Файл: Вопросы к экзамену Понятие конституционного права России как отрасли права предмет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. Ответ.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60. Общая характеристика органов законодательной власти субъек¬тов Российской Федерации. ОТВЕТ: ФЗ «об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ1999 года».

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

1. Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

3. Порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

4. На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет.

5. Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.

6. Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.

7. Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.

61. Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. ОТВЕТ: НПА: КРФ и ФЗ от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных ОГВ субъектов РФ"


На основе ФЗ система ОИВ субъекта РФ выглядит как совокупность следующих звеньев: высшее должностное лицо субъекта; высший исполнительный ОГВ субъекта; отраслевые исполнительные ОГВ субъекта; территориальные исполнительные ОГВ субъекта.

Если исходить строго из норм названного Закона, высшее должностное лицо возглавляет высший коллегиальный ОИВ. На деле это лицо является главой всей исполнительной власти субъекта как совокупности соответствующих органов.

Высший исполнительный ОГВ субъекта РФ — это его правительство или администрация, т. е. коллегиальный орган, состоящий из министров, руководителей департаментов, управлений и т. п.

Отраслевые исполнительные ОГВ субъекта РФ — это министерства, департаменты, управления и т. д.

Территориальные исполнительные ОГВ субъекта РФ создаются как «агенты» главы исполнительной власти субъекта, правительства, администрации на части территории субъекта.

В субъекте РФ устанавливается система ОИВ во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с ч.2 ст.77 КРФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ ФОИВ и ОИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Структура исполнительных ОГВ субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией субъекта РФ.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного ОГВ субъекта):

избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ или депутатами законодательного ОГВ субъекта РФ.

на срок не более 5 лет и не может замещать указанную должность более 2х сроков подряд.

может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с КРФ, ФЗ пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного ОГВ) субъекта РФ:

а) представляет субъект РФ в отношениях с ФОГВ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;


б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным ОГВ субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный ОГВ субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного ОГВ субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный ОГВ субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному ОГВ субъекта РФ субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного ОГВ субъекта РФ с правом совещательного голоса;

е) осуществлять иные полномочия в соответствии с ФЗ, конституцией и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный ОГВ субъекта РФ:

Высший исполнительный ОГВ субъекта РФ является постоянно действующим ОИВ субъекта РФ.

Он обеспечивает исполнение КРФ, ФЗ и иных НПА РФ, конституции, законов и иных НПА субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Его наименование, структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Он обладает правами ЮЛ, имеет гербовую печать.

Его финансирование и возглавляемых им ОИВ субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Основные полномочия:

Высший исполнительный ОГВ субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

разрабатывают для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный ОГВ субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный ОГВ субъекта РФ;


формирует другие органы исполнительной власти субъекта РФ;

управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;

вправе предложить ОМСУ привести в соответствие с законодательством РФ изданные им правовые акты в случае, если эти акты противоречат КРФ, ФЗ и иным НПА РФ, конституции, законам и иным НПА субъекта РФ, а также вправе обращаться в суд;

осуществляет иные полномочия, установленные ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с ФОИВ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ на основании и во исполнение КРФ, ФЗ, НА Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции и законов субъекта РФ издает указы и распоряжения.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ и акты высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ и не должны противоречить КРФ и инымНПА.

Законодательный ОГВ субъекта РФ вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта РФ или в ОИВ субъекта РФ с предложением о внесении изменений и дополнений в акты высшего должностного лица и высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ, либо об их отмене, а также вправе обжаловать эти акты в судебном порядке или обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии их КРФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный ОГВ субъекта РФ с предложениями о внесении изменений и дополнений в постановления законодательного ОГВ субъекта РФ либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.

62. Конституционные основы организации и функционирования су¬дебной системы Российской Федерации. ОТВЕТ: Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ (ст. ст. 118, 125 – 128) и Федеральным Конституционным законом от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.) «О судебной системе Российской Федерации».

Под судебной системой Российской Федерации понимается, как правило, совокупность всех судов России. Безусловно, судебные органы всех видов составляют основное ядро судебной системы. Однако, оно, не сводится только к ним. Представление о судебной системе было бы не полным без характеристики ее динамики, процесса функционирования, осуществления правосудия и иных указанных выше направлений деятельности. Таким образом, судебная система РФ – это совокупность взаимодействующих между собой
судебных учреждений России всех видов, осуществляющих правосудие, иные правовые функции в процессуальных формах.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению федеральных органов. Поэтому основную нагрузку в правовом регулировании организации и деятельности судебной системы несет федеральное конституционное законодательство о судебной системе Российской Федерации. Оно включает Конституцию и предусмотренную ею совокупность Федеральных конституционных законов.

В правовом обеспечении организации деятельности органов судебной власти участвуют и субъекты Российской Федерации. В частности, согласно п. «л» ст. 72 Конституции, к совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены кадры судебных органов.

Непосредственным объектом изучения государственного права являются конституционные основы судебной системы, а также функции и деятельность Конституционного Суда России.

Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы. Соответственно могут быть выделены три блока вопросов конституционного регулирования судебной системы.

Приоритетное значение в решении этого вопроса отводится федеральному конституционному закону о судебной системе. Некоторые из принципов организации судебной системы устанавливаются Конституцией РФ. Судебная система должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан в сфере правосудия.

Важным конституционным началом организации судебной системы является принцип осуществления правосудия в Российской Федерации только судом, учрежденным в соответствии с законом (ч. 1 и 3 ст. 118 Конституции). Oн означает, что судебная функция не только не может осуществляться любым другим, кроме суда, органом государственной власти, но и должна реализовываться лишь тем судебным органом, который учрежден в соответствии с федеральным законом. Противозаконна, запрещена Конституцией деятельность по созданию чрезвычайных судов.