Файл: Выборы государственных органов в Индии Общая характеристика избирательного права в Индии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
избирательных участков и назначить в каждом из них председателя и других чиновников по проведению выборов.

В Индии избирательные округа одномандатные. Они фор­мируются на основе Закона об определении избирательных округов 1972 г. Основную работу по делимитации (определе­нию) границ округов проводит назначаемая центральным пра­вительством комиссия по определению избирательных окру­гов. Она состоит из трех членов: двух судей Верховного суда или высших судов штатов и возглавляется по должности пред­седателем Избирательной комиссии. В обязанности комиссии входит пересмотр на основании результатов переписи населе­ния числа мест в Народной палате, общего числа мест в зако­нодательных собраниях штатов, деление каждого штата на округа для выборов в Народную палату и в законодательное собрание штата. Для помощи общенациональной комиссии по определению избирательных округов в каждом штате созда­ются группы по 10 человек, которые считаются ее ассоцииро­ванными членами.

Избирательные округа согласно закону должны представ­лять собой географически небольшие районы, с учетом их спе­цифических особенностей, а также сложившихся администра­тивных границ и их удобства для местного населения. Предпо­лагается, что один депутат должен избираться приблизительно одинаковым числом избирателей на всей территории страны, что, однако, далеко не всегда получается на практике. Да и сама Конституция предусматривает в ч. 2 ст. 81, что единая норма представительства не применяется к малонаселенным штатам, насчитывающим менее 6 млн. жителей.

Специфика избирательного права Индии состоит в том, что в соответствии со ст. 330 и 332 Конституции за социально отсталыми слоями населения временно резервируются места в Народной палате и законодательных собраниях штатов, дабы обеспечить им справедливое участие в политической жизни страны. Это прогрессивное по замыслу положение, к сожале­нию, нередко используется в своих интересах политиканами, спекулирующими на крайней отсталости и фанатизме признан­ных отсталыми каст и племен, общая численность которых, по примерным подсчетам, приближается к 115 млн. человек. Со­гласно ст. 82 Конституции территории избирательных округов после каждой переписи населения должны пересматриваться. Однако 42-я поправка к Конституции, "заморозила" до пер­вой переписи, которая будет проведена после 2000 г., норму представительства, установленную по результатам переписи 1971 г. Это приводит на практике к снижению в законодатель­ных органах представительства территорий с растущей числен­ностью населения (главным образом беднейшего), чем наруша­ется принцип равного представительства.


Из-за различий в численности населения штаты очень по-разному представлены в Народной палате. Например, крупней­ший штат Уттар-Прадеш с населением свыше 111 млн. чело­век имеет 85 депутатов, а маленький штат Сикким, где проживают 316 тыс. человек, — только одного. Следовательно, для избрания депутата от Уттар-Прадеша требуется почти в четыре раза больше голосов, чем от Сиккима. В то же время нельзя не признать правомерность того факта, что каждый, даже самый маленький штат должен иметь своего представителя в Народ­ной палате Парламента. Аналогичным образом обстоит дело и в Совете штатов.

После опубликования приказы комиссии по определению избирательных округов приобретают силу закона и передаются в Народную палату Парламента или в законодательные собра­ния штатов для утверждения.

4. Избирательный процесс в Индии 

О назначении всеобщих выборов в Народную палату объяв­ляется по рекомендации Избирательной комиссии приказом Президента о выборах. Этот приказ публикуется в "Офици­альной газете" не позднее чем за 6 месяцев до истечения пол­номочий действующего состава палаты. О назначении выборов в Совет штатов Президент на основании рекомендации Изби­рательной комиссии объявляет своим приказом о выборах, который публикуется в "Официальной газете" не раньше чем за три месяца до истечения срока, на который избраны члены Совета штатов, срок мандата которых истекает.

В том же порядке и в те же сроки (6 и 3 месяца соответ­ственно) в "Официальной газете" штата губернатор штата или администратор союзной территории публикует по рекоменда­ции все той же Избирательной комиссии приказом о выборах дату выборов в законодательное собрание или законодатель­ный совет легислатуры штата или союзной территории. После издания такого приказа Избирательная комиссия объявляет в "Официальной газете" о сроках выдвижения кандидатов (не позже семи дней после даты опубликования приказа). Сам день выборов назначается Избирательной комиссией через 30 дней после объявления дат выдвижения кандидатов. Чиновники по проведению выборов на разных уровнях доводят информацию о выборах в соответствии с указаниями Избирательной комис­сии и по своему усмотрению до кандидатов и избирателей.

Мы уже затрагивали такие стадии избирательного про­цесса, как регистрация избирателей и выдвижение кандида­тов. Повторяться не будем и перейдем к предвыборной агита­ционной кампании.

Трудно переоценить значение этой стадии избирательного процесса для исхода выборов. По мере падения роли таких юридических методов устранения нежелательных избирателей и кандидатов, как избирательные цензы, все более возрастает влияние идеологических

форм воздействия на избирательный корпус, осуществляемых посредством предвыборной агитации и пропаганды в ходе избирательной кампании. Здесь действуют традиционные методы привлечения сторонников: предвыбор­ные собрания, митинги, демонстрации, распространение ли­стовок, афиш, плакатов, печатная пропаганда. Они дополня­ются такими мощными современными средствами массовой коммуникации, как кино, радио и телевидение.

Избирательная комиссия разработала схему, регламенти­рующую выступления политических партий по радио и теле­видению. В соответствии с этой схемой распределения эфирно­го времени каждая всеиндийская партия получила право на два выступления по 15 минут по радио и одно — по телеви­дению той же продолжительности. При этом порядок выступ­лений определяется жребием. Аналогичная возможность в рам­ках штатов была предоставлена региональным партиям. В вы­ступлениях запрещается критиковать дружественные Индии государства, подстрекать к насилию, провоцировать межкас­товые и межобщинные столкновения и т. д.*

* См. подробнее: Черкасов А. И. Институционализация политических партий Индии // Советское государство и право. 1986. № 12.

 

Как и в высокоразвитых странах, такую регламентацию можно рассматривать как "прогрессивное явление, позволяю­щее в какой-то степени ослабить монополию богатых или правя­щих партий на использование мощных информационных кана­лов"*. К недостаткам установленных законодательством правил можно отнести то, что число партий, пользующихся правом на радио и телевидение в Индии, ограничивается национальны­ми партиями на федеральном уровне и партиями, признанны­ми в качестве региональных, — на уровне штатов. Регламен­тируя лишь два вышеуказанных средства массовой информа­ции, эта схема оставляет газетно-издательскую индустрию вне рамок контроля. Кроме того, ограничения по числу и времени передач не распространяются на главу государства, Прави­тельство и министров.

* Партии и выборы в капиталистическом государстве (практика 70-х г) М., 1980. С. 64.

 

Успех выступления политической партии на выборах в Индии в немалой степени зависит от того символа, который закрепляет за ней Избирательная комиссия в соответствии с инструкцией 1968 г. Предоставление символа является одно­временно актом признания политической партии, говорится в преамбуле этого акта. Поэтому для неграмотного на 2/3 изби­рательного корпуса страны, в условиях усиления внешней схожести предвыборных манифестов основных партий, наблю­давшегося в последнее время, привлекательный избиратель­ный символ может стать чуть ли не единственным средством, позволяющим отличить одну партию от другой, и последним аргументом, способным повлиять на окончательный выбор из­бирателя. Оценивая поведение избирателей, автор моногра­фии о выборах в Индии Р. П. Бхалла отмечает, что они неред­ко отдают свои голоса "не столько за конкретную политичес­кую партию, сколько за знакомый, импонирующий им символ"*. Неудивительно, что возвращение ИНК(И) традиционного сим­вола ИНК (корова с теленком) в 1980 г. рассматривалось как важная политическая победа. Важность предоставляемых сим­волов состоит еще и в том, что они могут иметь религиозное значение или кастовую окраску, что очень существенно для национальной психологии населяющих Индию народов.


* Bhalla R. P. Elections in India (1952—1972). N. D., 1973. P. 83.

 

Правила поведения партий, выработанные Избиратель­ной комиссией на основе избирательного законодательства* в традиционном для демократических стран ключе, детально рег­ламентировали этику предвыборных баталий претендентов. Следуя положениям Закона о народном представительстве 1951 г. и Уголовного кодекса, запрещены различные противозакон­ные действия и махинации, агитация в радиусе 100 м от изби­рательного участка, а также проведение предвыборных ми­тингов в течение суток, предшествующих дню выборов.

* См.: Bhardwaj R. K. Democracy in India. N. D., 1980. P. 145—147.

 

Чрезвычайно важен вопрос о финансировании избиратель­ной кампании. По признанию А. С. Наранга, "ни одна полити­ческая партия не может удержаться у власти в Индии без поддержки крупных монополий. Избирательные расходы дос­тигли в стране невероятных размеров"*. В разные периоды финансирование партий осуществлялось по-разному. Так, с 1956 г. финансирование партий основывалось на Законе о компани­ях, позволявшем частным компаниям передавать на нужды партий не больше 25 тыс. рупий, или до 5% чистой прибыли ежегодно. В 1968 г. Парламент запретил финансирование по­литических партий, а годом позже установил уголовное пре­следование за это преступление.

* Narang A. S. Indian Government and Politics. N. D., 1985. P. 123.

 

Поскольку даже в периоды разрешения финансирования политических партий 80% составляли так называемые черные деньги*, такие запреты привели лишь к еще более тщатель­ному сокрытию связей монополий с партиями**. В 1985 г. запрет на финансирование партий частными компаниями был отме­нен, хотя они были обязаны отчитываться перед соответству­ющими государственными органами об источниках своих фи­нансовых поступлений. Подобная практика вполне соответствует естественному ходу экономического и политического развития Индии.

* См.: Kochanek S. A. Business and Politics in India. Berkeley, 1974. P. 235.

** См.: Kant K. Black Money and Electoral Reform // Towards Free and Fair Elections. N. D., 1975. P. 48.

 

В Индии жестко контролируются финансовые поступле­ния в фонды политических партий и организаций из-за рубежа. Зарубежные финансовые поступления осуществляются только через банк и регистрируются в министерстве внутренних дел.

Чтобы избежать затрат слишком больших средств на вы­боры в молодой развивающейся стране, законом формально определен максимум избирательных расходов на кандидата. Для кандидатов от разных штатов и союзных территорий Пра­вилами о проведении выборов 1961 г. установлен различный максимум расходов на выборы в Народную палату и законода­тельные собрания. Каждый кандидат в депутаты или его из­бирательный агент обязан вести строгий учет избирательных расходов и представлять его районному чиновнику по выборам. Однако значение этого положения не столь велико, поскольку основные расходы по финансированию избирательной кампа­нии
несет не столько кандидат, сколько политическая партия, которую он представляет. Становится понятным, что наблюда­ющаяся в Индии тенденция к взвинчиванию затрат на проведение избирательной кампании больше устраивает именно те партии, которые имеют значительные финансовые возможности.

Закон предусматривает тайное голосование, для чего в каждом избирательном участке устанавливаются кабины для голосования. Однако, как и в Великобритании, производится нумерация бюллетеней и корешков к ним. На корешке чинов­ник по выборам проставляет номер, под которым фамилия  избирателя располагается в избирательном списке. Это позво­ляет без труда устанавливать, за кого голосовал избиратель. Избирателям заблаговременно выдаются удостоверения за подписью чиновника по выборам, на основании которых им предоставляются избирательные бюллетени. Избиратель дол­жен заполнить бюллетень и опустить его в урну, на которой помещен символ партии. Во избежание попытки повторного голосования один из пальцев проголосовавшего избирателя окрашивается несмываемой краской. За физически неспособно­го, слепого или неграмотного избирателя голосование осуще­ствляется чиновником по выборам. Учитывая многомиллионные массы неграмотных в Индии, можно признать, что эта деталь немаловажна для исхода выборов.

В соответствии с Законом о народном представительстве 1951 г. при голосовании предусмотрено присутствие на изби­рательном участке представителей полиции и местных влас­тей, которые в случае необходимости могут опознать личность избирателя.

Избирательные баталии чреваты столкновениями по самым различным мотивам. Поэтому в период выборов армия и полиция, в том числе специализированные подразделения центральной резервной полиции, которые практически могут перебрасываться в любую часть страны, находятся в постоян­ной готовности для обеспечения порядка. Контингенты ассам­ских стрелков помимо охраны границ помогают правитель­ствам штатов и союзных территорий, в которых они дислоци­рованы, в поддержании порядка при проведении выборов. В целом, учитывая практическую роль армии и полиции в пери­од выборов, можно признать, что их деятельность в опреде­ленной степени препятствует развитию в стране дестабилизи­рующих тенденций, способствует локализации дезинтеграционных процессов, помогает осуществлять избирательный процесс в рамках либерального режима, поддерживая и сохраняя его.