Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Арттерапевтические технологии в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3 Содержание занятий

Тема 1. Дудлинг.

Цель: погрузиться в свое бессознательное и нарисовать то, что внутри.

Теория: понятие “каракуль”, история стиля, его цели и смысл. 

Практика: индивидуальная работа; участники с помощью фломастеров и листа А4 изображают то, что каждый хочет без замысловатых стилей и техник в течение 25 минут.

Тема 2. Зенарт

Цель: создать графический рисунок с единой фигурой, состоящей из тонких переплетенных линий.

Теория: понятие “зен-арт”и “медитация”, история метода, его цели и смысл. 

Практика: индивидуальная работа; участники с помощью черной ручкой и листа А4 изображают какой-либо крупный объект с помощью техники в течение 25 минут.

Тема 3. Зендудлинг

Цель: создать графический рисунок с единой фигурой, состоящей из тонких переплетенных линий и раскрашенный (частично или полностью).

Теория: понятие “зендудлинг” , история метода, его цели и смысл. 

Практика: индивидуальная работа; участники с помощью черной ручкой и листа А4 изображают какой-либо крупный объект с помощью техники зентангл, затем придают ему цвет, в течение 25 минут.

Тема 4. Зендала

Цель: создать мандалу в технике зентангл, черно-белую или цветную.

Теория: понятие “мандала”, история, виды мандал, ее цели и смысл. 

Практика: индивидуальная работа; участники с помощью инструментов на выбор и листа А4 рисуют мандалу в течение 25 минут.

Тема 5. Зенкраска.

Цель: научиться расслаблению и выходу бессознательного с помощью готового инструмента - раскраски.

Теория: понятие “раскраска-антистресс”, история, цели и смысл. 

Практика: индивидуальная работа; участники с помощью черной ручки создают заготовку-раскраску, затем обмениваются с соседом и раскрашивают в технике дудлинг в течение 30 минут.

РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1 Методическое обеспечение программы

Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. No 41.

Материально-техническое обеспечение


Для реализации программы «Арт-терапия» помещение должно соответствовать следующим характеристикам:

  • помещения является учебным кабинетом или мастерской;

  • в наличии классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

  • в наличии технические средства обучения (компьютер, принтер, графо-,мультимедиа-проекторы, интерактивная доска);

  • имеются материалы, необходимых для занятий: белая бумага А4, гелевые ручки, карандаши, гуашь, акварель, скаканчики для воды, кисточки;

  • учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.).

Информационное обеспечение

Специальное ПО не требуется, достаточно ПК, подключенного к сети Интернет у педагога.

Кадровое обеспечение

Педагог по ИЗО или педагог-психолог конкретного ОУ.

РАЗДЕЛ 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бекка Крахул "Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения, удовольствия". - СПб.: Питер, 2020. - 128 с.;

  2. Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2021. – 432 с. 3. Брегвадзе Д.Т., Коржов С.С. Изобразительное искусство и инновационные технологии;

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999 - 93 с.;

  4. Г. Фолькельт «Экспериментальная психология ребёнка» М.Л.: Гос. Из-во, 1930 г.;

  5. Дзен-дудлинг. Вдохновляющие дзендалы. - М.: Попурри, 2016. - 306 c.

  6. Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" / Под редакцией А.И. Копытина. - М.: Психотерапия, 2011. - 144 c.;

  7.  Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003;

  8. Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе. Санни  Браун : OОО «Попурри», 2014;

  9. Екатерина Клименко, “Арт-терапия в действии:применяем дудлинг и зентангл” [Электронный ресурс] URL: http://deti-club.ru/art-terapiya-v-dejjstvii- primenyaem-dudling-i-zentangl.

  10. Зен-арт узоры для начинающих, 2021 //  [Электронный ресурс] URL: https://flomaster.club/16251-zenart-uzory-dlja-nachinajuschih.html

  11. Кристи, Конлин Дзен-дудлинг. Искусство подсознательного рисунка / Конлин Кристи. - М.: Попурри, 2020. - 178 c.;

  12.  Л.Б. Ительсон и др.; Под. Ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1979 г.;

  13.  С. Степанов «Тайна детского рисунка» // Ряря, №9, 1997 г. Искусство в жизни детей: Опыт.

  14. Учимся учиться: как обучиться дудлингу [Электронный ресурс] URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/uchimsya

  15. Что такое дудлинг, 2019 // [Электронный ресурс] URL: https://linedot.ru/zenart/zentangle-doodling/chto-takoe-dudling/



ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект занятий учебной программы «Арт-терапия».

Тема 1. Дудлинг

Цель: познакомиться с стилем рисования «дудлинг».

Задачи: разобрать понятие «дудлинг», его историю, основные элементы и принцип рисования.

Оборудование: лист А4, фломастеры, цветные ручки

Время: 45 минут.

Содержание:

  1. Знакомство и приветствие;

  2. Диагностика невербальной креативности и самооценки [1];

  3. Разбор стиля дудлинг [4];

  4. Пример основных элементов;

  5. Практическая часть - отработка;

  6. Прощание.

Тема 2. Зенарт

Цель: познакомиться с техникой рисования «Зенарт».

Задачи: разобрать новую технику рисования, потренироваться в отдельных элементах, выполнить практическую работу.

Оборудование: лист А4, ножницы, черная ручка.

Время: 45 минут.

Содержание:

  1. Приветствие. «Привет всем, кто любит...»;

  2. Упражнение «Если бы я был...»: каждый участник выбирает себе какую либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку, и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она чувствует себя в окружающем мире;

  3. Арт-терапевтическое упражнение «Зенарт» [5]. Сочинение истории;

  4. Рефлексия;

  5. Ритуал прощания.

Тема 3. Зендудлинг

Цель: закрепить навыки бессознательного рисования и выражения чувств.

Задачи: закрепить знания в основных стилях рисования “каракуль” и линий

Оборудование: лист А4, ножницы, фломастеры, черная и цветные ручки.

Время: 45 минут.

Содержание:

  1. Приветствие;

  2. Упражнение «Счастье для меня - это...»;

  3. Арт-терапевтическая техника «Фрукт» в техниках зенарт и дудлинг;

  4. Рефлексия;

  5. Ритуал прощания.

Тема 4. Зендала

Цель: нарисовать мандалу в технике «Зенарт».

Задачи:

  1. Приветствие. «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что ...»;

  2. Упражнение «Пальцы»: соберите пальцы в кулак, большой палец положите на другие пальцы. Держите 30-60 секунд. Потом разожмите кулак и распрямите пальцы, широко разведите их. Повторите минимум 4 раза для каждой руки;

  3. Арт-терапевтическое упражнение «Мандала» [9];

  4. Рефлексия;

  5. Ритуал прощания.


Оборудование: лист А4, циркуль, фломастеры, черная и цветные ручки.

Время: 45 минут.

Содержание:

Тема 5. Зенкраска

Цель: отработать навыки рисования «Зенарт» в групповой работе.

Задачи: узнать многообразие чувств других участников арт-терапии.

Оборудование: лист А4, линейка, черная ручка, фломастеры.

Время: 45 минут.

Содержание:

  1. Приветствие;

  2. Упражнение «Смешное рукопожатие»: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? А кто знает другой способ подавать руку при встрече? Попросите детей показать различные варианты рукопожатий. Очень интересно бывает и развитие самого контакта при этом. Некоторые подают вялую безжизненную руку, другие жмут руку изо всех сил, и так далее. Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которые мы будем исполь-зовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличительным знаком нашего класса;

  3. Арт-терапевтическое упражнение «Противоположности»: участники делятся на группы по 2 человека, затем берут лист А4, рисуют симметричную фигуру и складывают лист пополам, затем сначала участник 1 в течение 15 минут рисует свою половину в цветах «День», а участник 2 в течение такого же количества времени рисует вторую половину в цветах «Ночь»;

  4. Рефлексия;

  5. Прощание.