Файл: институт развития образования и социальных технологий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На данном примере мы можем объяснить «житейский» смысл сложнейшего математического понятия «Производная».

И сегодня мы с вами поговорим о заданиях по теме «Производная» на ЕГЭ. Предложенная тема обусловлена несколькими причинами. Одной из них является невысокий процент решивших задания с производной на диагностических работах и на самом экзамене. И, конечно же, проблемы с интерпретацией учащимися графиков самой функции и её производной.

Обратим внимание на результаты выполнения этих заданий на ЕГЭ 2014 и 2015 года.


Выполнение заданий по теме «Производная» группами выпускников:



2014 год

2015год


Группа

B9

В15

В8


В14

I (низкий)

15,4

2,3

17,4

2,5

II

36,6

13,3

31

15

III

65,8

43,8

55,1

50.6

IV (повыш.)

87,5

73,0

79,1

83,0

V (высокий)

95,1

87,8

89,3

95,4


А сейчас перед вами результаты выполнения заданий по теме «Производная» в нашей школе:

Год

Геометрический смысл производной В8

Исследование функции с помощью производной В14

2011

43%

-

2012

25%

75%

2013

25%

44%

2015

60%

80%



Результаты ЕГЭ остаются одним из главных показателей работы учителя, поэтому каждый стремиться повысить качество математической подготовки школьников, используя для этого различные формы, приемы и технологии. Первоначально это было знакомство с нормативно-правовыми документами, изучение КИМ разных лет, опыта работы других учителей по этой проблеме. Затем начинается поиск и отбор форм и методов обучения, которые мне кажутся эффективными.

Итак, моя система работы по подготовке к ГИА:

  • Изучаю весь материал, посвящённый ЕГЭ, приобретаю сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ;

  • убеждаю школьников в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл, главное не упустить время;

  • знакомлю учащихся со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена;

  • в течение всего года   знакомлю детей с материалами ЕГЭ, с новыми пособиями, с интернет сайтами. Решаем варианты из сайта Ларина А.А., из открытого банка заданий ЕГЭ;

  • обучаю «технике сдачи теста»: обучаю строгому самоконтролю времени; учу определять трудность заданий; правильно заполнять бланки ответов;

  • приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени»;

  • учу определять трудность заданий. Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными;

  • напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл;

  • целенаправленное сопутствующее и повторение. Неукоснительное знание теоретического материала. На каждом уроке организую повторение через систему  упражнений, составленных на основе КИМ ЕГЭ;

  • после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, какие задания темы выходят на ЕГЭ;

  • долгосрочное домашнее задание. После проверки – работа над ошибками.

  • групповые и индивидуальные консультации;

  • решение тренировочных тестов; работа по тренажерам.

  • решение тематических тестов по содержательным линиям курса;

  • репетиционные ЕГЭ, диагностические тестовые работы. В начале года входные, в конце итоговые, входящие в компетенцию администрации.

  • разработка индивидуальных траекторий подготовки к ЕГЭ.


Для лучшего понимания и усвоения темы «Производная» я использую следующие приемы и методы работы:

  • Отработка теоретических понятий (от определения производной, правил вычисления производных, формул дифференцирования до необходимых и достаточных признаков экстремума, возрастания и убывания функций). Для этого, в течение изучения темы, составляем алгоритмы, создаем справочное пособие.

  • Тренажеры (текстовые, мультимедийные) по различным видам задач.

  • Работа в парах, по проверке первичных знаний.

  • Работа с графиками функций и графиками производных (задания из открытого банка ЕГЭ).

  • Самостоятельные и контрольные работы.

  • Тестовые задания, тренировочные варианты.

  • Дифференцированные задания на основе задания №14.

  • Дополнительные методы исследования (без производной, с помощью второй производной).

  • Самостоятельный разбор решения по готовым презентациям.

Перед вами таблица результатов ЕГЭ по школе



Уважаемые коллеги, я вам предлагаю поработать над заданиями по рассматриваемой теме. Работать будем группами.

I группа - педагоги основных школ, работают над заданиями:

Физический смысл производной

Геометрический смысл производной, касательная

Применение про­из­вод­ной к ис­сле­до­ва­нию функций

Точка движется прямолинейно по закону

S (t)= 2t3 – 0,5t2 + 3t (S – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислить скорость движения точки в момент времени

На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.



На рисунке изображён график дифференцируемой функции y=f(x) и отмечены семь точек на оси абсцисс: x​1, x​2, x​3, x​4, x​5, x​6, x​7. В скольких из этих точек производная функции f(x) положительна?



II группа – учителя 10 классов работают над заданиями типа №14, решаемые по алгоритмам:

Исследование по­ка­за­тель­ных и ло­га­риф­ми­че­ских функций

Исследование три­го­но­мет­ри­че­ских функций

Исследование сте­пен­ных и ир­ра­ци­о­наль­ных функций

Най­ди­те точку мак­си­му­ма функ­ции .

Най­ди­те наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции на от­рез­ке .

Най­ди­те наи­мень­шее зна­че­ние функ­ции

на от­рез­ке


III группа учителя 11классов будут исследовать функции нестандартными способами.

Исследование функ­ций без по­мо­щи производной:

Най­ди­те наи­мень­шее зна­че­ние функ­ции .

Най­ди­те наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции

Проверка достаточных условий экстремума функции.

Если в критической точке вторая производная функции положительна, то функция в этой точке имеет минимум. Если в критической точке вторая производная функции отрицательна, то функция в этой точке имеет максимум.

Работа по группам 15 минут, затем обсуждение, выводы по заданиям.

Рефлексия содержания мастер-класса «Корзина идей»:

Каждый педагог добавляет свои методические находки по подготовке обучающихся к ЕГЭ, также рекомендации и советы по решению заданий по теме производная.

Закончить наше занятие предлагаю следующим образом:

Подберите пословицу, с которой ассоциируется наша  работа сегодня.

Спасибо, уважаемые коллеги, за сотрудничество. Думаю, что слова Пьера Лапласа « То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно» будут побуждать нас к движению вперед.

Желаю всем профессионального удовлетворения и личного благополучия.

ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
В.В. Карелина,

МКОУ «Самохваловская ООШ» Шатровского района,

учитель математики
В условиях внедрения ФГОС ООО в школе организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является важнейшей частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе по математике доступны следующие виды внеурочной деятельности:


  • познавательная;

  • игровая деятельность;

  • проблемно-ценностное общение.

По моему мнению, внеурочная работа по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников математика не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеурочной работы – привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его. Что косвенно положительно скажется на подготовке и прохождении ГИА.

Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, идет параллельно подготовка ГИА в форме ОГЭ, готовится к мероприятиям познавательного плана по математике.

Исходя из основной цели внеурочной деятельности по математике, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

  • формирование коммуникативной культуры школьников;

  • расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование интереса в целом;

  • выявление и поддержка математически одаренных учащихся;

  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Каждый, творческий работающий учитель, и есть фанат своего предмета. Он ищет новые пути, новые возможности для поддержания интереса, в частности, к математике. Как и многие мои коллеги, я постепенно прихожу к мысли, что изучение математики, особенно в среднем звене, в условиях внедрения ФГОС требует совместных усилий, как со стороны учителя, детей, так и со стороны родителей. В этом случае необходимо полное взаимопонимание всех сторон, участвующих в образовательном процессе. Я считаю, что внеурочная деятельность по предмету имеет в современное время особо важную роль. Ведь м