Файл: Лекция формы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. При исследовании заключения эксперта в целях сравнения полученных сведений суд может возвращаться и к другим исследованным ранее средствам доказывания.
3. Весь ход исследования заключения эксперта должен быть отражен в протоколе судебного заседания. В нем должны содержаться вопросы, которые были заданы эксперту, его ответы.
Статья 18 ГПК. Основания для отвода прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
1. Основания для отвода судьи, указанные в статье 16 настоящего Кодекса, распространяются также на прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика.
Эксперт или специалист, кроме того, не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.
2. Участие прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве соответственно прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика не является основанием для их отвода.
Статья 19 ГПК. Заявления о самоотводах и об отводах
1. При наличии оснований для отвода, указанных в статьях 16—18 настоящего Кодекса, мировой судья, судья, прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда.
2. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. Заявление самоотвода или отвода в ходе дальнейшего рассмотрения дела допускается только в случае, если основание для самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, либо суду после начала рассмотрения дела по существу.
3. Порядок разрешения заявления о самоотводе и последствия его удовлетворения определяются по правилам, предусмотренным статьями 20 и 21 настоящего Кодекса.
Статья 23 АПК. Отвод помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика
1. Помощник судьи, секретарь судебного заседания, эксперт, переводчик не могут участвовать в рассмотрении дела и подлежат отводу по основаниям, предусмотренным статьей 21 настоящего Кодекса.
Основанием для отвода эксперта является также проведение им ревизии или проверки, материалы которых стали поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела.
2. Участие помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика в предыдущем рассмотрении арбитражным судом данного дела в качестве соответственно помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика не является основанием для их отвода.
Статья 24 АПК. Заявления о самоотводах и об отводах
1. При наличии оснований, указанных в статьях 21—23 настоящего Кодекса, судья, арбитражный заседатель, помощник судьи, секретарь судебного заседания, эксперт, переводчик обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле. Отвод помощнику судьи, секретарю судебного заседания, эксперту, переводчику может быть рассмотрен также по инициативе суда.
2. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу.
В ходе рассмотрения дела заявление о самоотводе или об отводе допускается только в случае, если основание самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, после начала рассмотрения дела по существу.
3. Повторное заявление об отводе по тем же основаниям не может быть подано тем же лицом.
1. Отвод эксперта и специалиста осуществляется на общих основаниях, предусмотренных процессуальным законодательством (ст. 61, 69-71 УПК, ст. 18-20 ГПК, ст. 23-25 АПК). К таким основаниям относятся:
— родственные или свойственные отношения с кем-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителями;
— личная заинтересованность в исходе дела. Она может быть прямой, когда дает какую-то выгоду (материальную, моральную или иную), или косвенной, когда в результатах экспертизы заинтересован не сам эксперт, а его близкие родственники, друзья или их родственники, а также лица, находящиеся с ним в неприязненных отношениях;
— установленная некомпетентность;
— обстоятельства, вызывающие сомнение в объективности.
Эксперт или специалист должен быть отведен от участия в производстве судебной экспертизы, если он является потерпевшим, свидетелем, гражданским ответчиком, гражданским истцом, родственником потерпевшего, обвиняемого либо законного представителя последнего. Отвод эксперту или специалисту может быть заявлен любым лицом, участвующим в процессе: обвиняемым, потерпевшим, подсудимым, защитником, гражданским ответчиком, гражданским истцом или их представителями, прокурором.
Наряду с общими основаниями отвода эксперта и специалиста могут быть выделены и частные основания:
— нахождение эксперта или специалиста в служебной или личной зависимости от сторон и их представителей;
— проведение ранее экспертом ревизии, аудиторской или иной проверки, материалы которой послужили основанием к возбуждению уголовного дела.
Предыдущее участие лица, в качестве специалиста не препятствует привлечению его вновь в этом же качестве по тому же уголовному делу. Кроме того, специалист после выполнения своих функций может быть назначен по этому же уголовному делу экспертом.
Вопросы об отводе эксперта и специалиста тесно связаны с заявлением о самоотводе. В ГПК и АПК (соответственно ст. 19 и 24) в названии статей определены оба действия: самоотвод и отвод. В УПК специальная норма о самоотводе отсутствует. Статья 62 говорит о недопустимости участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу. Часть 1 этой статьи вменяет в обязанность участникам процесса, в числе которых находятся эксперт и специалист, при наличии оснований для отвода «устраниться от участия в производстве по уголовному делу». По сути, подразумевается, что они, как и другие участники процесса, при наличии отмеченных выше обстоятельств должны заявить самоотвод.
2. Специфическим основанием для отвода эксперта при производстве судебных экспертиз медицинского профиля является запрет на привлечение в качестве судебного эксперта врача, который до назначения судебной экспертизы оказывал лицу, в отношении которого проводятся экспертные исследования, медицинскую помощь (ч. Зет. 18ФЗоГСЭД). Указанное ограничение распространяется как на очные экспертизы, когда лицо (испытуемый) непосредственно подвергается экспертному исследованию, так и на заочные и посмертные судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы, проводимые на основании изучения медицинских документов и иных материалов, относящихся к предмету данной экспертизы и предоставленных экспертам лицом (органом), назначившим экспертизу. Рассматриваемый вариант отвода эксперта (отвод «лечащего врача» пациента) касается лишь случаев оказания медицинской помощи лицу до того, как оно было направлено на судебную экспертизу. Если необходимость в оказании медицинской помощи возникает уже в ходе производства экспертных исследований, то она оказывается по основаниям и в порядке, установленным законодательством о здравоохранении, причем оказывать медицинскую помощь вправе также и судебный эксперт. Для этого необходимо, чтобы эксперт обладал соответствующей врачебной подготовкой и по месту производства данной экспертизы имелись все условия для надлежащего оказания медицинской помощи, медицинское оборудование, медикаменты и пр.
Особенно часто потребность в оказании медицинской помощи возникает при производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы, когда в отношении испытуемых с психическими расстройствами эксперту-психиатру приходится быть не только судебным экспертом, но и врачом, оказывающим психиатрическую помощь (лечащим врачом).
В целом проблема отвода эксперта по основанию, предусмотренному ч. 3 ст. 18 ФЗ о ГСЭД, наиболее актуальна для судебно-психиатрической экспертизы, где часть экспертов-психиатров могут совмещать судебно-психиатрическую деятельность с общепсихиатрической; например, сотрудник судебно-экспертного отделения психиатрического учреждения занимает еще и 0,5 ставки врача-психиатра лечебного отделения того же учреждения. В результате этот врач может оказаться в ситуации, когда ему поручается производство экспертизы в отношении лица, которому он оказывал психиатрическую помощь в лечебном отделении. В этих случаях психиатр обязан немедленно заявить самоотвод.
Рассматриваемое основание для отвода эксперта появилось в российском законодательстве относительно недавно — с вступлением в силу в июне 2001 г. ФЗ о ГСЭД. Основной аргумент в пользу этого нововведения состоит в том, что лечащего врача нельзя признать достаточно беспристрастным, поскольку: а) ранее он обследовал данное лицо, давал медицинскую квалификацию состоянию его здоровья, чем он во время экспертизы может оказаться в известной мере связанным; б) во время экспертизы и в ходе производства по делу могут вскрыться ошибки и упущения лечащего врача (ошибочная диагностика, неправильно проведенное лечение, несвоевременное помещение в медицинский стационар или преждевременная выписка из него и т. п.), что делает эксперта лицом, заинтересованным (в широком, процессуальном смысле этого слова) в результатах экспертизы и в исходе дела, в рамках которого она проводится; в) лечащий врач вступает со своим пациентом в особые отношения (атмосфера особой доверительности между пациентом и врачом, обязанность последнего сохранять врачебную тайну, исходить во всех своих действиях из интересов своего пациента, направлять свои усилия исключительно во благо больного и т. п.), что может помешать производству объективного и беспристрастного экспертного исследования.
Рассматриваемое основание для отвода эксперта формально распространяется только на экспертизы, проводимые в государственных судебно-экспертных учреждениях (далее — ГСЭУ), поскольку оно содержится лишь в Федеральном законе, регламентирующем государственную судебно-экспертную деятельность. Однако, учитывая существенную значимость этого основания, правило об отводе в качестве судебного эксперта лечащего врача испытуемого следует применять во всех случаях, в том числе и тогда, когда судебная экспертиза медицинского профиля поручается экспертам, не работающим в ГСЭУ.
3. Особое место в системе отводов занимает отстранение организации и государственного учреждения, в которые были направлены материалы дела для производства судебной экспертизы, если выявлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения. Это следующие обстоятельства:
— руководитель является потерпевшим, свидетелем, гражданским ответчиком, гражданским истцом по данному делу;
— руководитель является родственником обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их законных представителей, а также следователя, судьи, прокурора, дознавателя или защитника;
— служебная или иная зависимость руководителя от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.
В случае установления таких фактов до или в процессе назначения экспертизы последняя не должна поручаться государственному учреждению, которое возглавляет данный руководитель. Если же отмеченные факты выявлены, когда экспертное производство уже начато, оно должно быть немедленно прекращено, материалы экспертизы возвращены органу или лицу, назначившему экспертизу.
Отстранение государственного учреждения и организации от производства экспертизы не закреплено процессуальным законодательством, но соответствующая статья впервые была предусмотрена в ФЗ о ГСЭД и направлена на развитие принципа объективности и независимости (ст. 18).
Отвод эксперта или отстранение государственного экспертного учреждения должны быть мотивированы.
3. Разъяснение эксперту и специалисту прав, обязанностей, ответственности в суде Статья 269 УПК. Разъяснение эксперту его прав Председательствующий разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса, о чем эксперт дает подписку, которая приобщается к протоколу судебного заседания.
Статья 164 ГПК. Объявление состава суда и разъяснение права самоотвода и отвода (извлечение)
1. Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы.