Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине Философия, вопросы для подготовки к экзамену, список учебнометодической литературы.doc
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и высшего ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ Индустриальный УНИВЕРСИТЕТ»
Институт сервиса и отраслевого управления
Кафедра гуманитарных наук и технологий
.
Философия
Методические указания и варианты контрольных работ
для обучающихся всех направлений заочной формы обучения
УДК
ББК
Осинцева Н.В. Философия: методические указания и варианты контрольных работ для обучающихся всех направлений заочной формы обучения. - Тюмень: ТИУ
Методические указания и варианты контрольных работ разработаны на основании рабочей программы дисциплины «Философия» и требований Государственного стандарта. Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине «Философия», вопросы для подготовки к экзамену, список учебно-методической литературы.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. Методические указания по выполнению контрольной работы………………………………………………………. Варианты контрольных работ…………………………………………. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………. Дополнительная литература иИнтернет-ресурсы .………….. | 4 5 7 56 57 |
Введение
Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке специалиста и его профессиональной культуре. Проблема качества повышения профессиональной подготовки специалиста занимает доминирующее положение в ряду задач высшей школы. Очевидно, что на современном этапе конечной целью профессиональной подготовки студентов является деятельность выпускника, его способность к адаптации и эволюции в быстро меняющемся профессиональном мире, личностные качества, определяющие уже не только сугубо профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие. Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития – одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.
Освоении курса «Философия» предполагает прослушивание лекций, участие на практических занятиях и самостоятельную работу студента. В силу ограничения количества аудиторных часов основным способом формирования познавательных потребностей и ценностных ориентаций у студентов заочной формы обучения является самостоятельное освоение материала и в частности написание контрольной работы. Это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, является важнейшим стратегическим направлением совершенствования качества профессиональной подготовки в вузе. В процессе подготовки контрольной работы происходит осознание необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования.
Важнейшим фактором активности и самостоятельности студентов при изучении философии является устойчивая профессиональная направленность. Этим обосновано добавление специальных разделов – «Философия техники» и «Философия экономики», где рассматриваются феномен техники и феномен экономики в философском аспекте, их влияние на развитие общества, личности и т.п.
Методические рекомендации и варианты контрольных работ по курсу «Философия» предназначены для студентов всех специальностей заочной формы обучения. Данное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта и включает в себя методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине, вопросы для подготовки к экзамену, список учебно-методической литературы и приложения с образцами оформления титульного листа и библиографического списка.
Методические указания по выполнению контрольной работы
В соответствии с учебным планом изучение курса «Философия» студентами заочной и заочной ускоренной формы обучения предполагает написание контрольной работы. Подготовка выпускников, эффективность его профессионального становления во многом зависят от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента. Задания контрольной работы направлены на развитие навыков критического мышления, самостоятельного анализа и оценки разнообразных философских явлений исторических эпох и современности, раскрытие творческого потенциала студента.
Выбор варианта контрольной работы зависит от последней цифры номера зачетной книжки. Например, «3» – последняя цифра номера зачетной книжки, соответственно, студент может выбрать вариант, оканчивающийся на «3», то есть варианты №3, №13, №23 или №33.
Целью выполнения контрольной работы является формирование научного мировоззрения и основ творческого мышления, развитие критичности самосознания, глубокое усвоение знаний.
Цель обусловлена следующими задачами:
-
развитие склонности к научно-исследовательской деятельности; -
создание условий для самореализации творческих способностей; -
формирование умений аргументировано вести дискуссию; -
выработка навыков работы с текстом; -
расширение теоретического кругозора и научной эрудиции; -
формирование таких качеств личности, как вдумчивость, самостоятельность, инициативность и т.п.
Каждый вариант работы включает в себя четыре задания: законспектировать вопрос, раскрыть понятия, ответить на вопрос и решить тест. Первое задание требует умения работать с текстом, кратко и четко осветить необходимый материал. Выполнение второго задания предполагает работу студента со справочной литературой, причем необходимо учитывать контекст или историческую эпоху объясняемого термина. Ответы на вопросы третьего задания не даны в учебной литературе. В данном случае студенту необходимо уже самостоятельно применять такие способы мышления как анализ, синтез, сравнение, формализация, идеализация, моделирование, что в итоге приводи к развитию навыков аналитического мышления. Ответ на поставленный вопрос предполагает сравнение различных философский школ или концепций,
установление причинно-следственной связи, выводов или собственную оценку философской проблемы. При решении теста в каждом вопросе из предложенных трех вариантов следует выбрать один верный вариант ответа или соотнести позиции.
Контрольная работа студента должна содержать: титульный лист, оглавление, основную часть, то есть четыре выполненных задания, и библиографический список, включающий литературу, которая использовалась при выполнении контрольной работы. Для подготовки к контрольной работе необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, справочной и научно–критической литературы, указанной в пособии. При выборе литературы следует ориентироваться на более новые издания, кроме того, подобранная литература должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, чтобы исключить метафизическое усвоение материала. Навыки работы с книгой включают в себя: умение найти нужную литературу; умение прочесть ее; умение выбрать и зафиксировать нужную информацию; умение оформить библиографический список. Одним из признаков профессиональности выполненной работы является правильное оформление библиографического аппарата. Допускается использование интернет-ресурсов при изучении текстов первоисточников.
Варианты контрольных работ
Вариант 1
Тема: Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
От мифа к логосу: рождение философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Мифология, религия, наука, антропоморфизм, социоморфизм, гилозоизм, анимизм, политеизм, протофилософия, космология.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?
Задание 4. Решите тест:
1. Функция философии, которая имеет целью направленное и достоверное познание окружающей действительности:
1)Теоретическая;
2)Практическая;
3)Гносеологическая.
2. Функция философии, которая способствует выработке методов познания окружающей действительности, называется:
1)Практической;
2)Методологической;
3)Герменевтической.
3. Какие разделы составляют общую структуру предмета философии?
1)Учение о бытии (онтология), человеке, политике;
2)Учение о бытии (онтология), познании (гносеологии), человеке, обществе;
3)Учение о бытии (онтология), познании (гносеологии), этика и эстетика.
4. Какой вопрос является основным вопросом философии?
1)Вопрос о смысле жизни;
2)Вопрос об отношении бытия и мышления;
3)Вопрос о происхождении человечества.
5. Специфика философских вопросов заключается в том, что они являются…
1)Вечными;
2)Конкретными;
3)Древними.
Вариант 2
Тема: Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Основной вопрос философии и его современное решение.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Онтология, космология, космогония, гносеология, эпистемология, антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Обладает ли философия своим языком? В чем состоит его особенность?
Задание 4. Решите тест:
1. Что такое философия?
1)Доминирующая в данном обществе мировоззренческая позиция;
2)Система взглядов, основанная исключительно на религиозных взглядах и аскетическом опыте;
3)Форма общественного сознания, представляющая собой