Файл: институт развития образования и социальных технологий.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На данном примере мы можем объяснить «житейский» смысл сложнейшего математического понятия «Производная».
И сегодня мы с вами поговорим о заданиях по теме «Производная» на ЕГЭ. Предложенная тема обусловлена несколькими причинами. Одной из них является невысокий процент решивших задания с производной на диагностических работах и на самом экзамене. И, конечно же, проблемы с интерпретацией учащимися графиков самой функции и её производной.
Обратим внимание на результаты выполнения этих заданий на ЕГЭ 2014 и 2015 года.
Выполнение заданий по теме «Производная» группами выпускников:
| 2014 год | 2015год | ||
Группа | B9 | В15 | В8 | В14 |
I (низкий) | 15,4 | 2,3 | 17,4 | 2,5 |
II | 36,6 | 13,3 | 31 | 15 |
III | 65,8 | 43,8 | 55,1 | 50.6 |
IV (повыш.) | 87,5 | 73,0 | 79,1 | 83,0 |
V (высокий) | 95,1 | 87,8 | 89,3 | 95,4 |
А сейчас перед вами результаты выполнения заданий по теме «Производная» в нашей школе:
Год | Геометрический смысл производной В8 | Исследование функции с помощью производной В14 |
2011 | 43% | - |
2012 | 25% | 75% |
2013 | 25% | 44% |
2015 | 60% | 80% |
Результаты ЕГЭ остаются одним из главных показателей работы учителя, поэтому каждый стремиться повысить качество математической подготовки школьников, используя для этого различные формы, приемы и технологии. Первоначально это было знакомство с нормативно-правовыми документами, изучение КИМ разных лет, опыта работы других учителей по этой проблеме. Затем начинается поиск и отбор форм и методов обучения, которые мне кажутся эффективными.
Итак, моя система работы по подготовке к ГИА:
-
Изучаю весь материал, посвящённый ЕГЭ, приобретаю сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ; -
убеждаю школьников в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл, главное не упустить время; -
знакомлю учащихся со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена; -
в течение всего года знакомлю детей с материалами ЕГЭ, с новыми пособиями, с интернет сайтами. Решаем варианты из сайта Ларина А.А., из открытого банка заданий ЕГЭ; -
обучаю «технике сдачи теста»: обучаю строгому самоконтролю времени; учу определять трудность заданий; правильно заполнять бланки ответов; -
приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени»; -
учу определять трудность заданий. Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными; -
напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл; -
целенаправленное сопутствующее и повторение. Неукоснительное знание теоретического материала. На каждом уроке организую повторение через систему упражнений, составленных на основе КИМ ЕГЭ; -
после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, какие задания темы выходят на ЕГЭ; -
долгосрочное домашнее задание. После проверки – работа над ошибками. -
групповые и индивидуальные консультации; -
решение тренировочных тестов; работа по тренажерам. -
решение тематических тестов по содержательным линиям курса; -
репетиционные ЕГЭ, диагностические тестовые работы. В начале года входные, в конце итоговые, входящие в компетенцию администрации. -
разработка индивидуальных траекторий подготовки к ЕГЭ.
Для лучшего понимания и усвоения темы «Производная» я использую следующие приемы и методы работы:
-
Отработка теоретических понятий (от определения производной, правил вычисления производных, формул дифференцирования до необходимых и достаточных признаков экстремума, возрастания и убывания функций). Для этого, в течение изучения темы, составляем алгоритмы, создаем справочное пособие. -
Тренажеры (текстовые, мультимедийные) по различным видам задач. -
Работа в парах, по проверке первичных знаний. -
Работа с графиками функций и графиками производных (задания из открытого банка ЕГЭ). -
Самостоятельные и контрольные работы. -
Тестовые задания, тренировочные варианты. -
Дифференцированные задания на основе задания №14. -
Дополнительные методы исследования (без производной, с помощью второй производной). -
Самостоятельный разбор решения по готовым презентациям.
Перед вами таблица результатов ЕГЭ по школе
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю поработать над заданиями по рассматриваемой теме. Работать будем группами.
I группа - педагоги основных школ, работают над заданиями:
Физический смысл производной | Геометрический смысл производной, касательная | Применение производной к исследованию функций |
Точка движется прямолинейно по закону S (t)= 2t3 – 0,5t2 + 3t (S – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислить скорость движения точки в момент времени | На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0. | На рисунке изображён график дифференцируемой функции y=f(x) и отмечены семь точек на оси абсцисс: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7. В скольких из этих точек производная функции f(x) положительна? |
II группа – учителя 10 классов работают над заданиями типа №14, решаемые по алгоритмам:
Исследование показательных и логарифмических функций | Исследование тригонометрических функций | Исследование степенных и иррациональных функций |
Найдите точку максимума функции . | Найдите наибольшее значение функции на отрезке . | Найдите наименьшее значение функции на отрезке |
III группа учителя 11классов будут исследовать функции нестандартными способами.
Исследование функций без помощи производной: Найдите наименьшее значение функции . Найдите наибольшее значение функции | Проверка достаточных условий экстремума функции. Если в критической точке вторая производная функции положительна, то функция в этой точке имеет минимум. Если в критической точке вторая производная функции отрицательна, то функция в этой точке имеет максимум. |
Работа по группам 15 минут, затем обсуждение, выводы по заданиям.
Рефлексия содержания мастер-класса «Корзина идей»:
Каждый педагог добавляет свои методические находки по подготовке обучающихся к ЕГЭ, также рекомендации и советы по решению заданий по теме производная.
Закончить наше занятие предлагаю следующим образом:
Подберите пословицу, с которой ассоциируется наша работа сегодня.
Спасибо, уважаемые коллеги, за сотрудничество. Думаю, что слова Пьера Лапласа « То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно» будут побуждать нас к движению вперед.
Желаю всем профессионального удовлетворения и личного благополучия.
ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
В.В. Карелина,
МКОУ «Самохваловская ООШ» Шатровского района,
учитель математики
В условиях внедрения ФГОС ООО в школе организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является важнейшей частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе по математике доступны следующие виды внеурочной деятельности:
-
познавательная; -
игровая деятельность; -
проблемно-ценностное общение.
По моему мнению, внеурочная работа по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников математика не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеурочной работы – привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его. Что косвенно положительно скажется на подготовке и прохождении ГИА.
Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, идет параллельно подготовка ГИА в форме ОГЭ, готовится к мероприятиям познавательного плана по математике.
Исходя из основной цели внеурочной деятельности по математике, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
-
формирование коммуникативной культуры школьников; -
расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование интереса в целом; -
выявление и поддержка математически одаренных учащихся; -
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Каждый, творческий работающий учитель, и есть фанат своего предмета. Он ищет новые пути, новые возможности для поддержания интереса, в частности, к математике. Как и многие мои коллеги, я постепенно прихожу к мысли, что изучение математики, особенно в среднем звене, в условиях внедрения ФГОС требует совместных усилий, как со стороны учителя, детей, так и со стороны родителей. В этом случае необходимо полное взаимопонимание всех сторон, участвующих в образовательном процессе. Я считаю, что внеурочная деятельность по предмету имеет в современное время особо важную роль. Ведь м