Файл: институт развития образования и социальных технологий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуются:

  • умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли;

  • умение критически оценивать созданное ранее, анализировать ситуацию, отделять важное от несущественного, связывать внешне далёкие друг от друга предметы и обстоятельства;

  • способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве.

Все эти и многие другие полезные качества могут быть привиты и воспитаны, прежде всего, в процессе изучения математики.

Образование человека вообще, и математическое образование в частности, начинается с раннего детства, когда человек учится ходить, наблюдать, говорить, рисовать, думать, считать, писать…

Структура математического образования такова

А. Дошкольное математическое образование

Б. Математическое образование в школе:

1ступень. Начальная школа: 1–4 классы. Обучение математике в этот период является обязательным для всех и должно быть унифицировано. К творческим целям обучения здесь добавляются и формальные требования: к концу начальной школы ученик должен уметь выполнять арифметические действия с числами, знать основные геометрические фигуры, единицы измерения наиболее употребительных величин и т.д.

Начальный этап закладывает основы для дальнейшего обучения школьника. Ведь все его последующие успехи целиком зависят от того, достаточно ли хорошо он понимает суть арифметических операций, их внутренний и прикладной смысл, различает ли он геометрические фигуры и видит ли их простейшие наглядные свойства.

В организации специализированных классов для одаренных детей в начальной школе необходимости нет, однако возможны незначительные вариации программ.

Разумеется, задачный материал «для всех» может и должен быть украшен более трудными и остроумными задачами на сообразительность и смекалку, требующими дополнительного (возможно домашнего) обдумывания.

2 ступень. Основная школа: 5–7 классы. Как показывает практика, этот период обучения школьника математике является наиболее трудным. Цели обучения на этом этапе уже несколько различаются в зависимости от способностей ученика и его склонности к естественным наукам. Те учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к математике, должны хорошо выполнять все задания, чтобы создать себе базу для дальнейшего, углубленного изучения более сложных понятий.


В то же время, нельзя ориентироваться только на эту группу учеников. Нужно уделять много времени решению со всеми учащимися интересных практических задач: на логику, на движение или работу, задачи с целыми числами, геометрические задачи. При этом целесообразно ввести первичное изучение геометрии в школе уже с пятого класса, ориентируясь всё же на наглядные представления и выделяя задачи, имеющие связь с практикой. Следует заинтересовать ученика, продемонстрировать ему тесную связь математики с жизнью, научить его думать и выражать свои мысли.

3 ступень. Основная школа: 8–9 классы. Начиная с восьмого класса, возможным и даже целесообразным представляется разделение учащихся в рамках одной школы на чистых троечников, а также тех школьников, чье будущее требует более пристального внимания. В этом плане большая работа предстоит учителю. Упор по-прежнему должен делаться на задачи, связанные с практикой, логические задачи и т.п. Особое внимание должно быть уделено новой идее — необходимости строгого доказательства утверждений для установления их истинности.

А также развивать программы дистанционного обучения (в основном для регионов).

4 ступень. Старшая школа: 10–11 классы. Цели и задачи обучения естественно – математическим дисциплинам на этом этапе достаточно очевидны. Те школьники, которые планируют изучать математику впоследствии в вузе, как правило, уже хорошо мотивированы. Можно даже провести дополнительное разделение школьников на два потока: учащиеся, у кого математика будет в дальнейшем основным предметом изучения, учащиеся, кому она понадобится лишь как инструмент при овладении будущей специальностью. Для успешного их обучения необходимы хорошо продуманные программы и высококвалифицированные учителя (профильный уровень).

Для учеников старших классов, которые в дальнейшем не планируют активно изучать математику, эти два года обучения в школе тоже являются очень важными. Ведь на этом они, как правило, завершают свое математическое образование и им необходимо в полной мере приобщиться к современной математической культуре. Поэтому вместо решения сложных математических задач и изучения большого количества абстрактных формул им будет полезнее усвоить лишь основные математические понятия и научиться применять их в стандартных ситуациях, а с помощью воспроизведения доказательств известных теорем научиться проводить логически строгие рассуждения (базовый уровень).


Анализ состояния математического образования в школе показывает, что у нас существуют необходимые условия для комплексного развития данного направления в школе.

Всё это позволило приступить к созданию ступенчатой модели математического образования в нашей школе. Свой проект мы назвали «Школа Архимеда».

Основные идеи проекта:

1. Идея разработки ступенчатой модели математического образования «Школа Архимеда» обеспечивает создание благоприятных условий для формирования интеллектуальных качеств личности обучающихся, их самоопределения и производительного творчества, развития способностей к изучению точных и естественных наук.

2. Идея состязательности, соревновательности, личностного роста и максимального развития интереса учащихся к занятиям математикой.

Ожидаемый результат:

  • Повышение интереса школьников к предметам математического цикла.

  • Повышается качество сдачи ГИА и ЕГЭ.

  • Развивается система работы с одаренными детьми.

  • Создание условий для повышения конкурентоспособности выпускников сельских общеобразовательных учреждений при вступительных испытаниях в учреждениях профессионального образования различного уровня.

Участники проекта

В проекте «Школа Архимеда» принимают участие

  • школьники с 1 по 11 класс,

  • родители,

  • учителя математики и учителя начальных классов

  • энтузиасты-представители общественности.

Условия и порядок реализации проекта:

Проект реализуется в виде ступенчатой модели:

  • 1-я ступень (1-4 классы);

  • 2-я ступень (5-6 классы);

  • 3-я ступень (7-9 классы);

  • 4-я ступень (10-11 классы).


1-я ступень (1-4 классы):

  • создание необходимых условий для развития у младших школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих способностей;

  • выявление математических способностей младших школьников;

  • поиск и поддержка наиболее способных к исследовательской деятельности учащихся;

  • оказание помощи в выборе ребёнком предметно-исследовательской области, которая соответствует его познавательным интересам;

  • привлечение к творческой исследовательской и проектной деятельности младших школьников;

  • организация мероприятий по различным направлениям работы с одарёнными детьми: проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, интеллектуальных игр, конференций, факультативных и кружковых занятий в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

2-я ступень (5-6 классы) – содержание направлений работы 1-й ступени +

  • организация пропедевтической работы, ориентированной на выявление интеллектуально одарённых детей, имеющих способности к занятию точными науками, исследовательской деятельностью, научно-техническим творчеством;

  • использование различных форм внеурочной работы, системы дополнительного образования для вовлечения способных ребят в занятия точными науками, проектной, научено-исследовательской деятельностью, научно-техническим творчеством.

3-я ступень (7-9 классы) – содержание направлений работы 1-й и 2-й ступеней +

  • организация предпрофильной работы;

  • индивидуализация обучения, разработка индивидуальных траекторий развития каждого ребёнка, имеющего способности в области дисциплин математического цикла;

  • использование вариативных форм обучения;

  • широкое применение форм дистанционного обучения, консультационной работы, проектных методик.


4-я ступень (10-11 классы) – содержание направлений работы 1-й, 2-й и 3-й ступеней +

  • организация различных моделей профильного обучения, обеспечивающего для интеллектуально одарённых детей возможность вне зависимости от места их проживания получать образование по инновационным программам математического профиля;

  • широкое применение форм дистанционного обучения, консультационной работы;

  • использование различных форм внеурочной работы, системы дополнительного образования для вовлечения способных ребят в занятия точными науками, проектной, научно-исследовательской деятельностью, научно-техническим творчеством.

Эта схема – образное выражение модели математического образования в Крутихинской СОШ.

Модель строится на основе состязательного принципа организации математического образования, предполагающего накопительную систему бонусов для учеников.

Ученики составляют собственные портфолио кандидата в «Школу Архимеда», учитывающие их индивидуальные достижения в области точных наук. Получение бонусов на каждой ступени обучения происходит на основе участия в соответствующих видах деятельности (для получения бонуса необязательно быть победителем, важнее всего – участие). Смысл накопления бонусов кандидатами – получение Сертификата учащегося «Школы Архимеда».

Бонусы выдаются по окончании учебной четверти. За участие в различных олимпиадах (все этапы Всероссийской олимпиады школьников; «Ребус», «Кенгуру», «Мир Знаний» и др.) - 1 бонус; за 3 место-2 бонуса; за 2 место - 3 бонуса; за 1 место - 4 бонуса. За научно - исследовательскую и проектную работу -2 бонуса школьный уровень; 3 бонуса - районный уровень. Также бонусы начисляем за дистанционное обучение; за активное участие в предметных неделях и др.

Обучающиеся должны собрать за учебный год коллекцию из 10 бонусов.

Коллекция из 10 бонусов = Сертификат учащегося «Школы Архимеда»!

Учащиеся получившие сертификат по праву считаются – одаренными.

Проект работает в нашей школе с 2013-2014 уч. года. По первому году работы данного проекта сертификат получили лишь 9 человек из 86 обучающихся; в 2014-2015году - 11 человек. С учащимися получившими сертификаты проводится дополнительная работа - организован кружок «Юный Архимед», на занятиях которого рассматриваются нестандартные подходы к решению тех или иных вопросов математики. Имеется положительная динамика во время промежуточной и итоговой аттестации выпускников - 100% успеваемость по итогам ГИА и ЕГЭ по математике. Учителя и учащиеся школы активно работают по реализации программы данного проекта.