Файл: Графическая модель птэ ла назначение принципы построения, характеристики состояний показатели эффективности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- трудоемкость разового контроля изделия не треб. демонтажа
- требует демонтажа
-частота контроля изделий
Вопрос № 18
Руководящая документация.
Эксплуатационно-техническая документация (ЭТД) предназначена для изучения конструкции, правил эксплуатации и ТО, планирования и оформления работ по ТО АТ, а также для учета работы, численности, движения и технического состояния АТ, учета ее доработок и ведения отчетности.
ЭТД подразделяют на руководящую (нормативно-техническую), номерную и производственно- техническую (см. рис.).
Руководящая документация регламентирует вопросы организации обеспечения эксплуатации АТ, определяет требования к ней и устанавливает правила ее эксплуатации. По своему назначению руководящая документация делится на общую (для всех типов ЛА) и типовую (для определенного типа ЛА).
Общими руководящими документами являются Наставление по производству полетов в ГА РФ, Наставление по технической эксплуатации и ремонту АТ в ГА РФ, приказы, указания, инструкции, методики и другие документы Министерства ГА.
Нормы летной годности ЛА
Структурная схема основных групп документации по ТЭ ВС
НТЭРАТ определяет основные положения и общие правила организации технической эксплуатации ЛА.
Типовая руководящая документация включает документы, которыми экипажи и ИТС руководствуются при технической эксплуатации ЛА данного типа (рис.). Она разрабатывается организациями промышленности, гражданской авиации на основании программы ТОиР ЛА и принимается к руководству после утверждения или ввода в действие МГА.
РЛЭ содержит правила самолетовождения на всех этапах полета, правила полетов и различных условиях и особых ситуациях, указания по эксплуатации силовых установок и бортовых систем на земле и в полете, порядок взаимодействия членов экипажа со службой управления воздушным движением.
РТЭ включает все указания, необходимые для технического обслуживания, выполнения работ по замене агрегатов, регулировочных и других работ на ЛА
Регламент и технические указания по техническому обслуживанию определяют объекты обслуживания, объем, периодичность и порядок выполнения работ в процессе эксплуатации ЛА.
Альбом основных сочленений, ремонтных допусков и каталог деталей и сборочных единиц относятся к номенклатуре ремонтной документации, однако в процессе технической эксплуатации при выполнении работ по текущему ремонту, подбору деталей и узлов составлении заявок на них на эксплуатационных предприятиях возникает необходимость в использовании данных документов.
НТД входят документы ИКАО, Воздушный Кодекс РФ, Технические регламенты, Постановление правительства РФ по ГА, Федеральные авиационные правила, Сертификат типа ВС, Технические условия на поставку, Нормы летной годности и другая документация.
Вопрос № 25
Диагностика.
1. Диагностика масла.
Функция маслосистемы – вымывание и вынос продуктов изнашивания трущихся пар. Существуют следующие методы анализа работавшего масла на содержание продуктов износа: электрич., электромагнитный, магнитный, радиационный, спектральный.
Электрический метод используется для обнаружения довольно крупных металлических частиц. Он основан на измерении величины электропровод. масла.
Магнитный метод основан на измерении сил взаимодействия ферромагнитных частиц в масле и искусственно созданным внешним магнитным полем. Недостаток метода – невысокая точность (20% погрешности).
Электромагнитный метод основан на взаимодействии переменного магнитного поля катушки индуктивности с электромагнитным полем вихревых токов частиц металлов в масле.
Радиационный метод основан на измерении радиоактивного масла, омывавшего предварительно активированные детали.
Спектральные методы делятся на оптические, эмиссионно-спектральные (МФО) и рентгеноспектральные методы анализа масел (БАРС-1 и еще чето непонятное)
Рентгеноспектральный метод основан на возбуждении и регистрации флуоресцентного излучения металлами под воздействием рентген. лучей.
3 этапа изнашивания: приработка, че-то че-то, аварийный износ.
В качестве диагностических параметров используют: концентрацию металлов в масле (ч/т); скорость нараст. концентрации (ч/т-ч); размер частиц в масле.
Оперативные индикаторы – стружно-сигнализаторы, фильтры-сигнализаторы, магнитные пробки. Для определения концентрации металлов широко используется спектро-анализ проб масла. 3 этапа: перевод масла в парообразном состоянии, размножен. излуч. в спектре и определение концентрации элементов.
Метрологические обеспечения средств контроля.
Метрологическая аттестация – это обеспечение эталонами, настроечными образцами, а также проведение проверок (1 раз в год для оборудования НК, 1 раз в полгода для веществ, 1 раз в 5 лет для настроечных эталонов).
Проверка: 1) внешний осмотр
2) апробация
3) проверка чувствительности.
Метрологическое обеспечение – это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений, выполняемых при ТО и ремонте ЛА. Основными задачами метрологического обеспечения является поддержание инструментов, средств измерения и контрольно-проверочного аппарата в рабочем состоянии и постоянной пригодности к применению. Обеспечение требуемой точности измерения параметров изделий и функционирующих систем ЛА (к числу важнейших задач относится устранение повреждений, отказов и анализ тех.состояния средств измерений). Проведение их периодических проверок и метрологической аттестации –
(продолжение 25 вопроса)
метрологическая экспертиза, разрабатыв. конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации. Контроль за внедрением и правильным использованием государственных и отраслевых стандартов.
Неразрушающие методы контроля (МНК)
Место для графика
Используют ультразвуковые дефектоскопы. Бывают эхо-метод, теневой и зеркальный метод.
Вопрос № 33
1. Характеристика условий эксплуатации высотной системы самолета.
Основным средством обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов является приминение герметичных кабин и комплекса элементов высотного оборудования, т.е. систем жизнеобеспечения. Данные системы обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности экипажа и создают максимальный комфорт для пассажиров на всех этапах полета, выполняя следующие функции:
-кондиционирование воздуха, совместно с отоплением и вентиляцией герметичной кабины.
-автоматическое регулирование давления воздуха в кабине.
-теплозвукоизоляцию.
-передачу кислорода членам экипажа и пассажирам в случае необходимости.
На работоспособность системыжизнеобеспечения и в частности системы кондиционирования воздуха (СКВ) и системы автоматического регулирования давления (САРД) в процессе эксплуатации оказывают постоянное воздействие разлияные эксплуатационные факторы.(см.рис.)
В процессе эксплуатации парметры режимов регулирования давления в кабинах могут находиться в пределах допусков или превышать их. В последнем случае отклонения параметров от нормального режима обуславливаются неисправностью САРД или её отдельных агрегатов.
К основным отклонениям САРД относятся пониженное или повышенное давление воздуха в кабине; падение кабинного давления; повышенная или недостаточная скорость изменения давления в кабине.
При рассмотрении причин возможных отклонений следует обратить внимание на особенности работы САРД с учетом влияния внешних эксплуатационных факторов. Как известно рабочим телом в системах является кабинный воздух, который практически всегда загрязнен пылью, смолистыми веществами, волокнами теплозвукоизоляции, ворсинками тканей ковров. При движении загрязненного воздуха через агрегаты САРД засоряются дозы, различные калиброванные отверстия агрегатов, трубопроводы. С течением времени происходит постепенная закупорка воздушных трактовЮ образование наслоений пыли и грязи в местах прилегания тарелок клапанов к посадочным местам, что в конечном итоге приводит к возникновению отказов и повреждений в работе системы.
Перечисленные причины могут вызывать стабильные (устойчивые) отказы и повреждения ,действующие в течении длительного периода времени, и нестабилные отказы, носящие временной характер. В первом случае для устранения отказов применяют инженерные методы, во втором повреждение может самоустраняться, особенно при резких колебаниях давления кабины. Этот вид повреждений требует особенно тщательного анализа возможных причин их возникновения и принятия решения по их устранению и предупреждению повторных проявлений.
Рис. Характеристика эксплуатационных факторов влияющих на работоспособность СКВ и САРД.
Вопрос № 36
На эксплуатируемых в настоящее время вертолетах применяются винты с шарнирным креплением лопастей втулки. ТО втулки несущего винта (НВ) во многом аналогично ТО силовых и гидромеханических элементов самолетов. При осмотре втулки следует обращать внимание на коррозийное состояние элементов конструкции, отсутствие глубоких забоин, царапин и трещин. Трещин и наклеп на элементах конструкции втулки НВ недопустимы.
Особенности конструкции шарнирных втулок НВ- наличие значительного числа подшипников качения, работающих в условиях высоких нагрузок и малых перемещений. Надежность шарнирных соединений обеспечивается оптимальным режимом смазки, учет сорта масла, сезонность использования, тщательность соблюдения технологии смазочных работ на втулке НВ. Основными причинами появления течи уплотнения шарниров наряду с их конструктивным несовершенством являются и эксплуатационные причины: перзаливка масла, засорение дренажных клапанов, нарушение резьбовых соединений и уплотнений.
Учитывая существенное влияние качества функционирования демпфера ВШ на возникновение различных видовколебаний вертолета, необходимо уделять особое внимание контролю его техсостояния.
Лопасти НВ – наиболее ответственные эелементы конструкции. Распростронение получили лопасти цельнометалической конструкции с цельнотянутым ланжероном. Компановка лопасти специфична в силу особого нагружения : все нагрузки воспинимаются одним силовым элементом – лонжероном.
Система сигнализации повреждения лонжерона : выявление на ранней стадии трещин и повреждений лонжеронов – конструктивно реализовывается за счет герметизации внутренней лопасти лонжерона, создание в ней незначительного избыточного давления, измеряемого специальным сигнализатором, имеющим визуальную индикацию. Так при возникновении трещины в 5мм происходит разгерметизация , а опасность его разрушения –при развитии трещины до 70-100мм – это создает условие для эксплуатации лопастей по состаянию с контролем параметров.
При ТО лопастей НВ кроме проверки давления в полости лонжерона, необходимо внимательно осмотреть компевые участки, носовые и хвостовые части отсеков лопастей. Частые повреждения : забоины и вмятины от попадания посторонних предметов , расконтривание соединений, абразивный износ передней части лопатки, нарушение клеевых соединений, появление трещин обшивки отсеков. Наиболее вероятная зона появлнения трещин – 0,75 длины полости.
- требует демонтажа
-частота контроля изделий
Вопрос № 18
Руководящая документация.
Эксплуатационно-техническая документация (ЭТД) предназначена для изучения конструкции, правил эксплуатации и ТО, планирования и оформления работ по ТО АТ, а также для учета работы, численности, движения и технического состояния АТ, учета ее доработок и ведения отчетности.
ЭТД подразделяют на руководящую (нормативно-техническую), номерную и производственно- техническую (см. рис.).
Руководящая документация регламентирует вопросы организации обеспечения эксплуатации АТ, определяет требования к ней и устанавливает правила ее эксплуатации. По своему назначению руководящая документация делится на общую (для всех типов ЛА) и типовую (для определенного типа ЛА).
Общими руководящими документами являются Наставление по производству полетов в ГА РФ, Наставление по технической эксплуатации и ремонту АТ в ГА РФ, приказы, указания, инструкции, методики и другие документы Министерства ГА.
Нормы летной годности ЛА
Структурная схема основных групп документации по ТЭ ВС
НТЭРАТ определяет основные положения и общие правила организации технической эксплуатации ЛА.
Типовая руководящая документация включает документы, которыми экипажи и ИТС руководствуются при технической эксплуатации ЛА данного типа (рис.). Она разрабатывается организациями промышленности, гражданской авиации на основании программы ТОиР ЛА и принимается к руководству после утверждения или ввода в действие МГА.
РЛЭ содержит правила самолетовождения на всех этапах полета, правила полетов и различных условиях и особых ситуациях, указания по эксплуатации силовых установок и бортовых систем на земле и в полете, порядок взаимодействия членов экипажа со службой управления воздушным движением.
РТЭ включает все указания, необходимые для технического обслуживания, выполнения работ по замене агрегатов, регулировочных и других работ на ЛА
Регламент и технические указания по техническому обслуживанию определяют объекты обслуживания, объем, периодичность и порядок выполнения работ в процессе эксплуатации ЛА.
Альбом основных сочленений, ремонтных допусков и каталог деталей и сборочных единиц относятся к номенклатуре ремонтной документации, однако в процессе технической эксплуатации при выполнении работ по текущему ремонту, подбору деталей и узлов составлении заявок на них на эксплуатационных предприятиях возникает необходимость в использовании данных документов.
НТД входят документы ИКАО, Воздушный Кодекс РФ, Технические регламенты, Постановление правительства РФ по ГА, Федеральные авиационные правила, Сертификат типа ВС, Технические условия на поставку, Нормы летной годности и другая документация.
Вопрос № 25
Диагностика.
1. Диагностика масла.
Функция маслосистемы – вымывание и вынос продуктов изнашивания трущихся пар. Существуют следующие методы анализа работавшего масла на содержание продуктов износа: электрич., электромагнитный, магнитный, радиационный, спектральный.
Электрический метод используется для обнаружения довольно крупных металлических частиц. Он основан на измерении величины электропровод. масла.
Магнитный метод основан на измерении сил взаимодействия ферромагнитных частиц в масле и искусственно созданным внешним магнитным полем. Недостаток метода – невысокая точность (20% погрешности).
Электромагнитный метод основан на взаимодействии переменного магнитного поля катушки индуктивности с электромагнитным полем вихревых токов частиц металлов в масле.
Радиационный метод основан на измерении радиоактивного масла, омывавшего предварительно активированные детали.
Спектральные методы делятся на оптические, эмиссионно-спектральные (МФО) и рентгеноспектральные методы анализа масел (БАРС-1 и еще чето непонятное)
Рентгеноспектральный метод основан на возбуждении и регистрации флуоресцентного излучения металлами под воздействием рентген. лучей.
3 этапа изнашивания: приработка, че-то че-то, аварийный износ.
В качестве диагностических параметров используют: концентрацию металлов в масле (ч/т); скорость нараст. концентрации (ч/т-ч); размер частиц в масле.
Оперативные индикаторы – стружно-сигнализаторы, фильтры-сигнализаторы, магнитные пробки. Для определения концентрации металлов широко используется спектро-анализ проб масла. 3 этапа: перевод масла в парообразном состоянии, размножен. излуч. в спектре и определение концентрации элементов.
Метрологические обеспечения средств контроля.
Метрологическая аттестация – это обеспечение эталонами, настроечными образцами, а также проведение проверок (1 раз в год для оборудования НК, 1 раз в полгода для веществ, 1 раз в 5 лет для настроечных эталонов).
Проверка: 1) внешний осмотр
2) апробация
3) проверка чувствительности.
Метрологическое обеспечение – это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений, выполняемых при ТО и ремонте ЛА. Основными задачами метрологического обеспечения является поддержание инструментов, средств измерения и контрольно-проверочного аппарата в рабочем состоянии и постоянной пригодности к применению. Обеспечение требуемой точности измерения параметров изделий и функционирующих систем ЛА (к числу важнейших задач относится устранение повреждений, отказов и анализ тех.состояния средств измерений). Проведение их периодических проверок и метрологической аттестации –
(продолжение 25 вопроса)
метрологическая экспертиза, разрабатыв. конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации. Контроль за внедрением и правильным использованием государственных и отраслевых стандартов.
Неразрушающие методы контроля (МНК)
-
Визуально-оптический метод: при визуализации мелких повреждений, трещин, особенностей строения изломов используют ряд оптических приборов (лупы типа ЛП1; бинокулярные лупы налобные БЛ-1 и БЛ-2; микроскопы МБС; эндоскопы – смотреть внутри) -
Капиллярный метод: выявление невидимых или слабо видимых дефектов на поверхности. Наносят (пенетрант), после проявитель, вследствие чего образуется след. -
Магнитно-порошковый метод: намагничивают деталь и наносят суспензию (стружка с маслом или керосином), она проникает в дефект или трещину из-за магнитного поля над дефектом. -
Рентгеновский и гамма-методы: основан на проникающей способности рентгено- и гамма-лучей. Применяются для выявления разрушившихся и сместившихся закрытых элементов конструкций, коррозии, развившихся трещин с большим раскрытием. -
Ультразвуковой метод: основан на возбуждении ультразвуковых колебаний в контролируемом изделии и времени прохождения эхо-сигналов.
Место для графика
Используют ультразвуковые дефектоскопы. Бывают эхо-метод, теневой и зеркальный метод.
-
Вихретоковый метод: сущность метода состоит в изменении характера распределения вихревых токов в контролируемом объекте. Вихреток (ВТ) возникает под воздействием первичного электромагнитного поля, создаваемого вокруг вихретокового преобразователя (катушки ВТП). Изменения сопротивления ВТП и является сигналом появления дефекта.
Вопрос № 33
1. Характеристика условий эксплуатации высотной системы самолета.
Основным средством обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов является приминение герметичных кабин и комплекса элементов высотного оборудования, т.е. систем жизнеобеспечения. Данные системы обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности экипажа и создают максимальный комфорт для пассажиров на всех этапах полета, выполняя следующие функции:
-кондиционирование воздуха, совместно с отоплением и вентиляцией герметичной кабины.
-автоматическое регулирование давления воздуха в кабине.
-теплозвукоизоляцию.
-передачу кислорода членам экипажа и пассажирам в случае необходимости.
На работоспособность системыжизнеобеспечения и в частности системы кондиционирования воздуха (СКВ) и системы автоматического регулирования давления (САРД) в процессе эксплуатации оказывают постоянное воздействие разлияные эксплуатационные факторы.(см.рис.)
В процессе эксплуатации парметры режимов регулирования давления в кабинах могут находиться в пределах допусков или превышать их. В последнем случае отклонения параметров от нормального режима обуславливаются неисправностью САРД или её отдельных агрегатов.
К основным отклонениям САРД относятся пониженное или повышенное давление воздуха в кабине; падение кабинного давления; повышенная или недостаточная скорость изменения давления в кабине.
При рассмотрении причин возможных отклонений следует обратить внимание на особенности работы САРД с учетом влияния внешних эксплуатационных факторов. Как известно рабочим телом в системах является кабинный воздух, который практически всегда загрязнен пылью, смолистыми веществами, волокнами теплозвукоизоляции, ворсинками тканей ковров. При движении загрязненного воздуха через агрегаты САРД засоряются дозы, различные калиброванные отверстия агрегатов, трубопроводы. С течением времени происходит постепенная закупорка воздушных трактовЮ образование наслоений пыли и грязи в местах прилегания тарелок клапанов к посадочным местам, что в конечном итоге приводит к возникновению отказов и повреждений в работе системы.
Перечисленные причины могут вызывать стабильные (устойчивые) отказы и повреждения ,действующие в течении длительного периода времени, и нестабилные отказы, носящие временной характер. В первом случае для устранения отказов применяют инженерные методы, во втором повреждение может самоустраняться, особенно при резких колебаниях давления кабины. Этот вид повреждений требует особенно тщательного анализа возможных причин их возникновения и принятия решения по их устранению и предупреждению повторных проявлений.
Рис. Характеристика эксплуатационных факторов влияющих на работоспособность СКВ и САРД.
Вопрос № 36
На эксплуатируемых в настоящее время вертолетах применяются винты с шарнирным креплением лопастей втулки. ТО втулки несущего винта (НВ) во многом аналогично ТО силовых и гидромеханических элементов самолетов. При осмотре втулки следует обращать внимание на коррозийное состояние элементов конструкции, отсутствие глубоких забоин, царапин и трещин. Трещин и наклеп на элементах конструкции втулки НВ недопустимы.
Особенности конструкции шарнирных втулок НВ- наличие значительного числа подшипников качения, работающих в условиях высоких нагрузок и малых перемещений. Надежность шарнирных соединений обеспечивается оптимальным режимом смазки, учет сорта масла, сезонность использования, тщательность соблюдения технологии смазочных работ на втулке НВ. Основными причинами появления течи уплотнения шарниров наряду с их конструктивным несовершенством являются и эксплуатационные причины: перзаливка масла, засорение дренажных клапанов, нарушение резьбовых соединений и уплотнений.
Учитывая существенное влияние качества функционирования демпфера ВШ на возникновение различных видовколебаний вертолета, необходимо уделять особое внимание контролю его техсостояния.
Лопасти НВ – наиболее ответственные эелементы конструкции. Распростронение получили лопасти цельнометалической конструкции с цельнотянутым ланжероном. Компановка лопасти специфична в силу особого нагружения : все нагрузки воспинимаются одним силовым элементом – лонжероном.
Система сигнализации повреждения лонжерона : выявление на ранней стадии трещин и повреждений лонжеронов – конструктивно реализовывается за счет герметизации внутренней лопасти лонжерона, создание в ней незначительного избыточного давления, измеряемого специальным сигнализатором, имеющим визуальную индикацию. Так при возникновении трещины в 5мм происходит разгерметизация , а опасность его разрушения –при развитии трещины до 70-100мм – это создает условие для эксплуатации лопастей по состаянию с контролем параметров.
При ТО лопастей НВ кроме проверки давления в полости лонжерона, необходимо внимательно осмотреть компевые участки, носовые и хвостовые части отсеков лопастей. Частые повреждения : забоины и вмятины от попадания посторонних предметов , расконтривание соединений, абразивный износ передней части лопатки, нарушение клеевых соединений, появление трещин обшивки отсеков. Наиболее вероятная зона появлнения трещин – 0,75 длины полости.