Файл: Выборы государственных органов в Индии Общая характеристика избирательного права в Индии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие крупные предприниматели создают свои собственные полувоенные формирования охраны. Они являются весьма заметной силой и вместе с военизированными группами молодых людей (чаще всего вооруженных палками), которые организуются политическими партиями, используются в период выборов для демонстрации "решимости" партии, ее способности к самообороне, а также для оказания психологического давления на противников и избирателей.
В некоторых деревнях крупные земельные собственники применяют экономическое, моральное, физическое насилие, а иногда прибегают к услугам вооруженных банд наемников, чтобы заставить батраков, издольщиков и беднейших крестьян голосовать по их указанию или не допустить их к голосованию вообще. Провокации и массовые беспорядки подчас используются в период проведения выборов для искажения их результатов. Нередко на ход избирательной борьбы и политическую ситуацию в стране пытаются оказать воздействие внешние силы.
Выборы в Народную палату и в нижние или единственные палаты легислатур штатов осуществляются по мажоритарной системе относительного большинства, в соответствии с которой победившим по данному избирательному округу считается тот кандидат, который набрал больше голосов, чем каждый из его противников в отдельности, независимо от того, превышает это большинство половину избирателей или нет. Если в избирательном округе баллотируется единственный кандидат, он считается избранным без голосования. Эта избирательная система более удобна для крупных и организованных общенациональных партий, обладающих серьезной финансовой поддержкой. Она может обеспечить победу на выборах даже в случае, когда за партию проголосует значительно меньше половины избирателей. ИНК на выборах в Народную палату за весь период независимого развития страны (кроме проигрыша в 1977 г. и в 1989 г., а также значительного отрыва от соперников в 1984 г.) получал абсолютное большинство мест, набирая лишь около 1/4 голосов всего электората. Эта цифра объясняется еще и традиционно высоким уровнем абсентеизма, колебавшимся между 53% в 1952 г. и 37% в 1984 г.
Мажоритарная избирательная система в Индии создала ситуацию, при которой партия, собравшая по стране или штату меньшинство голосов, может получить большинство мест в соответствующей палате.
Немалый интерес представляет вопрос о разрешении избирательно-правовых споров. Они возникают в связи с соблюдением процедуры выборов, объявлением кандидатов неизбранными, проверкой законности избрания кандидатов, дисквалифицированных по тем или иным основаниям, и т. д. Единственной инстанцией, в которой окончательно разрешаются споры, относящиеся к выборам Президента и Вице-президента, является Верховный суд (ст. 71 Конституции).
Вопросы образования избирательных округов и распределения мест в законодательных органах изъяты из юрисдикции судов. Для решения других вопросов, связанных с выборами, в том числе Премьер-министра и спикера Народной палаты, ст. 329 Конституции предусматривает особую процедуру подачи избирательной петиции (election petition).
Подробно вопросы разрешения избирательных споров регламентируются в Законе о народном представительстве 1951 г. Избирательная петиция принимается лишь одновременно с залогом в 2 тыс. рупий, призванным гарантировать оплату судебных издержек. В процессе рассмотрения петиции сумма залога может быть увеличена решением высокого суда штата. Петиция о выборах рассматривается высоким судом штата, а апелляционной инстанцией по этим делам является Верховный суд.
Свои особенности имеют выборы Совета штатов и верхних палат легислатур штатов, которые являются косвенными.
Из 250 членов Совета штатов — верхней палаты индийского Парламента 238 суть представители штатов и союзных территорий. Оставшиеся 12 назначаются Президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги в области литературы, науки, искусства или общественной деятельности (ст. 80 Конституции). Представители штатов избираются выборными членами законодательных собраний штатов, а представители союзных территорий отбираются в порядке, предусмотренном законом. Совет штатов обновляется на 1/3 каждые два года. Члены этой палаты избираются по системе пропорционального представительства посредством единственного передаваемого голоса. Суть этой системы изложена в п. 13 § 4 гл. VII Общей части учебника. Напомним, что при этой системе, голосуя за конкретного кандидата, выборщик одновременно может указать и на другого или других кандидатов, которым он желал бы передать свой голос в случае, если наиболее предпочитаемый им кандидат и без него наберет достаточное число голосов или будет забаллотирован. При этом у каждого выборщика учитывается только один голос. Такая система более удобна для крупных политических партий.
Выборные места в Совете, штатов распределяются согласно приложению IV к Конституции не поровну между штатами, но и не строго пропорционально численности их населения. Наиболее малочисленным штатам предоставляются некоторые преимущества, что весьма справедливо, поскольку при строгом соблюдении принципа пропорциональности они вообще могли остаться без своих представителей в верхней палате Парламента. Число депутатов, избираемых в Совет штатов, варьируется от одного (штат Сикким) до 34 (штат Уттар-Прадеш).
Выборы в легислатуры штатов имеют как сходные черты с выборами в федеральный Парламент, так и специфические. Нижние палаты — законодательные собрания штатов могут иметь численность от 60 до 500 депутатов (ч. 1 ст. 170). Они избираются прямым голосованием населением штата сроком на пять лет. Определенное число мест резервируется в соответствии со ст. 332 Конституции за представителями отсталых в социально-экономическом отношении каст и племен.
Верхние палаты — законодательные советы штатов избираются по системе единственного передаваемого голоса в соответствии со следующим сложным принципом: 1/3 всех членов совета избирается законодательным собранием штата; 1/3 — муниципальными органами; 1/12 — выпускниками университетов, более трех лет назад завершившими обучение; 1/12 — преподавателями высшей и средней школы с не менее чем трехлетним стажем работы, а 1/6 назначается губернаторами из числа лиц, имеющих особые познания в области науки, литературы, искусства, кооперативного движения или общественной деятельности. Общее число членов законодательного совета штата, как правило, должно быть более 40 человек, но не более 1/4 числа членов законодательного собрания этого штата. Каждые два года состав законодательного совета обновляется на 1/3, что обеспечивает определенную преемственность и постоянство работы этого менее демократического по способу формирования, составу и характеру деятельности органа.
В настоящее время дискутируется вопрос о реформе избирательного права, в том числе о переходе к пропорциональной избирательной системе.