Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Арттерапевтические технологии в образовании.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Содержание занятий
Тема 1. Дудлинг.
Цель: погрузиться в свое бессознательное и нарисовать то, что внутри.
Теория: понятие “каракуль”, история стиля, его цели и смысл.
Практика: индивидуальная работа; участники с помощью фломастеров и листа А4 изображают то, что каждый хочет без замысловатых стилей и техник в течение 25 минут.
Тема 2. Зенарт
Цель: создать графический рисунок с единой фигурой, состоящей из тонких переплетенных линий.
Теория: понятие “зен-арт”и “медитация”, история метода, его цели и смысл.
Практика: индивидуальная работа; участники с помощью черной ручкой и листа А4 изображают какой-либо крупный объект с помощью техники в течение 25 минут.
Тема 3. Зендудлинг
Цель: создать графический рисунок с единой фигурой, состоящей из тонких переплетенных линий и раскрашенный (частично или полностью).
Теория: понятие “зендудлинг” , история метода, его цели и смысл.
Практика: индивидуальная работа; участники с помощью черной ручкой и листа А4 изображают какой-либо крупный объект с помощью техники зентангл, затем придают ему цвет, в течение 25 минут.
Тема 4. Зендала
Цель: создать мандалу в технике зентангл, черно-белую или цветную.
Теория: понятие “мандала”, история, виды мандал, ее цели и смысл.
Практика: индивидуальная работа; участники с помощью инструментов на выбор и листа А4 рисуют мандалу в течение 25 минут.
Тема 5. Зенкраска.
Цель: научиться расслаблению и выходу бессознательного с помощью готового инструмента - раскраски.
Теория: понятие “раскраска-антистресс”, история, цели и смысл.
Практика: индивидуальная работа; участники с помощью черной ручки создают заготовку-раскраску, затем обмениваются с соседом и раскрашивают в технике дудлинг в течение 30 минут.
РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Методическое обеспечение программы
Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. No 41.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Арт-терапия» помещение должно соответствовать следующим характеристикам:
-
помещения является учебным кабинетом или мастерской; -
в наличии классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов; -
в наличии технические средства обучения (компьютер, принтер, графо-,мультимедиа-проекторы, интерактивная доска); -
имеются материалы, необходимых для занятий: белая бумага А4, гелевые ручки, карандаши, гуашь, акварель, скаканчики для воды, кисточки; -
учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.).
Информационное обеспечение
Специальное ПО не требуется, достаточно ПК, подключенного к сети Интернет у педагога.
Кадровое обеспечение
Педагог по ИЗО или педагог-психолог конкретного ОУ.
РАЗДЕЛ 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бекка Крахул "Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения, удовольствия". - СПб.: Питер, 2020. - 128 с.; -
Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2021. – 432 с. 3. Брегвадзе Д.Т., Коржов С.С. Изобразительное искусство и инновационные технологии; -
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999 - 93 с.; -
Г. Фолькельт «Экспериментальная психология ребёнка» М.Л.: Гос. Из-во, 1930 г.; -
Дзен-дудлинг. Вдохновляющие дзендалы. - М.: Попурри, 2016. - 306 c. -
Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" / Под редакцией А.И. Копытина. - М.: Психотерапия, 2011. - 144 c.; -
Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003; -
Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе. Санни Браун : OОО «Попурри», 2014; -
Екатерина Клименко, “Арт-терапия в действии:применяем дудлинг и зентангл” [Электронный ресурс] URL: http://deti-club.ru/art-terapiya-v-dejjstvii- primenyaem-dudling-i-zentangl. -
Зен-арт узоры для начинающих, 2021 // [Электронный ресурс] URL: https://flomaster.club/16251-zenart-uzory-dlja-nachinajuschih.html -
Кристи, Конлин Дзен-дудлинг. Искусство подсознательного рисунка / Конлин Кристи. - М.: Попурри, 2020. - 178 c.; -
Л.Б. Ительсон и др.; Под. Ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1979 г.; -
С. Степанов «Тайна детского рисунка» // Ряря, №9, 1997 г. Искусство в жизни детей: Опыт. -
Учимся учиться: как обучиться дудлингу [Электронный ресурс] URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/uchimsya -
Что такое дудлинг, 2019 // [Электронный ресурс] URL: https://linedot.ru/zenart/zentangle-doodling/chto-takoe-dudling/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятий учебной программы «Арт-терапия».
Тема 1. Дудлинг
Цель: познакомиться с стилем рисования «дудлинг».
Задачи: разобрать понятие «дудлинг», его историю, основные элементы и принцип рисования.
Оборудование: лист А4, фломастеры, цветные ручки
Время: 45 минут.
Содержание:
-
Знакомство и приветствие; -
Диагностика невербальной креативности и самооценки [1]; -
Разбор стиля дудлинг [4]; -
Пример основных элементов; -
Практическая часть - отработка; -
Прощание.
Тема 2. Зенарт
Цель: познакомиться с техникой рисования «Зенарт».
Задачи: разобрать новую технику рисования, потренироваться в отдельных элементах, выполнить практическую работу.
Оборудование: лист А4, ножницы, черная ручка.
Время: 45 минут.
Содержание:
-
Приветствие. «Привет всем, кто любит...»; -
Упражнение «Если бы я был...»: каждый участник выбирает себе какую либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку, и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она чувствует себя в окружающем мире; -
Арт-терапевтическое упражнение «Зенарт» [5]. Сочинение истории; -
Рефлексия; -
Ритуал прощания.
Тема 3. Зендудлинг
Цель: закрепить навыки бессознательного рисования и выражения чувств.
Задачи: закрепить знания в основных стилях рисования “каракуль” и линий
Оборудование: лист А4, ножницы, фломастеры, черная и цветные ручки.
Время: 45 минут.
Содержание:
-
Приветствие; -
Упражнение «Счастье для меня - это...»; -
Арт-терапевтическая техника «Фрукт» в техниках зенарт и дудлинг; -
Рефлексия; -
Ритуал прощания.
Тема 4. Зендала
Цель: нарисовать мандалу в технике «Зенарт».
Задачи:
-
Приветствие. «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что ...»; -
Упражнение «Пальцы»: соберите пальцы в кулак, большой палец положите на другие пальцы. Держите 30-60 секунд. Потом разожмите кулак и распрямите пальцы, широко разведите их. Повторите минимум 4 раза для каждой руки; -
Арт-терапевтическое упражнение «Мандала» [9]; -
Рефлексия; -
Ритуал прощания.
Оборудование: лист А4, циркуль, фломастеры, черная и цветные ручки.
Время: 45 минут.
Содержание:
Тема 5. Зенкраска
Цель: отработать навыки рисования «Зенарт» в групповой работе.
Задачи: узнать многообразие чувств других участников арт-терапии.
Оборудование: лист А4, линейка, черная ручка, фломастеры.
Время: 45 минут.
Содержание:
-
Приветствие; -
Упражнение «Смешное рукопожатие»: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? А кто знает другой способ подавать руку при встрече? Попросите детей показать различные варианты рукопожатий. Очень интересно бывает и развитие самого контакта при этом. Некоторые подают вялую безжизненную руку, другие жмут руку изо всех сил, и так далее. Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которые мы будем исполь-зовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличительным знаком нашего класса; -
Арт-терапевтическое упражнение «Противоположности»: участники делятся на группы по 2 человека, затем берут лист А4, рисуют симметричную фигуру и складывают лист пополам, затем сначала участник 1 в течение 15 минут рисует свою половину в цветах «День», а участник 2 в течение такого же количества времени рисует вторую половину в цветах «Ночь»; -
Рефлексия; -
Прощание.