективного функционирования последних мы считаем необходимым обеспечить их организационную обособленность от иных направлений деятельности органов ГПН. При этом следует активно использовать имеющийся в данной области опыт ОВД (полиции). Эти подразделения следует комплектовать специалистами, имеющими достаточно высокий уровень правовой подготовки (особенно в области материального и процессуального административного права).


Развитие административно-деликтного законодательства сопровождается усложнением юрисдикционного производства, что связано в основном с развитием института процессуальных гарантий обеспечения прав лиц, привлекаемых к ответственности. Существенно возрос размер штрафных санкций, налагаемых за административные правонарушения (особенно в отношении предпринимателей и юридических лиц). При сложившихся обстоятельствах правонарушители активизировали меры по защите своих интересов, например, стали привлекать к участию в административно-юрисдикционном процессе опытных адвокатов, экспертов, консультантов. Госинспекторы по пожарному надзору нередко сталкиваются с различными формами противодействия со стороны правонарушителей и лиц, представляющих их интересы. Вместе с тем основную нагрузку по решению проблем, связанных с правовым обеспечением юрисдикционного производства, несут руководители и иные должностные лица органов ГПН, которые не всегда располагают необходимыми для этого временем и юридическими знаниями. Таким образом, создание в территориальных органах ГПН подразделений по организации административно-правовой деятельности обеспечит профессиональный уровень решения проблемных вопросов юрисдикционного характера.