Файл: Правовое регулирование понятие, содержание, виды Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Глава 2. Особенности содержания правового регулирования

2.1. Специфика содержания нормативного правового регулирования
Нормативное правовое регулирование - регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. По сравнению с индивидуальным правовым регулированием оно является первичным и определяющим. Нормативное правовое регулирование, как и нормы права, носит общий характер, т.к. распространяется на неопределенный круг лиц.

Нормативно-правовое регулирование Федерации подразделяется на федеральное правовое регулирование регулирования (осуществляется федеральными органами власти и управления), регулирование, правовое регулирование субъектов Федерации (осуществляется органами власти и управления), муниципальное правовое регулирование (осуществляется органами местного самоуправления) и местное правовое регулирование регулирования (осуществляется органами коммерческого и некоммерческого управления). Кроме того, этот вид правового регулирования можно разделить на законодательное правовое регулирование (осуществляемое органами законодательной власти, самим народом) и нормативно-правовое регулирование (осуществляемое органами исполнительной власти и другими органами и лицами, например, президентом).15.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование связано с регулированием неопределенного числа типичных ситуаций и направлено на упорядочение поведения неопределенного круга лиц. Однако нормативное регулирование имеет существенный недостаток - не в состоянии учесть все разнообразие конкретных отношений. Поэтому оно нуждается в дополнении его индивидуальным регулированием16.

Нормативное и индивидуальное правовое регулирование может быть односторонним, вертикальным, договорным и горизонтальным. При относительной автономии эти виды правового регулирования не являются исключительными, а дополняют друг друга. Первый связан с прямым регулированием власти общественных отношений. Взаимозависимость функционирования государства, муниципальной власти и права воплощается здесь довольно последовательно. Одностороннее и вертикальное правовое регулирование сопровождается изданием нормативных и индивидуальных (правоприменительных) актов. При этом процесс создания таких правовых актов подлежит особым правоотношениям и правоприменению.

Автономное и горизонтальное правовое регулирование осуществляется на основе соглашений. Субъекты, которые автономны друг по отношению к другу и заключают различные виды нормативных и индивидуальных правовых договоров, не только регулируют свое собственное поведение, но и устанавливают взаимные права и обязанности. Кроме того, реализация правовых договоров отличается от реализации нормативных и индивидуальных актов. Осуществление правовых договоров может, среди прочего, привести к проведению специальных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения обязательств, взятых на себя сторонами.


Теория международного права уделяет большое внимание применению норм международного права. И в этом нет ничего особенного. В этом и заключается проблема полного выполнения обязательств государств по международному праву.

Анализ нормативно-индивидуального правового регулирования предполагает освещение вопроса о месте правового регулирования в системе общественных отношений, понимание диалектики сфер жизни общества и правового регулирования. Можно предположить, что объект регулирования находится вне правового регулирования, отделен от него. Однако этот вывод можно сделать в отношении социальных отношений, которые в рамках правового регулирования становятся только правовыми, оставаясь при этом фактически экономическими, семейными, административными, профессиональными и т. д. Обратное происходит с общественными отношениями (налоговыми, пенсионными, процедурными и т. д.), которые не существуют без права.

В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками17:

а) это отношения, в которых заключаются индивидуальные интересы общества и общие социальные интересы;

б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то нарушение своих интересов, чтобы удовлетворить интересы другого;

в) такие отношения основаны на согласии соблюдать определенные правила, признании обязательности этих правил;

г) такие отношения требуют соблюдения правил, обязательство которых подкрепляется достаточно эффективной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:

- отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными);

- отношения по властному управлению обществом;

- отношения по обеспечению правопорядка;

- сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования;

- определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества.

Порождаемые государственно-правовой действительностью, эти отношения предстают как чисто юридические. В данном случае правовое регулирование осуществляется изнутри. При этом индивидуальное (правоприменительное) правовое регулирование здесь становится более распространенным, сложным, требующим правового профессионализма.


Таким образом, все это позволяет понять, каким образом юридическая деятельность становится относительно самостоятельным видом человеческой деятельности, выявить ее место в системе общественных отношений. При познании нормативного и индивидуального правового регулирования важно соотнести правовое регулирование с реализацией права. Реализация прав и обязанностей нередко рассматривается в качестве элемента, стадии правового регулирования.
2.2. Специфика содержания индивидуального правового регулирования
Индивидуальное правовое регулирование, осуществляемое третьими лицами, не являющимися непосредственно участниками регулируемых отношений, можно подразделить на:

1) индивидуальное судебно-правовое регулирование;

2) индивидуальное административно-правовое регулирование.

Эти подвиды имеют авторитарный характер, присваиваемый им соответствующими органами власти-судами и государственными административными органами. Однако в правовом регулировании существует также индивидуальное правовое регулирование, осуществляемое самими участниками отношений, регулируемых общими нормами права. Он получил в теории права название "саморегулирование" - регулирование отношений их участников путем заключения различных, в первую очередь, гражданско-правовых договоров (купля-продажа, аренда, дарение, транспортировка, хранение, страхование, брачные договоры и т. д.), а также трудовых договоров, договоров, мирных соглашений, в том числе в судебном порядке. Эти контракты, соглашения и контракты основаны на нормах права и на собственном усмотрении сторон, разрешенных законом. Они также (дедуктивно) индивидуализируют нормы права, применимые к конкретным отношениям и их отдельным субъектам. В связи с этим они относятся к мере правового регулирования в названии ее третьей разновидности - индивидуальное правовое саморегулирование.

С философской точки зрения индивидуальное правовое регулирование характеризует переход от абстрактной неопределенности применимых норм права к их индивидуальной и практической определенности. И этот переход осуществляется, как уже отмечалось, путем дедуктивной конкретизации норм права как при разработке закона (регламента), так и при реализации закона, включая правоприменение. Вообще говоря, правовое регулирование должно обеспечивать достижение общих и конкретных целей, то есть быть эффективным
18.

Индивидуальное правовое регулирование — это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах, очерченных законом.

Специфика такого правового регулирования заключаются в следующем:

Обязательные признаки индивидуального правового регулирования — это его неотъемлемые свойства, при отсутствии любого из них явление перестает быть самим собой. К обязательным признакам, прежде всего, следует отнести названные ранее общие признаки нормативного и индивидуального регулирования. И, кроме того, к ним относятся неотъемлемые признаки именно индивидуального правового регулирования:

1. Индивидуальное правовое регулирование дополняет нормативное правовое регулирование, осуществляется на его основе и в его развитии.

2. Индивидуальное правовое регулирование направлено на урегулирование конкретных ситуаций в индивидуальном порядке.

3. В процессе индивидуального правового регулирования создаются индивидуальные акты. Факультативные признаки индивидуального правового регулирования могут иметь место при определенных обстоятельствах, но и при их отсутствии индивидуальное правовое регулирование сохраняется как самостоятельное правовое явление. К факультативным признакам индивидуального правового регулирования следует отнести:

- возможность субъекта действовать по своему усмотрению;

- выполнение правовосполнительной задачи (восполнение пробелов в праве путем аналогии закона и права; применение норм в субсидиарном порядке);

- закрепление процедуры индивидуального правового регулирования.

Таким образом, на основе анализа можно дать следующее определение: регулирование - это взгляд на правовое регулирование и представляет собой правовое воздействие на социальные отношения, связанное с изменением или прекращением прав и обязанностей их членов в индивидуальном качестве, направленное на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и осуществляемое с помощью односторонних законных юридически важных действий, заключения договоров и соглашений или правоприменительной деятельности уполномоченных субъектов., результатом которых являются отдельные правовые акты.

В юридической литературе индивидуальное правовое регулирование обозначается различными терминами:» случайное регулирование, субрегулятивное регулирование, ненормативное регулирование. Похоже, что все вышеперечисленные термины не являются взаимоисключающими. Каждая из них отражает индивидуальные