Файл: Правовое регулирование понятие, содержание, виды Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование: понятие, содержание, виды

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования…………………….5

1.1. Понятие и признаки правового регулирования……………………………..5

1.2. Виды правового регулирования……………………………………………..9

1.3. Способы и методы правового регулирования……………………………..11

Глава 2. Особенности содержания правового регулирования………………...18

2.1. Специфика содержания нормативного правового регулирования……….18

2.2. Специфика содержания индивидуального правового регулирования…...21

2.3. Специфика содержания смешанного правового регулирования…………26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных нормативных правовых актов и специальной литературы……………………………………………………………………….33


Введение

Развитие теории государства и права в современных условиях осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, совершенствование законодательства, адаптация правовых норм к новому уровню, достигнутому нашим обществом, и во-вторых, повышение эффективности существующих правовых норм. Эта последняя проблема требует дальнейшего изучения механизма правового регулирования. Необходимо продолжать совершенствовать правовую структуру общества с учетом основных тенденций развития государства.

Научная и практическая значимость предмета заключается в том, что в юридической литературе тема правового регулирования не нова. В 1960-е годы вновь проявился интерес к этой проблеме, что объясняет необходимость повышения организующей, созидающей роли права в жизни общества, важность уточнения путей его воздействия на социальные отношения, сознание и поведение людей, рассмотрение соотношения воздействия и регулирования, анализ особенностей специфики элементов регулирующего механизма.

Актуальность темы этого курса заключается в том, что в теории государства и права существует ряд областей, которые исследуют новые возможности права. Развитие теории права выдвинуло новые актуальные задачи в классических областях правового регулирования. В течение относительно длительного времени правовые нормы, их структура, социальная сущность, классификация и система, законодательная техника, объективация в нормативных правовых актах, реализация норм в правоотношениях и т. д. были в центре внимания общей теории государства и права.


Степень изученности позволяет отметить, что в настоящее время такие вопросы, как система общественного влияния права, его место в системе регуляторов социально-экономических (финансовых) процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования, недостаточно изучены. Большое внимание этому вопросу в своих работах было уделено таким выдающимся отечественным юристам, как В.М. Горшенев, Г. Т. Чернобель, В. Н. Кудрявцев, В. В. Ярков, Т. И. Кузнецов и другие, однако особое место в изучении проблемы правового регулирования принадлежит знаменитому российскому теоретику права С. С. Алексееву.

Объект исследования – теоретические особенности правового регулирования.

Предмет исследования данной курсовой работы – понятие, содержание и виды правового регулирования.

Цель курсовой работы - исследование понятия, видов и содержания правового регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить понятие и признаки правового регулирования;

- рассмотреть виды правового регулирования;

- раскрыть способы и методы правового регулирования;

- изучить специфику содержания нормативного правового регулирования;

- изучить специфику содержания индивидуального правового регулирования;

- изучить специфику содержания смешанного правового регулирования.

Методы исследования – анализ, синтез, обобщение.

Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ), а также различные источники специальной литературы.

Структура курсовой работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных нормативных правовых актов и специальной литературы и приложений.
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования

1.1. Понятие и признаки правового регулирования
Государство обеспечивает жизнь общества как системы посредством использования власти и права посредством регулирования. Первоначально он был предназначен для обеспечения стабильности и спокойствия, что является фактором благодати заключенных в применении принципов свободы и справедливости.

Правовое регулирование — это осуществление государством с помощью права, целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения правовыми (правовыми)средствами
1.

Признаки правового регулирования:

1. Правовое регулирование — это своего рода упорядоченное влияние на поведение людей с целью достижения определенного социального порядка.

2. Правовое регулирование основано на системе правовых норм, в которой устанавливается желаемая модель общественного порядка, то есть благодаря правовому регулированию отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, которая изначально носит характер государственной власти, то есть в правовых нормах государство указывает меру возможного и целесообразного поведения.

3. Правовое регулирование-подразумевает достижение определенного результата, которым является реальный порядок социальных связей, складывающийся при реализации правовых норм, то есть правовое регулирование обеспечивает перевод желаемого порядка общественных отношений в реальный.

4. Правовое регулирование носит целенаправленный характер-направлено на удовлетворение законных интересов субъектов права.

5. Правовое регулирование имеет определенный инструмент, то есть совокупность приемов и средств, с помощью которых регулируется деятельность участников общественных отношений.

6. Правовое регулирование обеспечивает реализацию норм права.

Не следует путать два явления: правовое регулирование и правовое воздействие. Термин "регулирование» происходит от латинского слова «regulo» - правила и обозначает порядок, установление, приведение чего-то в соответствие с чем-то. Термин "воздействие" относится к влиянию на что-то через систему действий. Семантическая нагрузка этих двух категорий близка, частично одинакова, но не однозначна 2.

Правовое воздействие — это взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, на сознание и поведение людей при помощи как правовых, так и неправовых средств. Правовое воздействие на человека осуществляется по двум каналам3:

1) информационному - при помощи правовых норм до участников доводится позиция государства о дозволенном, требуемом или запрещенном поведении;

2) ценностно-ориентационному - при помощи права осуществляется усвоение обществом его ценностей, наработанных человечеством и преемственно переходящих из поколения в поколение.

Правовое воздействие во многом сводится к информативной и воспитательной роли права, усилить которую может пропаганда правовых знаний, система широкого юридического образования.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием:


1) с точки зрения сферы действия: объект правового воздействия шире (шире), чем объект правового регулирования — это отношения, которые не регулируются законом, но подчиняются закону;

2) по содержанию: в правовом воздействии не всегда присутствует конкретная правовая мера (кроме норм права, она включает в себя другие социальные средства и формы воздействия на поведение людей), тогда как в правовом регулировании она обязательна (регулирование происходит с использованием определенной правовой нормы).

3) о механизме реализации права: в правовом регулировании право реализуется через его механизм - систему правовых средств и форм (нормы права, правоотношения, акты реализации и применения норм права и т. д.), тогда как правовое воздействие реализуется через систему неправовых средств - идеологические, психологические, информационные и другие механизмы.

Правовое регулирование - не аморфный бесструктурный процесс. В нем выделяются этапы (стадии), отражающие последовательность юридического регулирования.

Первый этап (стадия) - регламентация общественных отношений.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов, когда создается его нормативная основа. На этой стадии, нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) отчерчивает круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус определяется Конституцией РФ, а также другими нормативно-правовыми актами. На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, не индивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение, поставленных ими целей, предупреждает о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления4.

Кроме того, на первом этапе реализуются информационные возможности права, происходит активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

Второй этап (этап) - возникновение субъективных прав и юридических обязательств, иными словами, возникновение правоотношений. Второй этап правового регулирования - индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления предусмотренных нормами обстоятельств, которые называются правовыми фактами, возникает индивидуализированное отношение, участники которого имеют конкретные права и обязанности. Здесь участники юридической жизни «наделены " способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, а именно: их права и обязанности индивидуализированы.


Третий этап правового регулирования характеризуется реализацией, реализацией прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них есть в конкретной правовой ситуации (в конкретных правоотношениях). Речь идет об эффективном осуществлении людьми своих субъективных прав, выполнении своих обязанностей, соблюдении запретов.

В правовом регулировании возможен этап применения норм права. Она носит необязательный (необязательный) характер. Суть этого этапа заключается в разработке акта правления, обеспечивающего возникновение, изменение, прекращение правоотношений. С помощью правоохранительных органов государство включается в процесс правового регулирования на уровне конкретных отношений, контролируя их возникновение и реализацию.

Эти этапы являются теоретической моделью процесса правового регулирования. Как и любая модель, она отражает реальность в обобщенной, схематизированной форме. Регулирование реальных отношений иногда сложнее, чем теоретическая модель. Но это не должно закрывать главное: его цель-показать внутреннюю логику правового регулирования, последовательность его нормального осуществления.

Таким образом, правовое регулирование — это осуществление государством с помощью права и комплекса правовых средств упорядочения общественных отношений, их правового закрепления, защиты и развития. Он выделяет этапы (этапы), отражающие последовательность правового регулирования: регулирование общественных отношений; возникновение субъективных прав и юридических обязательств; реализация прав и обязанностей; и применение норм права (факультативный) шаг.
1.2. Виды правового регулирования
Правовое регулирование можно подразделить на два вида (осуществляется в двух основных формах):

1. Нормативно-правовое (нормативное) регулирование.

2. Индивидуально-правовое (индивидуальное) регулирование (казуально-правовое регулирование).

Регулирование является первичным, именно с этого начинается правовое регулирование. Нормативное регулирование носит общий характер, поскольку осуществляется с использованием норм права. Нормы права — это общие правила поведения, поскольку они предназначены для всех и предназначены для неопределенного числа типичных ситуаций. Таким образом, регулирование связано с регулированием неопределенного числа типичных ситуаций и направлено на рационализацию поведения неопределенного круга людей. Однако у регулирования есть один существенный недостаток - неспособность учесть все разнообразие конкретных отношений. Поэтому она должна быть дополнена индивидуальным регулированием.