Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Арттерапевтические технологии в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Российский государственный социальный университет


Итоговый контроль

по дисциплине «Арт-терапевтические технологии в образовании»

Арт-терапия: современные техники”


ФИО студента

Суша Ярослав Сергеевич

Направление подготовки

Педагогическое образование (Информатика)

Группа

ПОИ-Б-03.01-З-2022-1


Москва 2023

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3

1.1 Введение. Актуальность дисциплины 3

1.2 Цели и задачи дисциплины 4

1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы дополнительного среднего образования 4

1.4 Практическая значимость дисциплины 5

1.5 Прогнозируемые результаты 5

1.6 Границы применимости 6

1.7 Используемые методы 7

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8

2.1 Объем дисциплины (модуля), включая контактную работу обучающегося с педагогическими работниками и самостоятельную работу обучающегося 8

2.2. Учебно-тематический план дисциплины (модуля) 8

2.3 Содержание занятий 8

РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 10

3.1 Методическое обеспечение программы 10

РАЗДЕЛ 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Введение. Актуальность дисциплины

Актуальность программы находится в максимально возможной точке, так как подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.


Сейчас у людей подросткового возраста очень много задач и ответственности, с которой не могут справиться порой и сами взрослые, поэтому им необходимы дополнительные знания и методы познания себя, поддержки эмоционального состояния.

Рабочая программа по дополнительному внеурочному курсу «Арт-терапия: современные техники» разработана на основе:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;

  2. Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,

  4. Письма Министерства образования науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

1.2 Цели и задачи дисциплины

Цель данной программы – сформировать у обучающихся общее представление об особенностях арт-терапии, основных арт-терапевтических направлениях, методах, а также помочь в формировании Я-концепции. 

Основными задачами дисциплины являются:

  1. Формирование системы знаний, умений, навыков самовыражения средствами изобразительного искусства и обучение методам творческого самовыражения и общения;

  2. Развитие интересов детей на основе занятий изобразительным искусством, развитие общих и специальных (творческих) способностей. 

  3. Содействие процессам самопознания и саморазвития личности.

  4. Развитие творческих (креативных) способностей.

  5. Создание условий для развития общих познавательных способностей: восприятие, сенсомоторика, память, внимание, мышление, речь, воображение; 

  6. Формирование мотивов к познавательной творческой деятельности;

  7. Создание условий для формирования детского коллектива, как средства развития личности.

1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы дополнительного среднего образования


Учебная дисциплина «Арт-терапия: современные техники» реализуется в дополнительной внеурочной не обязательной части основного среднего образования.

Изучение дисциплины (модуля) «Арт-терапия: современные техники» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала учебной дисциплины «ИЗО», «Технология».

1.4 Практическая значимость дисциплины

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищенности. Образовательная программа направлена на гармоничное развитие детей посредством использования различных форм художественной экспрессии, создающей условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности, т.е. происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

1.5 Прогнозируемые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Арт-терапия: современные техники»:

  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  3. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  4. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  5. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  1. Понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  2. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  3. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  4. Умение обсуждать и анализировать рисунки.


1.6 Границы применимости

Возможности арт-терапевтических техник состоят в следующем:

  1. Позволяют выявить скрытые ресурсы личности;

  2. Нейтрализуют возможность «включения» защитных механизмов личности, затемняющих результаты исследования человеческой индивидуальности;

  3. Дают человеку возможность под наблюдением психолога выразить свои состояния через творческую деятельность, зафиксировать свой эмоциональный опыт в визуальной форме;

  4. Позволяют получить материал (в виде изготовленного человеком арт-объекта) для саморефлексии. 

Ограничения арт-терапевтического подхода к диагностике заключаются в том, что ее результаты могут искажаться из-за влияния:

  1. Культурных установок;

  2. Стандарта задания и объективной ситуацией, процедурой проведения диагностики;

  3. Интерпретационных возможностей и личностных особенностей арт-терапевта.

В настоящее время ощущается недостаток эмпирических данных, актуальных для данной области исследований. Перспективным направлением является изучение картины мира лиц различных социальных общностей , ведь среда, окружение человека во многом определяют, наполняют смыслами, понятиями, содержанием его картину мира. 

1.7 Используемые методы

Техник, которые могли бы тренировать память, помогать сосредоточиться, и являться настоящей медитацией, и при этом занимали всего 5-20 минут за сеанс, не так уж и много. 

В программе будут использованы такие техники:

Дудлинг (от английского doodle — «каракули») — это бессознательный рисунок, сделанный во время какого-то занятия. Те самые цветочки, линии и человечки, которых мы непроизвольно порой выводим на клочке бумаги.

Зенарт - это графический рисунок, состоящий из прорисованных линий. Это сочетание интуитивного создания рисунка из простых узоров и расслабления.

Зендала — По сути (в узком понимании) это то же, что и мандала – рисунок, заключенный в круг.

Термин «зендала» пришёл в этот мир с появлением зентангла. Зен (дзен) в переводе с санскрита - глубокое сосредоточение. Зендала – это личная мандала, нарисованная согласно запатентованному способу: черной гелевой ручкой на круглой бумажной плитке белого цвета диаметром 11,5 см.

Зендудлинг, как и другие виды зенарта, это направление бессознательного интуитивного рисования
, для релаксации, медитации и всего того, что соответствует пониманию дзен.

Раскраски с эффектом антистресс – обычно они содержат абстрактные узоры, которые могут складываться в образы. Нередко раскраска полностью посвящена какой-то одной теме: цветы, животные, город. Например, ирландский иллюстратор Джоанна Бэсфорд создала серию из пяти альбомов, среди которых «Таинственный сад», «Зачарованный лес» и «Затерянный океан». Те, кто увлекаются посткроссингом или просто любят писать письма, могут найти раскраски в виде серии почтовых карточек.

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем дисциплины (модуля), включая контактную работу обучающегося с педагогическими работниками и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость дисциплины, составляет 10 академических часов. На каждую тему предусмотрен 1 час теоретических занятий с практической работой, а также домашнее практическое занятие в размере 1 академ. часа.

2.2. Учебно-тематический план дисциплины (модуля)


№ п/п


Название темы занятия

Кол-во часов

Форма аттестации

Теория

Практика

Всего

1

Дудлинг

1

1

2

Творческая работа

2

Зенарт

1

1

2

Творческая работа

3

Зендудлинг

1

1

2

Творческая работа

4

Зендала

1

1

2

Творческая работа

5

Зенкраска

1

1

2

Творческая работа

Итого

5

5

10