Файл: Практическое задание Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Практическое задание


Цель: 1. Рассмотреть особенности конкуренции на рынке потребительских товаров.

2. Провести анализ основных видов конкуренции на рынке потребительских товаров.

Задание: Выберите предприятие, изготавливающее потребительские товары, которое существует на рынке г. Новосибирска или Новосибирской области (или любого другого населенного пункта, предприятие должно быть реально существующим). Дайте краткую характеристику предприятия (название, тип бизнеса, организационно-правовая форма, стратегический потенциал). Определите к какому виду конкурентов относиться фирма. Проведите анализ основных конкурентов на рынке.

Рекомендуемая последовательность работы:

  1. Выберите предприятие, изготавливающее потребительские товары.

  2. Дайте краткую характеристику деятельности предприятия, используя комплекс маркетинга (товар, цена, продвижение товара, сбыт).

  3. Определите, к какому виду конкурентов относиться товар (желание - конкуренты, марки-конкуренты, товарно-родовые конкуренты, параметрические конкуренты).

  4. Определите вид конкуренции в зависимости от типа рынка, на котором находиться ваше предприятие. Приведите основные характеристики этого рынка (5 позиций).

  5. Какой метод конкуренции используется фирмой в большей степени и почему (6 позиций)?

  6. Поведите анализ оценки сильных и слабых сторон конкурентов выбранного вами предприятия.

  7. Оцените состояние воздействия сил конкуренции на ваше предприятие.


Решение
ООО «СК-Мебель» является мебельной фабрикой, которая представляет свою продукцию на рынке Новосибирска и Новосибирской области уже более одиннадцати лет, с 2010 года. Организационно правовая форма - Общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности – частная, учредителями являются физические лица.

Адрес производства: 630088, г. Новосибирск, Сибиряков-гвардейцев, 49/3, 1.

Основной целью ООО «СК-Мебель» является производство прочной, качест­венной, современной и доступной по стоимости корпусной мебели.

В процессе производства корпусной мебели в ООО «СК-Мебель» используется как итальянское, так и немецкое оборудование, закупаются сырье и материалы европейского качества, отличающиеся экологической безопасностью, как классические, так и ориги­нальные по своим потребительским свойствам. Все используемые материалы и сырье соответствуют всем стандартам качества.


Далее рассмотрим характеристику деятельности предприятия, используя комплекс маркетинга (товар, цена, продвижение товара, сбыт):

  1. Товарный ассортимент

Для анализа комплекса маркетинга по товарам необходимо определить, к каким категориям товаров с точки зрения стратегии дальнейшего развития предприятия каждый из анализируемых товаров относится. В нашем случае бизнес-единицами будут являться следующие группы товаров (табл. 1).
Таблица 1 – Состав и структура ассортимента продукции ООО «СК-Мебель»


Наименование продукции

2020 год

2021 год

стоимость продукции, тыс. тыс. руб.

доля в общем выпуске (продаж) товаров, %

стоимость продукции, тыс. тыс. руб.

доля в общем выпуске (продаж) товаров, %

Стол кухонный

2503

16,43

3103

12,63

Тумбочка

129

0,85

311

1,27

Шкаф

7766

50,98

15534

63,23

Стол письменный

2762

18,13

2762

11,24

Кухонный гарнитур

2072

13,6

2859

11,64

Итого

15232

100,00

24569

100,00

Источник: Годовой отчет предприятия (Приложение Б)
Как видно из таблицы 1, в ассортименте корпусной мебели, производимой ООО «СК-Мебель», присутствует мебель для общих комнат и гостиных и мебель для кухни. Наибольший удельный вес занимает первая группа товаров, она составляет 75,73% (тумбочка - 1,27%, шкаф - 63,23% и стол письменный - 11,24%). В текущем году с учетом возросших цен объем продаж данной группы товаров вырос на 7950 тыс. руб., составив 18607 тыс.руб. (311 + 15534 + 2762). Из чего следует, что именно эта мебель пользуется наибольшим спросом и наиболее выгодны для производства и реализации. В особенности возрос спрос на шкафы. Причинами здесь могут служить некоторое увеличение квадратных метров жилья и более привлекательные в экономическом плане модели шкафов (встраиваемый, функциональный, вместительный и др.).

На втором месте находится кухонная мебель (24,27%). Среди кухонной мебели спросом сейчас пользуются обеденная зона, в нашем случае кухонные столы и кухонные гарнитуры. Такая потребность легко объясняется тем, что для ООО «СК-Мебель» приоритетным является серийное производство наборов мебели, одно из достоинств которых – модульность, что позволяет удобно и эргономично организовать пространство на средней и малогабаритной кухне [2]. Модульная программа дает возможность приобрести необходимые составляющие любого набора, основная задача, которая при этом решается - преображение интерьера любого помещения, гармоничное наполнение его мебелью (модулями), соответствующей представлениям потребителя о дизайне, комфорте, качестве, цене, практичности и функциональности. Однако доля продаж в сравнении с базисным годом сократились 5,77%, что может быть связано как с подорожанием сырья и материалов, так и с уходом клиентов к конкурентам.



Далее исследуем состав продукции предприятия с помощью Бостонской матрицы «Рост рынка – доля рынка», в основу которой положена теория о жизненном цикле товара (табл. 2).
Таблица 2 - Исходные данные для построения матрицы BCG

Наименование товарных групп

Объем продаж в базовом периоде, тыс. руб.

Объем продаж в отчетном периоде, тыс. руб.

Относительная доля продуктов на рынке

Темп прироста спроса на продукт

Стол кухонный

2503

3103

0,20

0,24

Тумбочка

129

311

0,02

1,41

Шкаф, шкаф-купе

7766

15534

5,01

1,00

Стол письменный

2762

2762

0,18

0,00

Кухонный гарнитур

2072

2859

0,18

0,38

Итого

15232

24569

 

 



Исходя из данных таблицы, строится матрица БКГ (рис. 1).


Рис. 1 – Бостонская матрица БКГ для ООО «СК-Мебель»

Сведем результаты в таблицу 3.
Таблица 3 – Результаты анализа матрицы БКГ


Группа товаров по матрице БКГ

Наименование товара

Объем продаж в отчетном году, тыс. руб.

«Трудные дети»

Тумбочка

311

«Звезды»

Шкаф

15534

«Дойные коровы»

«Усталые собаки»

Стол письменный и стол компьютерный, кухонный гарнитур

8724


Анализируя матрицу Бостонской консультационной группы, можно описать СЕБ ООО «СК-Мебель»:


Товары (стол письменный, стол кухонный и кухонный гарнитур), расположены в зоне низких показателей роста рынка и относительной доли. Эта товарная единица уже прошла свой жизненный цикл и прибыль компании она не приносит. В такой ситуации логичным выходом было бы данную товарную группу исключить и высвободившиеся ресурсы направить на развитие перспективных благ. ООО «СК-Мебель» этот вариант не подходит категорически – без данных товаров фабрика не будет восприниматься как крупный участник данного рынка в принципе, что также повлияет на объем заказов и продаж по другим ассортиментным группам. Поэтому предприятию необходимо предусмотреть иную стратегию в рамках портфельного анализа.

Второй вариант предусматривает дополнительные усилия по переводу товаров – «собак» в группу «дойных коров». Эта альтернатива реальна для предприятия, поскольку такой перевод возможен путем проведения более интенсивной работы с дилерами, крупными магазинами и универмагами города путем проведения мероприятий по снижению затрат. Вместе с тем, данные меры приведут к отсрочке заката жизненного цикла товара, что означает повторное продвижение в сторону товаров – «собак».

Наиболее перспективной стратегией для этой основополагающей группы услуг предприятия являются мероприятия по переводу сегмента в группу «звезд». Это наиболее сложный путь, и он потребует напряжения всех сил и ресурсов предприятия, однако с точки зрения стратегического маркетинга этот путь является оптимальным. Для перевода этого сегмента в группу «звезд» ООО «СК-Мебель» необходимо предпринять колоссальные усилия по изменению самого товара. В данном случае к таким усилиям можно отнести создание нового продукта на базе существующего, использовать новейшие достижения и НИОКР в области технологий.

Товар «тумбочка» находится на растущем рынке, но требует инвестиционных вложений для увеличения конкурентоспособности. Является перспективным товаром.

Основная продукция «Шкаф» попала в пограничный между «дойными коровами» и «звездами» сегмент. Товар обеспечивает основную долю продаж, при этом находится в пике своего продуктового цикла. Продукция требует инвестиций для обеспечения высоких темпов роста. Цель удержать положение.

Таким образом, матрица БКГ для предприятия ООО «СК-Мебель» в выборе деловой стратегии показывает, что для обеспечения прибыльного долгосрочного роста организация должна генерировать и извлекать денежные средства из уже успешных бизнесов на прибыльных рынках и вкладывать их в стремительно развивающиеся перспективные новые сегменты, в ходе чего укрепляя в них положение своих продуктов ради получения устойчивого уровня дохода в будущем. На уровне СЕБ, предприятию рекомендуется реализовать стратегию лидерства в издержках, так как это единственное на данный момент весомое преимущество, которое в будущем может обеспечить устойчивую конкурентную позицию в отрасли мебельного производства.


Помимо этого, важное место в товарной политике ООО «СК-Мебель» занимает решение вопросов о маркировки мебельной продукции. Перед выпуском в обращение, мебель проходит обязательную процедуру подтверждения соответствия, доказательством чего служит маркировка знаком ЕАС. Это единый знак обращения, действующий по всей территории ЕАЭС. Требования в части маркировки мебели регламентированы ТР ТС 025/2012.

В соответствии с этим нормативным документом, ООО «СК-Мебель» в качестве способ нанесения обозначений выбрало использование несмываемой краски и продавливание. Маркировка продукции мебельного назначения включает в себя не только единый знак для обращения на рынке, но также и другую информацию. В обязательном порядке указываются сведения об изделии – его наименование, назначение, дата изготовления, срок гарантии и эксплуатационный период. А также наличие полной и достоверной информации о производителе, включая страну, фирменный (товарный) знак, контактную информацию, веб-сайт и другие данные.

Также стоит отметить, что у ООО «СК-Мебель» есть свой индивидуальный логотип (рис. 2).


Рис. 2 – Логотип ООО «СК-Мебель»

Сейчас логотип ООО «СК-Мебель» использует для формирования имиджа мебельной фабрики.

  1. Ценовая политика компании

Ценообразование на предприятии является очень важным, но вместе с тем, и противоречивым процессом. Причина в том, что приходится решать задания по усовершенствованию рентабельности и привлекательности товара для покупателей и его конкурентоспособности. Цены на предприятии ООО «СК-Мебель» рассматриваются как гибкий инструмент влияния на объемы продаж, их величина меняется на протяжении всего «жизненного цикла» товара. Так же следует отметить, что цены предприятия могут корректироваться в зависимости от объемов заказанной продукции и выбранной модели заказа.

Следовательно, суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решить другие задачи предприятия.

Цена на продукт для ООО «СК-Мебель» является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Цена в данном случае, как тактическое средство дает предприятию ряд преимуществ: