Файл: институт развития образования и социальных технологий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучение пространственных форм вносит свой вклад в художественное воспитание учеников, учит их видеть красоту обычных вещей.

 
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Л.В. Суровцева,

МКОУ «Самохваловская ООШ»,

учитель информатики

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Каждый ребенок, живущий в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках, обрабатывать ее, и самое главное, использовать свои знания в жизни.

Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики уже в начальных классах. Преподаватель не может ограничиваться только рамками учебного занятия. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу и направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

Для реализации новых образовательных стандартов и запросов обучающихся в предметной области «Математика и информатика» вводятся предметные кружки «Занимательная информатика», «Инфознайка», «Компьютерная грамотность» и др.

Интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

В 2011 году первоклассники и учителя нашей школы стали работать по ФГОС НОО. Необходимо было организовать внеурочную деятельность учащихся. После долгих размышлений, исходя из вышеизложенного, я выбрала кружок интеллектуального направления «Компьютерная азбука».


В ходе психолого-педагогического обследования первоклассников отмечено, что у детей, которые посещали данный кружок, наблюдается высокий уровень логического мышления, смысловой памяти, внимания. Я считаю, что наш первый опыт организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС удался.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Компьютерная азбука» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.

Основной целью дополнительной образовательной программы «Компьютерная азбука» является: подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы ««Компьютерная азбука»:

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;

  • помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;

  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;

  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;

  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);

  • развитие умственных и творческих способностей учащихся;

  • адаптация ребенка к компьютерной среде;

  • овладение основами компьютерной грамотности;

  • использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру.


Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.).

  4. Физкультминутка (2 мин)

  5. Работа за компьютером (10 мин).

  6. Релаксация (1 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин.).

В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;

  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

  • понятия алгоритма, исполнителя;

  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные

  • с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;

  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.


Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения

в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Компьютерная азбука» – игры, соревнования, конкурсы, олимпиады, конференции.

Содержание курса (68 часов)

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете

Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства. Знакомство с компьютером и его основными устройствами.

Графический редактор Paint. Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

Текстовый редактор Word. Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.

Редактор Power Point. Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.

Одной из педагогических технологий, активно используемых мною в последнее время, является метод проектов. Практика показывает, что обучающиеся относятся к выполнению проектов творчески, ответственно, заинтересовано. Такая форма стимулирует мотивационную сферу обучающегося, способствует наиболее полному раскрытию личности и творческого потенциала.

Виды проектов, которые я использую во внеурочной деятельности:

1.Проект выполнен с помощью табличного процесса Excel:


  • кроссворд, ребус, тесты (можно использовать любую дисциплину, таким образом, проект приобретает межпредметный характер и является практико-ориентированным);

  • электронный дневник, электронный журнал;

  • «Социальный опрос»- получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

2.Проект- буклет (Microsoft Office Publisher)

Обучающиеся создают буклеты на интересующие их темы:

  • проблемы игромания;

  • жвачка: польза или вред;

  • лекарь на подоконнике и т.д.

3.Проект – я шеф редактор.

Обучающиеся разрабатывают комплекты полиграфической продукции (визитки, календари, брошюры, грамоты, плакаты). Печатную продукцию используют в школьной жизни.

Применяя регулярно компьютерные презентации в самостоятельной исследовательской деятельности, обучающиеся используют их при подготовке к различным конференциям, в частности к научно-исследовательской конференции младших школьников, которая ежегодно проводится в школе и на районном уровне

Тематика исследований разнообразна:

  • Памятники родного села.

  • Жвачка: польза или вред?

  • Моя семья.

  • Аптека на подоконнике и др.

Анализ выполнения проектов в кружке позволяет сделать вывод:

  • проектная деятельность решает проблему разноуровневой компьютерной подготовки обучающихся; все трудятся в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа обучающихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

Таким образом, внеурочная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся. Следует подчеркнуть, что для ее успеха необходимо целенаправленная деятельность преподавателя по развитию интеллектуально-творческого потенциала обучающегося, как одного из основных условий подготовки личности к успешному социально – значимому функционированию в современном обществе.

развитие математического образования

в условиях сельской школы
Б. Тогаева,

МКОУ «Крутихинская СОШ» Далматовского района,

учитель математики
Перспективы независимого развития страны определяются культурой, наукой и образованием. Математическое образование есть часть, как общего, так и специального образования, играющая фундаментальную роль в процессе освоения естественнонаучных и технических знаний. Без математической подготовки невозможно стать специалистом в области финансов, экономики, социологии, лингвистики и ряда других сфер гуманитарной деятельности. Сознательное владение компьютерной техникой также невозможно без математических знаний.