Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Арттерапевтические технологии в образовании.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Итоговый контроль
по дисциплине «Арт-терапевтические технологии в образовании»
“Арт-терапия: современные техники”
ФИО студента | Суша Ярослав Сергеевич |
Направление подготовки | Педагогическое образование (Информатика) |
Группа | ПОИ-Б-03.01-З-2022-1 |
Москва 2023
Содержание
РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3
1.1 Введение. Актуальность дисциплины 3
1.2 Цели и задачи дисциплины 4
1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы дополнительного среднего образования 4
1.4 Практическая значимость дисциплины 5
1.5 Прогнозируемые результаты 5
1.6 Границы применимости 6
1.7 Используемые методы 7
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8
2.1 Объем дисциплины (модуля), включая контактную работу обучающегося с педагогическими работниками и самостоятельную работу обучающегося 8
2.2. Учебно-тематический план дисциплины (модуля) 8
2.3 Содержание занятий 8
РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 10
3.1 Методическое обеспечение программы 10
РАЗДЕЛ 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Введение. Актуальность дисциплины
Актуальность программы находится в максимально возможной точке, так как подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.
Сейчас у людей подросткового возраста очень много задач и ответственности, с которой не могут справиться порой и сами взрослые, поэтому им необходимы дополнительные знания и методы познания себя, поддержки эмоционального состояния.
Рабочая программа по дополнительному внеурочному курсу «Арт-терапия: современные техники» разработана на основе:
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ; -
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», -
Письма Министерства образования науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
1.2 Цели и задачи дисциплины
Цель данной программы – сформировать у обучающихся общее представление об особенностях арт-терапии, основных арт-терапевтических направлениях, методах, а также помочь в формировании Я-концепции.
Основными задачами дисциплины являются:
-
Формирование системы знаний, умений, навыков самовыражения средствами изобразительного искусства и обучение методам творческого самовыражения и общения; -
Развитие интересов детей на основе занятий изобразительным искусством, развитие общих и специальных (творческих) способностей. -
Содействие процессам самопознания и саморазвития личности. -
Развитие творческих (креативных) способностей. -
Создание условий для развития общих познавательных способностей: восприятие, сенсомоторика, память, внимание, мышление, речь, воображение; -
Формирование мотивов к познавательной творческой деятельности; -
Создание условий для формирования детского коллектива, как средства развития личности.
1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы дополнительного среднего образования
Учебная дисциплина «Арт-терапия: современные техники» реализуется в дополнительной внеурочной не обязательной части основного среднего образования.
Изучение дисциплины (модуля) «Арт-терапия: современные техники» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала учебной дисциплины «ИЗО», «Технология».
1.4 Практическая значимость дисциплины
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищенности. Образовательная программа направлена на гармоничное развитие детей посредством использования различных форм художественной экспрессии, создающей условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности, т.е. происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
1.5 Прогнозируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Арт-терапия: современные техники»:
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; -
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; -
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
Понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; -
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; -
Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; -
Умение обсуждать и анализировать рисунки.
1.6 Границы применимости
Возможности арт-терапевтических техник состоят в следующем:
-
Позволяют выявить скрытые ресурсы личности; -
Нейтрализуют возможность «включения» защитных механизмов личности, затемняющих результаты исследования человеческой индивидуальности; -
Дают человеку возможность под наблюдением психолога выразить свои состояния через творческую деятельность, зафиксировать свой эмоциональный опыт в визуальной форме; -
Позволяют получить материал (в виде изготовленного человеком арт-объекта) для саморефлексии.
Ограничения арт-терапевтического подхода к диагностике заключаются в том, что ее результаты могут искажаться из-за влияния:
-
Культурных установок; -
Стандарта задания и объективной ситуацией, процедурой проведения диагностики; -
Интерпретационных возможностей и личностных особенностей арт-терапевта.
В настоящее время ощущается недостаток эмпирических данных, актуальных для данной области исследований. Перспективным направлением является изучение картины мира лиц различных социальных общностей , ведь среда, окружение человека во многом определяют, наполняют смыслами, понятиями, содержанием его картину мира.
1.7 Используемые методы
Техник, которые могли бы тренировать память, помогать сосредоточиться, и являться настоящей медитацией, и при этом занимали всего 5-20 минут за сеанс, не так уж и много.
В программе будут использованы такие техники:
Дудлинг (от английского doodle — «каракули») — это бессознательный рисунок, сделанный во время какого-то занятия. Те самые цветочки, линии и человечки, которых мы непроизвольно порой выводим на клочке бумаги.
Зенарт - это графический рисунок, состоящий из прорисованных линий. Это сочетание интуитивного создания рисунка из простых узоров и расслабления.
Зендала — По сути (в узком понимании) это то же, что и мандала – рисунок, заключенный в круг.
Термин «зендала» пришёл в этот мир с появлением зентангла. Зен (дзен) в переводе с санскрита - глубокое сосредоточение. Зендала – это личная мандала, нарисованная согласно запатентованному способу: черной гелевой ручкой на круглой бумажной плитке белого цвета диаметром 11,5 см.
Зендудлинг, как и другие виды зенарта, это направление бессознательного интуитивного рисования
, для релаксации, медитации и всего того, что соответствует пониманию дзен.
Раскраски с эффектом антистресс – обычно они содержат абстрактные узоры, которые могут складываться в образы. Нередко раскраска полностью посвящена какой-то одной теме: цветы, животные, город. Например, ирландский иллюстратор Джоанна Бэсфорд создала серию из пяти альбомов, среди которых «Таинственный сад», «Зачарованный лес» и «Затерянный океан». Те, кто увлекаются посткроссингом или просто любят писать письма, могут найти раскраски в виде серии почтовых карточек.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины (модуля), включая контактную работу обучающегося с педагогическими работниками и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость дисциплины, составляет 10 академических часов. На каждую тему предусмотрен 1 час теоретических занятий с практической работой, а также домашнее практическое занятие в размере 1 академ. часа.
2.2. Учебно-тематический план дисциплины (модуля)
№ п/п | Название темы занятия | Кол-во часов | Форма аттестации | ||||||
Теория | Практика | Всего | |||||||
1 | Дудлинг | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | ||||
2 | Зенарт | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | ||||
3 | Зендудлинг | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | ||||
4 | Зендала | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | ||||
5 | Зенкраска | 1 | 1 | 2 | Творческая работа | ||||
Итого | 5 | 5 | 10 | |