Файл: Доклад по дисциплине "макроэкономика " " модели взаимоотношений экономики и государства " выполнил "аскаров рахим турганбаевич".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6

Стратегия «exit» проявляется в том, что фирма, неудовлетворенная условиями функционирования на данном рынке, выходит с него. Таким образом, государства, проводящие экономическую политику, не соответствующую интересам частных структур, могут столкнуться с массовым их «выходом», который приведёт к снижению налоговых поступлений, а также к общему ухудшению экономической ситуации в стране.

Очевидно, что такой вариант возможен при низких барьерах входа и выхода с рынка. В этом случае прекращение активности на данном рынке и ее перенос в другую

сферу связаны с меньшими издержками, нежели усилия по изменению действующих «правил игры».

Стратегия «voice» предполагает, что агент стремится воздействовать на рынок с целью изменения правил, приведения их в соответствие со своими интересами. При этом, чем теснее агент связан со сложившейся системой и чем ниже уровень конкуренции в системе, тем более вероятным будет выбор агентом стратегии «воздействия».

Стратегия «воздействия» может быть реализована в двух вариантах - изменения общих правил игры и поиска индивидуальных решений для удовлетворения частных интересов наиболее влиятельных игроков. Предпочтения в пользу одного из этих вариантов объективно определяются степенью дееспособности и эффективности государственных институтов.

Основными признаками для определения типов стратегического поведения фирм могут быть цели, стоящие перед ними, степень прозрачности или открытости деятельности, преобладание стратегических приоритетов.

Ведущий признак стратегического поведения фирмы - цель функционирования может ориентироваться на максимизацию прибыли; овладение определенной долей рынка: максимизацию объема продаж; максимизацию роста; диверсификацию. В этом случае цель выступает как признак рыночно ориентированного конкурентного поведения фирмы в устойчивой экономической системе рынка. Целевыживание - признак рыночно ориентированного поведения большинства фирм в транзитивной экономике, либо относительно непродолжительного поведении (среднесрочного) в устойчивой системе рынка. Выполнение его - это цель в качестве признака этатистски ориентированного поведения фирмы преимущественно в командной экономике, в значительной мере присущая фирмам транзитивной экономики и имеющая место быть в устойчивой системе рынка.

Еще одним признаком, характеризующим поведение фирм и определяющим его тип или вариант этого типа, является приоритетность стратегических интересов. Данные интересы, безусловно, существуют и при рыночном и при этатистски ориентированном типе поведения


развития. На достижение стратегических интересов направлены как чисто рыночные цели (овладение определенной долей рынка и максимизация объема продаж), так и максимизация роста и диверсификации - цель приемлемая и для рыночно ориентированного, и для этатистски ориентированного поведения фирм.

Наконец, поведение фирм характеризует такой признак как степень прозрачности или открытости их деятельности. Для простоты анализа этот признак можно свести к трем более или менее идеализированным состояниям: открытая (белая), криминальная (черная) и теневая (серая) экономическая деятельность фирм.
7

Литература

1. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Государственное регулирование национальной экономики. / Под ред. акад. В.И. Видяпина и др. - М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках. Метафизические размышления. Начала философии. / Р. Декарт. - М.: Вежа, 1998.

3. Кун Т. «Логика и методология науки. Структура научных революций». Перевод с англ. И.3. Налетова.

4. Липский И.А., Чванова М.С. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика. / И.А. Липский, М.С. Чванова. - Тамбов, 2000. Разд. 1.

5. Рузавин Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6. Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. Методология экономической науки. / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. 2-е издание, исправленное и дополненное. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007.
https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-vzaimodeystviya-biznesa-i-gosudarstva-v-tranzitivnoy-ekonomike

8