Файл: институт развития образования и социальных технологий.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение пространственных форм вносит свой вклад в художественное воспитание учеников, учит их видеть красоту обычных вещей.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Л.В. Суровцева,
МКОУ «Самохваловская ООШ»,
учитель информатики
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Каждый ребенок, живущий в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках, обрабатывать ее, и самое главное, использовать свои знания в жизни.
Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики уже в начальных классах. Преподаватель не может ограничиваться только рамками учебного занятия. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу и направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
Для реализации новых образовательных стандартов и запросов обучающихся в предметной области «Математика и информатика» вводятся предметные кружки «Занимательная информатика», «Инфознайка», «Компьютерная грамотность» и др.
Интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
В 2011 году первоклассники и учителя нашей школы стали работать по ФГОС НОО. Необходимо было организовать внеурочную деятельность учащихся. После долгих размышлений, исходя из вышеизложенного, я выбрала кружок интеллектуального направления «Компьютерная азбука».
В ходе психолого-педагогического обследования первоклассников отмечено, что у детей, которые посещали данный кружок, наблюдается высокий уровень логического мышления, смысловой памяти, внимания. Я считаю, что наш первый опыт организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС удался.
Настоящая дополнительная образовательная программа «Компьютерная азбука» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
Основной целью дополнительной образовательной программы «Компьютерная азбука» является: подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре.
Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы ««Компьютерная азбука»:
-
помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности; -
помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов; -
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем; -
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами; -
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ); -
развитие умственных и творческих способностей учащихся; -
адаптация ребенка к компьютерной среде; -
овладение основами компьютерной грамотности; -
использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
-
системность; -
гуманизация; -
междисциплинарная интеграция; -
дифференциация; -
дополнительная мотивация через игру.
Примерная структура занятия соответствует валеологии:
-
Организационный момент (1 мин.). -
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.). -
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.). -
Физкультминутка (2 мин) -
Работа за компьютером (10 мин). -
Релаксация (1 мин) -
Подведение итогов (2 мин.).
В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:
-
роль информации в деятельности человека; -
источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения); -
виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации; -
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать); -
понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека; -
познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.); -
познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них; -
научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора; -
узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности; -
узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов); -
типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная); -
способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении; -
понятия алгоритма, исполнителя; -
назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации); -
этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
-
ориентироваться в пространственных отношениях предметов; -
выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности; -
выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные -
с анализом исходных данных; -
решать логические задачи; -
решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур; -
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО; -
организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала; -
выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; -
исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей; -
вводить текст, используя клавиатуру компьютера. -
использовать информацию для построения умозаключений; -
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни -
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру; -
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры; -
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц; -
производить поиск по заданному условию; -
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
-
готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.; -
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни; -
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Компьютерная азбука» – игры, соревнования, конкурсы, олимпиады, конференции.
Содержание курса (68 часов)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете
Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства. Знакомство с компьютером и его основными устройствами.
Графический редактор Paint. Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
Текстовый редактор Word. Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
Редактор Power Point. Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.
Одной из педагогических технологий, активно используемых мною в последнее время, является метод проектов. Практика показывает, что обучающиеся относятся к выполнению проектов творчески, ответственно, заинтересовано. Такая форма стимулирует мотивационную сферу обучающегося, способствует наиболее полному раскрытию личности и творческого потенциала.
Виды проектов, которые я использую во внеурочной деятельности:
1.Проект выполнен с помощью табличного процесса Excel:
-
кроссворд, ребус, тесты (можно использовать любую дисциплину, таким образом, проект приобретает межпредметный характер и является практико-ориентированным); -
электронный дневник, электронный журнал; -
«Социальный опрос»- получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
2.Проект- буклет (Microsoft Office Publisher)
Обучающиеся создают буклеты на интересующие их темы:
-
проблемы игромания; -
жвачка: польза или вред; -
лекарь на подоконнике и т.д.
3.Проект – я шеф редактор.
Обучающиеся разрабатывают комплекты полиграфической продукции (визитки, календари, брошюры, грамоты, плакаты). Печатную продукцию используют в школьной жизни.
Применяя регулярно компьютерные презентации в самостоятельной исследовательской деятельности, обучающиеся используют их при подготовке к различным конференциям, в частности к научно-исследовательской конференции младших школьников, которая ежегодно проводится в школе и на районном уровне
Тематика исследований разнообразна:
-
Памятники родного села. -
Жвачка: польза или вред? -
Моя семья. -
Аптека на подоконнике и др.
Анализ выполнения проектов в кружке позволяет сделать вывод:
-
проектная деятельность решает проблему разноуровневой компьютерной подготовки обучающихся; все трудятся в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения; -
освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа обучающихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.
Таким образом, внеурочная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся. Следует подчеркнуть, что для ее успеха необходимо целенаправленная деятельность преподавателя по развитию интеллектуально-творческого потенциала обучающегося, как одного из основных условий подготовки личности к успешному социально – значимому функционированию в современном обществе.
развитие математического образования
в условиях сельской школы
Б. Тогаева,
МКОУ «Крутихинская СОШ» Далматовского района,
учитель математики
Перспективы независимого развития страны определяются культурой, наукой и образованием. Математическое образование есть часть, как общего, так и специального образования, играющая фундаментальную роль в процессе освоения естественнонаучных и технических знаний. Без математической подготовки невозможно стать специалистом в области финансов, экономики, социологии, лингвистики и ряда других сфер гуманитарной деятельности. Сознательное владение компьютерной техникой также невозможно без математических знаний.