Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Форма обучения очная Киселева Татьяна Александровна 2019 г. Оценка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Братский педагогический колледж»
Кафедра педагогики, психологии и методики начального образования
Рег. № ………….. ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ_____________
Пастухова Л.И.
Зам. директора по УР
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ _____________
Дмитриева Е.И.
Зав. Кафедрой
педагогики, психологии и
методики начального образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Разработка учебно-методического обеспечения для ознакомления
детей 3 класса с профессиями промышленного города «Деревообрабатывающая промышленность»
Форма выполнения: дипломная работа практического характера
Студентки Шероглазовой Веры Константиновны ______, «___» _____2019 г.
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Форма обучения: очная
Руководитель: Киселева Татьяна Александровна «___»___________2019 г.
Оценка: _________
Братск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………….6-
Документы, определяющие раннюю профессиональную ориентацию детей младшего школьного возраста ……………………….6 -
Педагогические условия ознакомления детей младшего школьного возраста с профессиями деревообрабатывающей промышленности ……………………………………………………………9
-
Выводы по первой главе …………………………………………………….15
-
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА «ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»………………16-
Анализ состояния деревообрабатывающей промышленности в Иркутской области и характеристика методического обеспечения по формированию знаний о профессиях деревообрабатывающей промышленности..………………………………………………………….16 -
Методические рекомендации по реализации ознакомления младших школьников с профессиями деревообрабатывающей промышленности ………………………………………………………......22
-
Выводы по второй главе ………..…………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что правильный выбор профессии - это залог достижения высоких показателей трудовой и общественной деятельности, это удовлетворенность процессом труда и соответственно, его результатами. В свою очередь, при этом для любого человека появляется возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления своих жизненных планов.
Возможность правильно профессионально определиться представляется обучающимся не только в специальных учебных заведениях, но и в школе, например, на уроках технологии или во внеурочной деятельности.
Целью профориентационной работы в школе является оказание профориентационной поддержки учащимся в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Кроме того, немаловажной целью этой работы является выработка у школьников профессионального самоопределения с учетом требований рынка труда в соответствии со своими возможностями и способностями.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем [7, с.158]. Поэтому необходимо проводить профориентационную работу начиная с начальной школы.
Братск является крупнейшим промышленным центром Иркутской области. Он дает около 20 % общеобластного объема промышленной продукции, занимая по этому показателю первое место в Приангарье.
Основными отраслями промышленности являются цветная и черная металлургия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, топливно-энергетический комплекс, машиностроение, пищевая промышленность.
Профессии, которые связанны с работой в промышленных производствах являются востребованы в нашем городе на сегодняшний день.
Так как деревообрабатывающая промышленность является важнейшей отраслью нашего города, то учителя начальной школы при профориентационной работы со школьниками должны рассказывать о профессиях деревообрабатывающей промышленности. Но тут они сталкиваются с проблемой, так как методического обеспечения для учащихся начальных классов на сегодняшний день разработано не достаточно. Литература по данному направлению отсутствует, в связи с этим возникла необходимость в разработке учебно-методического обеспечения для ознакомления
детей младшего школьного возраста с профессиями деревообрабатывающая промышленности.
Поэтому цель работы - разработать учебно-методическое обеспечение для ознакомления детей младшего школьного возраста с профессиями промышленного города «Деревообрабатывающая промышленность»
Задачи:
-
Проанализировать документы, определяющие раннюю профессиональную ориентацию детей младшего школьного возраста; -
Рассмотреть педагогические условия ознакомления детей младшего школьного возраста с профессиями; -
Проанализировать состояние деревообрабатывающей промышленности в Иркутской области и сделать характеристику методического обеспечения по формированию знаний о профессиях деревообрабатывающей промышленности; -
Разработать методические рекомендации по реализации ознакомления младших школьников с профессиями деревообрабатывающей промышленности.
Объект: процесс ознакомления детей младшего школьного возраста с профессиями промышленного города «деревообрабатывающая промышленность».
Предмет: учебно-методическое обеспечение для ознакомления детей с профессиями промышленного города «деревообрабатывающая промышленность».
Методы исследования в дипломной работе:
– теоретические: контент-анализ ведущих понятий; анализ психолого-педагогической литературы; классификация; конкретизация;
- практические: описание.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Документы, определяющие раннюю профессиональную ориентацию детей младшего школьного возраста
Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть, подчиниться или взбунтоваться, рассмеяться или заплакать и многие другие. Но самым сложным для человека является выбор профессии, так как он не заложен в нас природой. Человеку необходимо понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать выбор профессии. При выборе профессии мы выбираем себе и образ жизни.
Современное общество заинтересованно в высококвалифицированных специалистах, ведь работодателю нужен образованный человек, знающий свое дело. Каждый в нашем социуме должен суметь выбрать подходящую для себя профессию т.к. именно это в большей части определяет будущее любого человека.
В настоящее время стала очень актуальна проблема профессионального самоопределения. Поэтому разработано много документов для реализации процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Один из таких документов является «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
Профессиональная ориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др. Как показывает опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения. Настоящая Концепция разработана с целью определить и обосновать научно-методические и организационно-методические основы такой политики.
Область применения настоящей Концепции определяется рамками целевого контингента – обучающимися на всех ступенях образования, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным. Ориентация Концепции преимущественно на сферу образования объясняется прежде всего тем, что именно со стороны образования могут быть реализованы ее центральные идеи, связанные с непрерывностью профессионального самоопределения и со становлением субъекта социально-профессионального самоопределения, обладающего определенным набором компетенций. Для остальных субъектов профориентационной деятельности (работодателей, представителей органов и организаций труда и занятости и др.) задача формирования субъекта выбора не является приоритетной. [3]
В Концепции рассматривается последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально образовательному выбору т.е. Концепция поддерживает то, что нужно проводить раннюю профессиональную ориентацию младших школьников.
Так же рассмотрели еще один документ, который связан с данным процессом профессионального самоопределения школьников: новая версия Концепции развития предметной области «Технология», в которой были переработаны цели и задачи Концепции, предназначение самой предметной области «Технология», расширены и углублены основные направления реализации Концепции.
В предметной области «Технология» на всех уровнях общего образования реализуются три взаимосвязанных ключевых направления:
1) введение в контекст создания и использования современных и традиционных технологий, технологической эволюции человечества, ее закономерностей, современных тенденций, сущности инновационной деятельности;
2) получение опыта персонифицированного действия и трудовое воспитание в процессе разработки технологических решений и их применения, изучения и анализа меняющихся потребностей человека и общества;
3) введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности, структуры рынка труда, инновационного предпринимательства и их организации в регионе проживания, стандартов Ворлдскиллс). [12]
Предметная область «Технология» и проектная деятельность на уровне начального общего образования обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей. Наряду с этим, при решении мотивирующих обучающегося задач, формируется настойчивость и трудолюбие. [2]
С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности. Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления:
1) практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта;
2) применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных;
3) освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей;
4) проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир»;
5) во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где обучающиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества. [12]