Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Форма обучения очная Киселева Татьяна Александровна 2019 г. Оценка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

Кафедра педагогики, психологии и методики начального образования
Рег. № ………….. ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ_____________

Пастухова Л.И.

Зам. директора по УР

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ _____________

Дмитриева Е.И.

Зав. Кафедрой

педагогики, психологии и

методики начального образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Разработка учебно-методического обеспечения для ознакомления

детей 3 класса с профессиями промышленного города «Деревообрабатывающая промышленность»
Форма выполнения: дипломная работа практического характера
Студентки Шероглазовой Веры Константиновны ______, «___» _____2019 г.

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Форма обучения: очная

Руководитель: Киселева Татьяна Александровна «___»___________2019 г.

Оценка: _________
Братск 2019

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………….6

    1. Документы, определяющие раннюю профессиональную ориентацию детей младшего школьного возраста ……………………….6

    2. Педагогические условия ознакомления детей младшего школьного возраста с профессиями деревообрабатывающей промышленности ……………………………………………………………9

Выводы по первой главе …………………………………………………….15

  1. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА «ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»………………16

    1. Анализ состояния деревообрабатывающей промышленности в Иркутской области и характеристика методического обеспечения по формированию знаний о профессиях деревообрабатывающей промышленности..………………………………………………………….16

    2. Методические рекомендации по реализации ознакомления младших школьников с профессиями деревообрабатывающей промышленности ………………………………………………………......22


Выводы по второй главе ………..…………………………………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….………………………………………………...33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..36

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что правильный выбор профессии - это залог достижения высоких показателей трудовой и общественной деятельности, это удовлетворенность процессом труда и соответственно, его результатами. В свою очередь, при этом для любого человека появляется возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления своих жизненных планов.

Возможность правильно профессионально определиться представляется обучающимся не только в специальных учебных заведениях, но и в школе, например, на уроках технологии или во внеурочной деятельности.

Целью профориентационной работы в школе является оказание профориентационной поддержки учащимся в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Кроме того, немаловажной целью этой работы является выработка у школьников профессионального самоопределения с учетом требований рынка труда в соответствии со своими возможностями и способностями.

Перед младшими школьниками не  стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем [7, с.158]. Поэтому необходимо проводить профориентационную работу начиная с начальной школы.

Братск является крупнейшим промышленным центром Иркутской области. Он дает около 20 % общеобластного объема промышленной продукции, занимая по этому показателю первое место в Приангарье.

Основными отраслями промышленности являются цветная и черная металлургия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, топливно-энергетический комплекс, машиностроение, пищевая промышленность.

Профессии, которые связанны с работой в промышленных производствах являются востребованы в нашем городе на сегодняшний день.

Так как деревообрабатывающая промышленность является важнейшей отраслью нашего города, то учителя начальной школы при профориентационной работы со школьниками должны рассказывать о профессиях деревообрабатывающей промышленности. Но тут они сталкиваются с проблемой, так как методического обеспечения для учащихся начальных классов на сегодняшний день разработано не достаточно. Литература по данному направлению отсутствует, в связи с этим возникла необходимость в разработке учебно-методического обеспечения для ознакомления

детей младшего школьного возраста с профессиями деревообрабатывающая промышленности.

Поэтому цель работы - разработать учебно-методическое обеспечение для ознакомления детей младшего школьного возраста с профессиями промышленного города «Деревообрабатывающая промышленность»

Задачи:

  1. Проанализировать документы, определяющие раннюю профессиональную ориентацию детей младшего школьного возраста;

  2. Рассмотреть педагогические условия ознакомления детей младшего школьного возраста с профессиями;

  3. Проанализировать состояние деревообрабатывающей промышленности в Иркутской области и сделать характеристику методического обеспечения по формированию знаний о профессиях деревообрабатывающей промышленности;

  4. Разработать методические рекомендации по реализации ознакомления младших школьников с профессиями деревообрабатывающей промышленности.

Объект: процесс ознакомления детей младшего школьного возраста с профессиями промышленного города «деревообрабатывающая промышленность».

Предмет: учебно-методическое обеспечение для ознакомления детей с профессиями промышленного города «деревообрабатывающая промышленность».

Методы исследования в дипломной работе:

– теоретические: контент-анализ ведущих понятий; анализ психолого-педагогической литературы; классификация; конкретизация;

- практические: описание.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Документы, определяющие раннюю профессиональную ориентацию детей младшего школьного возраста
Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть, подчиниться или взбунтоваться, рассмеяться или заплакать и многие другие. Но самым сложным для человека является выбор профессии, так как он не заложен в нас природой. Человеку необходимо понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать выбор профессии. При выборе профессии мы выбираем себе и образ жизни.

Современное общество заинтересованно в высококвалифицированных специалистах, ведь работодателю нужен образованный человек, знающий свое дело. Каждый в нашем социуме должен суметь выбрать подходящую для себя профессию т.к. именно это в большей части определяет будущее любого человека.

В настоящее время стала очень актуальна проблема профессионального самоопределения. Поэтому разработано много документов для реализации процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Один из таких документов является «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»


Профессиональная ориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др. Как показывает опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения. Настоящая Концепция разработана с целью определить и обосновать научно-методические и организационно-методические основы такой политики.

Область применения настоящей Концепции определяется рамками целевого контингента – обучающимися на всех ступенях образования, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным. Ориентация Концепции преимущественно на сферу образования объясняется прежде всего тем, что именно со стороны образования могут быть реализованы ее центральные идеи, связанные с непрерывностью профессионального самоопределения и со становлением субъекта социально-профессионального самоопределения, обладающего определенным набором компетенций. Для остальных субъектов профориентационной деятельности (работодателей, представителей органов и организаций труда и занятости и др.) задача формирования субъекта выбора не является приоритетной. [3]

В Концепции рассматривается последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально образовательному выбору т.е. Концепция поддерживает то, что нужно проводить раннюю профессиональную ориентацию младших школьников.

Так же рассмотрели еще один документ, который связан с данным процессом профессионального самоопределения школьников: новая версия Концепции развития предметной области «Технология», в которой были переработаны цели и задачи Концепции, предназначение самой предметной области «Технология», расширены и углублены основные направления реализации Концепции.


В предметной области «Технология» на всех уровнях общего образования реализуются три взаимосвязанных ключевых направления:

1) введение в контекст создания и использования современных и традиционных технологий, технологической эволюции человечества, ее закономерностей, современных тенденций, сущности инновационной деятельности;

2) получение опыта персонифицированного действия и трудовое воспитание в процессе разработки технологических решений и их применения, изучения и анализа меняющихся потребностей человека и общества;

3) введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности, структуры рынка труда, инновационного предпринимательства и их организации в регионе проживания, стандартов Ворлдскиллс). [12]

Предметная область «Технология» и проектная деятельность на уровне начального общего образования обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей. Наряду с этим, при решении мотивирующих обучающегося задач, формируется настойчивость и трудолюбие. [2]

С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности. Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления:

1) практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта;

2) применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных;

3) освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей;

4) проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир»;

5) во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где обучающиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества. [12]