Файл: Вопросы к экзамену Понятие конституционного права России как отрасли права предмет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. Ответ.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Компетенция суда, учрежденного в соответствии с законом, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им судопроизводства не могут быть произвольно изменены для тех или иных дел и лиц, а также для определенной обстановки или на какой-либо период времени.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В качестве конституционного принципа организации судебной системы выступает ее единство (ст. 118,124 Конституции).

Конституцией 1993 г. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5). Данные постулаты являются важнейшей основой организации и деятельности судебной системы Российской Федерации.

В последние годы правовая наука и практика сконцентрировались в большей мере на продвижении идеи разделения власти как по признакам ее специализации, так и по уровню ее осуществления. Однако зачастую исследователи забывают об основополагающем начале единства государства и системы государственной власти, что недопустимо. Ведь только единая система государственных органов может обеспечить единство правового пространства, эффективное управление обществом на основе общих правовых принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в российском законодательстве.


Данные идеи имеют особо актуальное значение для нынешней судебной системы как неотъемлемой части системы органов государственной власти Российской Федерации, поскольку лишь единый суд может гарантировать эффективную защиту прав и свобод на основе общих конституционных требований, правовых стандартов и единой судебной практики12.

С начала 90-х гг. прошлого столетия система судов России находится в стадии активного формирования. Утверждение приоритетов, магистральных направлений в ее развитии приобретает определяющее значение не только для судебной власти, но и государственности в целом. Нам представляется, что принцип единства должен лежать в основе данных процессов и определять основные идеологические начала в организации российской судебной системы.

Разделенность судебной власти между тремя системами судов влечет серьезные проблемы для единого правового пространства Российской Федерации в целом. Ведь законодательно единство судебной системы закреплено лишь на уровне федерального закона, Конституция не включила этот принцип в число основ судебной власти Российской Федерации. В ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации», в которой провозглашено единство судебной системы, перечислены меры ее обеспечения, к числу которых отнесены:

– установление судебной системы Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным конституционным законом;

– соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

– применение всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

– обязательность исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

– законодательное закрепление единства статуса судей;

– финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Однако, как убеждаемся, эти меры не позволяют в полном объеме обеспечить принцип единства судебной системы. Отсутствие общего организующего центра судебной власти делает ее рыхлой и раздробленной. Нет единого механизма, проводящего интересы судов в государстве в целом, разрабатывающего, к примеру, единую судебную политику в отношении совершенствования ее структуры, подбора и расстановки кадров, взаимодействия с другими ветвями власти. Каждая система судов решает этот вопрос по-своему. В результате – нет единой концепции развития системы судов, длительное время не создаются так необходимые
государству и обществу административные суды, нет определенности в вопросах законодательной инициативы – какой суд может и должен вносить законопроекты по судебной системе, с каждым ли из высших судов необходимо их согласовывать и т.п. Кроме того, нет общих стандартов обеспечения судебной деятельности: каждая из действующих подсистем российских судов создала собственные механизмы в этом направлении. Для обеспечения деятельности судов общей юрисдикции создан специальный орган – Департамент при Верховном Суде Российской Федерации, арбитражные и конституционные суды не имеют таких органов и обеспечиваются внутриструктурными подразделениями, что также порождает множество проблем, к примеру, существенной разницы в стандарте обеспечения судов, например арбитражных и общей юрисдикции, чего не должно быть.

Думается, что кроме чисто правовых мер обеспечения единства судебной системы, о которых говорится в ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации», необходимы меры организационного, институционального характера. В качестве варианта мер такого характера можно предложить создание единого структурного центра судебной системы.

Как уже отмечалось, в соответствии с Конституцией устройство судов отнесено к исключительному ведению РФ. Это означает, что возможность создания судебных органов субъектами Федерации РФ оговорена в федеральном конституционном законе о судебной системе. Косвенным образом вывод о возможности создания судов субъектов Федерации можно сделать, опираясь на норму п. «е» ст. 83, закрепляющую право Президента назначать лишь судей федеральных судов.

В настоящее время понятие «федеральные суды» законодательством четко не раскрывается. Что же касается судов субъектов Российской Федерации, то к ним могут быть отнесены созданные в ряде субъектов федерации Конституционные суды республик в составе РФ и уставные суды иных субъектов.

Единство судебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных федеральными законами процессуальных правил судопроизводства.

Едина и нормативно-правовая база деятельности судов. Все они применяют Конституцию и другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, конституции, уставы и другие законы соответствующих субъектов Российской Федерации.

Инструментом обеспечения единства судебной системы является осуществление конституционного контроля со стороны Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, судебного надзора со стороны Верховного Суда РФ. Благодаря этому контролю и надзору реализуется конституционное право граждан, должностных, юридических лиц, общественных объединений, самих органов государства, местного самоуправления и т.д. на судебную защиту со стороны государства15.


Для обеспечения единства судебной власти важное значение имеет и дача разъяснений по вопросам судебной практики Верховным Судом Российской Федерации, а также толкование Конституции РФ Конституционным Судом Российской Федерации.

Единство судебной системы России обеспечивается признанием обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закреплением единого статуса судей, финансированием органов судебной власти за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном федеральным законом, что прямо закреплено в ст. 124 Конституции16.

Принципу единства судебной системы России не противоречит специализация судов (ст. 118,125,126,127 Конституции). Необходимость такой специализации обусловлена, прежде всего, задачей обеспечить защиту самого разнообразного перечня прав граждан от многообразия видов посягательств на них, защиту прав других субъектов общественных отношений. Без нее невозможны нормальные условия для высоко профессиональной деятельности судей, применяющих самые различные отрасли законодательства.

Специализация судебной системы предусмотрена Конституцией, дифференцирующей судопроизводство на конституционное, гражданское, административное и уголовное, что во многом влияет как на структуру всей судебной системы, так и на структуру общих судов. На рассмотрении особой категории гражданских дел специализируются арбитражные суды.

На специализацию, дифференциацию судебной системы, в частности, влияет и специфичность сфер, объектов, где функционируют суды. Так, военные суды, будучи специализированной ветвью общих судов, рассматривают дела по обвинению в преступлениях военнослужащих. Специализированными являются и суды общей компетенции, функционирующие в закрытых административно-территориальных образованиях.

63. Конституционный Суд РФ: назначение, порядок формирования, компетенция.
ОТВЕТ: I КС РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основной его задачей является обеспечение соответствия законодательства Конституции РФ. КС как орган конституционного контроля был учреждён в РФ в 1991 г. До принятия КРФ 1993г. он действовал на основе Закона РФ от 12 июля 1991 г. Конституция изменила многие ранее действовавшие положения о КС и установила обязательность регулирования порядка организации и деятельности КС ФКЗ.

II КС состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Право вносить предложение о кандидатах предоставлено членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы РФ, законодательным органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Но Президент не связан этими предложениями, и в качестве кандидатур могут быть выдвинуты другие лица.

Внесённое Президентом предложение должно быть рассмотрено Советом Федерации в течение 14-дневный срок.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации с 2005г. не ограничены определенным сроком. Ранее этот срок устанавливался в 12, а затем 15 лет. Теперь предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации – 70 лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

III Ст. 125 и ст. 3 ФКЗ «О КС РФ» КС РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;