Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[3]
Ни в одной из новелл «Кофе и сигарет», как и практически в любом другом фильме Джармуша, нет явного начала, явного конца и внятного сюжета посредине. Его камера движется так медленно, что сцены выглядят застывшими кадрами. Максимум действия в его фильмах - это короткий диалог. А если даже логический сюжет и вырисовывается, то вскоре оказывается, что он настолько абсурден, что становится до неприличия невероятным [6].
Непредсказуемая цепь случайностей составляет сюжет практически каждого фильма Джармуша. Все герои – даже друзья или любовники – отделены друг от друга невидимыми, но прочными стенами. Закадычные приятели едва перекидываются парой слов, медленно и лениво ссорится парочка влюблённых подростков – всё пронизано ленивой обыденностью не менее обыденной жизни. На протяжении всей жизни Джармуш развивает принципы американского поп-арта, главным образом, конечно, Энди Уорхолла. Однако на несколько ином фундаменте: его вселенная населена персонажами богемы, которые мимикрируют под «простых людей», «...бродяг, беглых зэков, натурализованных эмигрантов и скучающих ночных портье, которых играют рокеры, джазмены и тусовщики... То есть те, чей аутсайдерский имидж принадлежит совершенно иному культурному слою и открывается в стиле богемного кабаре. А может быть, только подчёркивает, что, по сути, нет никакой разницы между элитной рок-сценой и тоскливой пустошью Среднего Запада» [5].
Кинематограф – один из ключевых символов Америки в работах Джармуша. Он работает как один из способов пропаганды американского благополучия – того, что Джармуш не искал и не собирался отражать в своих фильмах. Джармуш использует кинематограф в противоположном смысле – как способ деконструкции американского мифа. По этой причине режиссер, к примеру, нередко прибегает к совмещению какого-либо киномифа/штампа и реальности. Возникающая ирония, неизбежная комическая или драматическая разработка эпизода ослабляет или вовсе развенчивает стереотип, позволяет дать реалистическую интерпретацию мифологемы. Роберт (не говоривший по-английски итальянец из фильма «Вне Закона») – здесь показательный пример. Исконным американцам даже в голову не приходила идея о побеге (по крайней мере, нам ни слова не говорят об этом), но именно Роберту, насмотревшемуся американских боевиков, могло прийти в голову, что так в Америке постоянно делают и в жизни. После побега он говорит своим товарищам: «Мы сбежали, как в Американском кино» [9].
«Я люблю снимать так, чтобы зритель не догадывался о том, что произойдет дальше, – говорит Джармуш, – и это не формальный прием. Это своего рода теория хаоса: события происходят нерациональным образом, по эмоциональным причинам или случайно потому, что движение молекул во Вселенной не подвластно нашему контролю. Я не хочу чему-то учить зрителя и говорить, что мой фильм должен произвести какое-то впечатление. Я лишь постарался выразить стремление человека к чему-то такому, что он и сам толком не осознает, но оно есть в каждом из нас» [3].
«Ключ к пониманию Джима, как я думаю, в том, что в 15 лет он начал седеть. В результате в кругу тинэйджеров он чувствовал себя кем-то вроде иммигранта. И с тех пор всегда был иммигрантом — романтичным очарованным чужестранцем. И все его фильмы об этом» (Том Уэйтс, музыкант, актер) [10].
«Джим Джармуш, может быть, последний мастер ручного производства в кино. Он не уступает продюсерам негативы своих фильмов, сам ищет финансирование и держит контроль над своей работой от начала и до конца. …Джармуш доказал, что зрителя может захватить фильм без напряженного сюжета, с предсказуемой структурой и развитием действия: аудиторию загипнотизируют кажущиеся банальными, проходными моменты, которые другие режиссеры не колеблясь выкинули бы. Но Джармуш не из тех, кого можно причислить к какой-либо узаконенной категории» (Киан Трейнор, писатель) [10].
Можно с уверенностью говорить, что Джим Джармуш – фигура очень неоднозначная, но от этого не менее притягательная. Колоссальное культурное и идеологическое разнообразие, присущее творчеству американца, делает его, с одной стороны, открытым для всех, но, с другой, недоступным и закрытым для большинства (и это парадоксально!). Джим из тех независимых «панков» от кинематографа, кто делает все на собственный лад, прислушиваясь исключительно к своему внутреннему голосу и игнорируя мнение толпы. Даже средства на свои работы он берет всегда из собственного кармана, не желая плясать под дудку корыстных продюсеров. Поэтому-то его фильмы – честные, яркие, уникальные заявления, трактуемые на универсальном языке искреннего внутреннего чувства. При любых обстоятельствах Джармушу удается оставаться самим собой – ироничным одиночкой, безнадежным романтиком, шагающим по всему миру в собственном ритме.
Ни в одной из новелл «Кофе и сигарет», как и практически в любом другом фильме Джармуша, нет явного начала, явного конца и внятного сюжета посредине. Его камера движется так медленно, что сцены выглядят застывшими кадрами. Максимум действия в его фильмах - это короткий диалог. А если даже логический сюжет и вырисовывается, то вскоре оказывается, что он настолько абсурден, что становится до неприличия невероятным [6].
Непредсказуемая цепь случайностей составляет сюжет практически каждого фильма Джармуша. Все герои – даже друзья или любовники – отделены друг от друга невидимыми, но прочными стенами. Закадычные приятели едва перекидываются парой слов, медленно и лениво ссорится парочка влюблённых подростков – всё пронизано ленивой обыденностью не менее обыденной жизни. На протяжении всей жизни Джармуш развивает принципы американского поп-арта, главным образом, конечно, Энди Уорхолла. Однако на несколько ином фундаменте: его вселенная населена персонажами богемы, которые мимикрируют под «простых людей», «...бродяг, беглых зэков, натурализованных эмигрантов и скучающих ночных портье, которых играют рокеры, джазмены и тусовщики... То есть те, чей аутсайдерский имидж принадлежит совершенно иному культурному слою и открывается в стиле богемного кабаре. А может быть, только подчёркивает, что, по сути, нет никакой разницы между элитной рок-сценой и тоскливой пустошью Среднего Запада» [5].
Кинематограф – один из ключевых символов Америки в работах Джармуша. Он работает как один из способов пропаганды американского благополучия – того, что Джармуш не искал и не собирался отражать в своих фильмах. Джармуш использует кинематограф в противоположном смысле – как способ деконструкции американского мифа. По этой причине режиссер, к примеру, нередко прибегает к совмещению какого-либо киномифа/штампа и реальности. Возникающая ирония, неизбежная комическая или драматическая разработка эпизода ослабляет или вовсе развенчивает стереотип, позволяет дать реалистическую интерпретацию мифологемы. Роберт (не говоривший по-английски итальянец из фильма «Вне Закона») – здесь показательный пример. Исконным американцам даже в голову не приходила идея о побеге (по крайней мере, нам ни слова не говорят об этом), но именно Роберту, насмотревшемуся американских боевиков, могло прийти в голову, что так в Америке постоянно делают и в жизни. После побега он говорит своим товарищам: «Мы сбежали, как в Американском кино» [9].
«Я люблю снимать так, чтобы зритель не догадывался о том, что произойдет дальше, – говорит Джармуш, – и это не формальный прием. Это своего рода теория хаоса: события происходят нерациональным образом, по эмоциональным причинам или случайно потому, что движение молекул во Вселенной не подвластно нашему контролю. Я не хочу чему-то учить зрителя и говорить, что мой фильм должен произвести какое-то впечатление. Я лишь постарался выразить стремление человека к чему-то такому, что он и сам толком не осознает, но оно есть в каждом из нас» [3].
Заключение
«Ключ к пониманию Джима, как я думаю, в том, что в 15 лет он начал седеть. В результате в кругу тинэйджеров он чувствовал себя кем-то вроде иммигранта. И с тех пор всегда был иммигрантом — романтичным очарованным чужестранцем. И все его фильмы об этом» (Том Уэйтс, музыкант, актер) [10].
«Джим Джармуш, может быть, последний мастер ручного производства в кино. Он не уступает продюсерам негативы своих фильмов, сам ищет финансирование и держит контроль над своей работой от начала и до конца. …Джармуш доказал, что зрителя может захватить фильм без напряженного сюжета, с предсказуемой структурой и развитием действия: аудиторию загипнотизируют кажущиеся банальными, проходными моменты, которые другие режиссеры не колеблясь выкинули бы. Но Джармуш не из тех, кого можно причислить к какой-либо узаконенной категории» (Киан Трейнор, писатель) [10].
Можно с уверенностью говорить, что Джим Джармуш – фигура очень неоднозначная, но от этого не менее притягательная. Колоссальное культурное и идеологическое разнообразие, присущее творчеству американца, делает его, с одной стороны, открытым для всех, но, с другой, недоступным и закрытым для большинства (и это парадоксально!). Джим из тех независимых «панков» от кинематографа, кто делает все на собственный лад, прислушиваясь исключительно к своему внутреннему голосу и игнорируя мнение толпы. Даже средства на свои работы он берет всегда из собственного кармана, не желая плясать под дудку корыстных продюсеров. Поэтому-то его фильмы – честные, яркие, уникальные заявления, трактуемые на универсальном языке искреннего внутреннего чувства. При любых обстоятельствах Джармушу удается оставаться самим собой – ироничным одиночкой, безнадежным романтиком, шагающим по всему миру в собственном ритме.
Список литературы
-
Гусев А.О. Субъективное время и пространство в фильме «Мертвец» Джима Джармуша // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 1 (26). С. 142–147. -
Долин А.В. Джим Джармуш: стихи и музыка // Новое литературное обозрение. 2019. С. 180–224. -
Джим Джармуш: Интервью / сост. Л. Херцберг. – СПб.: Азбука-классика, 2007 -
Плахов А. Всего 33 звезды мировой кинорежиссуры. СПб.: АКВИЛОН, 1999. – 456 c. -
Плахов А. Режиссёры настоящего. Том 2. – СПб: Амфора и Сеанс, 2008, с 58 -
Рутман В.М. Кофе и сигареты: Поэзия повседневности // Аналитика культурологи. 2011. С. 1–2.] -
Рутман В. М. Философия обыденного и пути самопознания в творчестве Джима Джармуша // Идеи и идеалы. – 2012, №"1, ч.1 -
Тарасова Д. Джим Джармуш: Аутсайдерство как идеология. [Электронный ресурс]. - URL: https://youngspace.ru/culture/dzhim-dzharmush-autsajderstvo-kak-ideologiya/ -
Федуненко, Е. И. Свой/Чужой как художественная концепция раннего Дж. Джармуша // Артикульт. – 2015. – №18. – С. 66-69.] -
Цыркун Н. Джим Джармуш: как начать смотреть его фильмы [Электронный ресурс]. - URL: https://arzamas.academy/mag/879-jarmusch