Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Форма обучения очная Киселева Татьяна Александровна 2019 г. Оценка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что ведение в мир профессий учащихся необходимо начинать проводить еще в начальной школе. Делать это нужно поэтапно, постепенно увеличивая объем и сложность материала. Удобнее всего это делать на предмете «Технология», который является основой формирования у учащихся новых знаний о профессиях и их дальнейший выбор.
1.2. Педагогические условия ознакомления детей младшего школьного возраста с профессиями деревообрабатывающей промышленности

Россия богата лесами, она обладает 1/4 частью всех мировых ресурсов. Площадь их в России составляет 766,6 млн. га с запасом древесины 82 миллиарда кубометров. Поэтому деревообрабатывающая промышленность исторически была и остается одной из важнейших и перспективных отраслей народного хозяйства России. Лесопромышленный комплекс России составляет в экономике страны 6,6% по стоимости валовой продукции, обеспечивает свыше 12% средств государственного бюджета и значительную долю валютных поступлений. На предприятиях и в организациях лесопромышленного профиля занято более 2 млн. человек.

Рассмотрим понятия деревообрабатывающей промышленности в разных литературных источниках.

Деревообрабатывающая промышленность — отрасль лесной промышленности. Используя как сырье различные лесоматериалы, деревообрабатывающая промышленность осуществляет механическую и химико-механическую обработку и переработку древесины. [5]

В книге Григорьевой А.А. «Народное хозяйство Иркутской области» дается такое определение данной промышленности.

Деревообрабатывающая промышленность – отрасль по механической переработке древесины. [9]

В советском энциклопедическом словаре представлено такое определение данного направления «деревообрабатывающая промышленность – отрасль лесной промышленности, осуществляющая механическую и химико – механическую обработку и переработку древесины и использующая в качестве сырья для своего производства различные лесоматериалы». [18]

В своей работе мы будем опираться на определение, которое дано в советском энциклопедическом словаре. В нем более конкретно и расширенно дано понятие деревообрабатывающей промышленности.

В составе деревообрабатывающей промышленности несколько производств: лесопилка (создание шпал и пиломатериалов); изготовление домов из древесины; изготовление деревянных деталей для строительства; изготовление плит на основе древесины (блоки для дверей и окон, паркетные доски, плиты из древесного волокна плиты из древесной стружки, столярная продукция); изготовление тары из древесины; изготовление фанеры, в том числе деталей, которые склеены и гнутся, а также шпона; изготовление спичек; изготовление мебели; изготовление других древесных изделий (древесная мука, лыжи, рамы для парников). [6]


Иркутская область представлена такими производствами как: лесопиление, шпалопиление, домостроением, мебельным производством, изготовлением тары, фанеры, спичек, древесноволокнистых и древесностружечных плит. [9]

Как мы уже отмечали выше, в этот комплекс включены мероприятия по механической и химико-механической переработке материала. Существуют различные профессии деревообрабатывающей промышленности. Например, механическая переработка осуществляется станочниками разных специализаций. К ним, в частности, относятся: распиловщики, они обслуживают ленточно- и круглопильные станки, следят за их работой, принимают и подают заготовки, после работы распиловщики проводят чистку оборудования; станочники обрезных станков производят раскрой досок в продольном направлении на элементы разной ширины; мастера сверлильного оборудования делают отверстия в деталях, токари вытачивают из заготовки разнообразные элементы; мастера фрезерно-копировального оборудования изготавливают по копирам детали со сложным профилем; работники шипорезных станков вырезают проушины и шипы; мастера строгального оборудования обслуживают рейсмусовые и фуговальные агрегаты, они строгают кромки досок и брусков, обрабатывают детали в размер по толщине, фугуют прямолинейные кромки. [6]

Станочникам необходимо знать технологию, устройство и настройку станка, уметь читать схемы и чертежи. Регулирование, наладка и ремонт оборудования осуществляется наладчиками. На передовых предприятия работают станки полуавтоматы и автоматы. На них переработка осуществляется без участия людей. Несколько станков соединяются в технологические линии. Заготовки на таких конвейерах принимаются и подаются от станка к станку специальными погрузочно-разгрузочными автоматическими механизмами. На таких линиях рабочие являются операторами оборудования. Достаточно распространены столярные специализации: мебельщик, фанеровщик, шлифовальщик, сборщик и прочие.

Так же на заводах с деревообрабатывающей промышленностью есть такие профессии: инженер по качеству – это специалист, контролирующий качество выпускаемой продукции, именно от работы этого специалиста зависит соответствие продукции всем стандартам качества; метролог – это специалист, который следит за качеством продукции и осуществляет контроль работы измерительной техники, именно от работы метролога зависит точная и качественная работа всех контрольно-измерительных приборов на предприятии. [6]


Профессий деревообрабатывающей промышленности большой перечень, но мы с вами все их рассматривать не будем. Данные профессии являются востребованными на сегодняшний день, поэтому на наш взгляд возникает необходимость в подготовки высококвалифицированных специалистов. В связи с этим дети должны начинать делать выбор будущей профессии не когда обучающийся приходит в 9 и 11 класс и стоит на пороге выбора своего профессионального будущего и не знает, что ему выбрать. На наш взгляд необходимо начинать профориентационную работу в младшем школьном, либо в дошкольном возрасте.

В рамках урочной деятельности реализация профориентационной задачи доставляет затруднения т.к. мы не можем выйти за «рамки» урока, поэтому целесообразнее реализовать профориентационную работу во внеурочной деятельности т.к. там спектр деятельности учителя увеличивается и дает возможность более глубоко изучить необходимый материал.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. [8]

Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы.

Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра. [4]

На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».


Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений, например: лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда - Мэри Поппинс, П. Треверс; из трех цариц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья? - поварихой А.С. Пушкина; самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино - Печкин Э. Успенского и т.д. [7]

Детям нужно рассказывать о профессиях, с которыми они сталкиваются ежедневно. Школьная медсестра – её работа заключается в охране здоровья детей и учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях, травмах, обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество приготавливаемой пищи в нашей школьной столовой. Она организует вакцинации детей, ежегодные профилактических осмотры, как детей, так и учителей. [11]

Казалось бы, профессия повар знакома всем, и много говорить о ней не приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.

«Много на свете хороших профессий, но знаю, моей не найти интересней». Профессия учитель начальных классов очень важная и нужная. Учитель обучает детей, подготавливает и проводит классные и школьные мероприятия, родительские собрания; проводит уроки и кружки, организует культурно-массовые мероприятия; детский досуг и отдых.

Рассказываем и о других профессиях, без которых нельзя обойтись – вахтёр, гардеробщица, уборщица.

В начальной школе нужно организовывать встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда – специалистами ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), пожарными, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой. [11]

Начиная с первого класса, можно создавать «портфолио» - папки достижений обучающихся, которые помогут выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу по выбору профессии в дальнейшем. [7]

Таким образом, значимость профориентационной работы велика. Она необходима для обучающихся, так как, мир профессий разнообразен и велик. От того, насколько учебное заведение уделяет этому внимание, зависит дальнейшая судьба выпускника, его дальнейший профессиональный маршрут и успех нашего общества в целом.


Выводы по первой главе
Актуальность проведения профориентационных работ по теме «Профессии промышленного города» обусловлена потребностью нашей области, нашего города в кадрах занятых в промышленности. Для того, чтобы проводить занятия необходим материал, но в его поиске учителя испытывают затруднения, так как необходимой литературы нет.

В концепции В. И. Блинова, И. С. Сергеева говорится о необходимости последовательно проводить профориентационную работу, но имея данные затруднения — это сложно реализовать.

Также в 2018 году были внесены изменения в Концепцию развития в области «технология», направленные на реализацию профориентационных работ, где будут рассматриваться востребованные профессии наших городов. Но для того, чтобы проводить занятия по профориентации на уроке технологии, так же необходимо методическое обеспечение литературой, которая на данный момент отсутствует.

Конечно, удобнее всего реализовать профориентационную работу во внеурочной деятельности, потому что она объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Но здесь учителя начальных классов тоже сталкиваются с той же проблемой.

Делаем вывод, что общество нуждается в разработке учебно-методического обеспечения, где будет теоретический материал о востребованных профессиях промышленного города.
2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА «ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
2.1. Анализ состояния деревообрабатывающей промышленности в Иркутской области и характеристика методического обеспечения


Лесопромышленный комплекс Иркутской области имеет большое значение в экономике региона. В областном масштабе на его долю приходится 20,5% производимой промышленной продукции. Он состоит из лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и гидролизной отраслей. В отличие от других комплексов, имеет ряд особенностей.

Во-первых, использование леса человеком началось с древнейших времен: в качестве топлива, строительного материала (зимовья, склады, здания), плавсредств (плоты, баркасы, шхуны, баржи). С развитием цивилизации возрастали роль и значение леса в хозяйственной деятельности человека.

Во-вторых, лесопромышленные предприятия комплекса широко распространены по территории области.

В-третьих, лесопромышленный комплекс имеет дело с возобновляемыми ресурсами – лесами, широко распространенными, легко доступными, неограниченными, слабо контролируемыми, неохраняемыми. Вследствие чего этот ресурс оказался наиболее уязвимым, нарушенным, практически бесконтрольным. «Охотники за лесом» не осознают, что восстановление леса в Восточной Сибири происходит медленнее, чем в Европейской части страны вследствие резко – континентального климата, короткого вегетационного периода.