Файл: Доклад по дисциплине "макроэкономика " " модели взаимоотношений экономики и государства " выполнил "аскаров рахим турганбаевич".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТАНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ “КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА
ДОКЛАД
по дисциплине: “макроэкономика ”
модели взаимоотношений экономики и государства

выполнил “аскаров рахим турганбаевич”
группа - 14.4-970
научный руководитель “батталова а. р.”

казань

2020
1

введение
Взаимодействие государства и экономики рассматривается в статье с позиции новой теории социально-экономических систем. Представление общества в виде совокупности четырех взаимодействующих социально-экономических систем государства, социума, экономики и бизнеса позволяет применить основные концепции системной парадигмы для построения рациональной модели распределения базовых функций, обеспечивающих жизнедеятельность и развитие страны, между данными подсистемами.

АННОТАЦИЯ

Научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы – Клейнер Георгий Борисович
Взаимоотношение государства и экономики является темой не утихающих споров. Обычно обсуждения ведутся вокруг соотношения между административными и рыночными методами регулирования экономики, государственным вмешательством в экономику и экономическим воздействием на государственное управление. Часто государство и рынок рассматриваются как взаимозамещающие механизмы: в условиях “провала рынка” возникают основания для интервенции государства, а в условиях “провала рынка” необходимо экспансия рынка.
https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-ekonomika-vzaimodeystvie-v-svete-sistemnoy-ekonomicheskoy-teorii/viewer

2

модели взаимоотношений экономики и государства
С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.
Основные модели взаимодействия государства и экономики:
командно-распределительная;
рыночная.

Командно-распределительная модель взаимодействия государства и экономики
В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. 
Недостатки распределительной экономики:
Государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя.
Огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик.
Чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений.
Достоинства распределительной экономики:

Господствующее положение государства в экономике дает ему возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения отдельных крупных проблем: производства оружия, освоения целинных земель, строительство новых заводов, что необходимо в режимах чрезвычайных ситуаций.

Рыночная модель взаимодействия государства и экономики

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи

непосредственной организации производства товаров и распределения

3

ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.

Рыночная система — это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями.
Необходимость регулирующих функций государства обусловлена:
Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста (уже в период свободной конкуренции значительная значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т. п.
Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т. д. 

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран:
кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и
синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.

Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.

Дж. М. Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.

http://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-modeli-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-ekonomiki

4

Связи бизнеса и государства имеют под собой определенную основу, базирующуюся на необходимости удовлетворения общественных потребностей. В настоящее время эти отношения не только не сужаются, но и существенно расширяются, характеризуясь все большим многообразием форм и содержания. Современным экономическим системам, в основной их массе, имманентно присуще соединение регулируемых властью отношений взаимной зависимости бизнеса и государства с элементами саморегулирования бизнеса на основе определенных норм поведения.

Экономические отношения бизнеса с государством базируются на том, что в развитом обществе бизнес не может обойтись без государства в силу того, что оно определяет основополагающие правила функционирования для всех субъектов хозяйствования. В свою очередь, бизнес является своеобразным инструментом, с помощью которого государство реализует ряд функций в обществе, используя при этом естественно присущие бизнесу свойства, цели и функции в экономической системе, а также формы и методы их реализации. Совершенно очевидно, что без связей, основанных на отношениях взаимной зависимости бизнеса и государства
, реализация данных свойств бизнеса затруднена в силу того, что для этого необходимы соответствующие внешние условия.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что отношения бизнеса и государства базируются на природных свойствах бизнеса и специфических функциях государства по созданию предпринимательской среды, направленных на удовлетворение общественных потребностей в процессе их совместной деятельности.

Учитывая роль бизнеса в удовлетворении потребностей общества, можно утверждать, что выполнение государством своих социально-экономических функций невозможно без эффективно функционирующего бизнеса. Это представляет собой важное условие формирования отношений между бизнесом и государством. Другим важным условием является то, что бизнес не может эффективно функционировать без содействия государства. Эта взаимосвязь бизнеса и государства четко сформулирована Ю. М. Осиповым: «Нет и не может быть сугубо индивидуального (личностно-автономного) производства, нет и не может быть сугубо индивидуального (необусловленного взаимодействием людей) потребления».

Экономические отношения государства и бизнеса могут характеризоваться одной из следующих моделей:

1) государство диктует фирме все параметры отношений;

2) государство контролирует ключевые точки экономических отношений с фирмами;

3) государство и фирмы-партнеры с заранее оговоренными функциями и сферами действий;

4) государство в экономических отношениях с фирмами уступает им инициативу, оставляя за собой контрольную функцию арбитра;

5) государство ограничивается зашитой интересов фирм от внешних конкурентов и действий извне в целом.

Первая модель отношений государства и фирмы, безусловно, характерна для командной экономической системы. Она исключает рыночные механизмы саморегулирования и самостоятельность фирм. В этой ситуации не приходится говорить о государстве и фирме как субъектах рынка.

Так, в Советском Союзе в условиях командной экономики параметры деятельности

5

фирмы были заданы, наблюдалась стабильность окружающей среды, поскольку цены, налоги, нормативы затрат, объемы заказов и поставок, схемы внутри и межотраслевых связей были известны. Переход к другому типу функционирования означает изменение привычного образа действия, возникновение неопределенностей двоякого рода: чисто рыночной, связанной с особенностями жизнедеятельности рынка в целом, и переходной, зависящей от неустойчивости и изменчивости правил поведения переходного периода, что и происходило в России с начала 1990-х. Таким образом, переход от централизованной к рыночной экономике ведет к существенному изменению параметров всех сторон стратегической деятельности предприятия.


В этой связи, остальные модели отношений предполагают определенную степень самостоятельности в действиях как государства, так и фирмы. В современных условиях государство не может самоустраниться от выполнения функций в сфере экономики, как бы ни была либеральна эта экономика. Для поступательного развития рынка роль государства должна быть достаточно велика в сфере экономики, по крайней мере, выше некоторого порога необходимого и достаточного воздействия на экономическую среду общества, на субъекты рыночных отношений. Каждая из моделей отношений и поведения государства и фирм или их модификаций в устойчивой рыночной экономике могут либо полностью определять выбранный агрегированный тип модели рынка, либо сменять друг друга в зависимости от момента и потребностей функционирования и развития системы. Каждая из этих моделей определяется комплексом описывающих ее признаков, в основе которых лежит общность критериев. Кроме того, для более или менее эффективного функционирования каждой из данных моделей экономических отношений и взаимного поведения государства и фирм необходимы определенные условия, а также факторы, создающие или улучшающие эти отношения и условия для них.

Для транзитивной экономики наиболее адекватной моделью отношений государства и фирм является активное участие в них государства либо на протяжении всего переходного периода, либо только на начальном этапе с постепенным переходом к модели уравновешенных партнерских отношений.

Несмотря на тенденцию к либерализации экономики, наблюдающуюся на протяжении двух последних десятилетий, для отечественных фирм взаимоотношения с государством, устанавливающим «правила игры» в экономике и контролирующим их исполнение, объективно остаются одним из важных элементов деловой стратегии любой компании. Формы и механизмы взаимодействия с государством оказывают существенное влияние на поведение фирм и стимулы, которыми руководствуются их собственники.

Государство относится к числу важнейших факторов, формирующих среду организации. С точки зрения экономической теории взаимодействие государства и бизнеса может моделироваться как своего рода «рынок публичных благ и институциональных сред». В современных условиях фирмы получают возможность выбирать между различными государствами, предлагающими различные наборы благ и цены на них.

Для российских предпринимателей характерны две стратегии, которые в целом типичны для бизнеса. Это стратегия дистанцирования от государства, основанная на стремлении к свободе и независимости, весьма развитом у предпринимателей, и стратегия тесной интеграции с государством с целью максимизации прибыли на основе получения от правительства специальных преференций и льгот. При этом их можно соотнести со стратегиями поведения экономических агентов, описанными как «exit» и «voice».