Файл: Преступление, совершенное по неосторожности понятие и признаки.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как убийство может быть расценено такое лишение жизни другого человека, которое одновременно заключает в с ебе два общих признака преступления - противоправность (противозаконность) и виновность деяния.[9]
Причинение смерти по неосторожности по УК РФ не относится к видам убийства, а является отдельным самостоятельным преступлением. Основное отличие от убийства заключается в иной форме вины по отношению к наступлению смерти.
С объективной стороны данное преступление слагается из действия или бездействия, выступающего причиной наступления результата, и самого результата - смерти человека. Виновный нарушает установленные правила поведения в быту или на производстве и т.д., что и приводит в конкретном случае к смерти потерпевшего. Например, производится самовольное подключение неисправных газовых приборов в квартире, в итоге происходит взрыв, влекущий летальный исход одного или нескольких жильцов квартиры или дома.
Состав преступления сконструирован по типу материальных составов, поэтому деяние полагается оконченным с момента наступления последствий. Помимо факта нарушения общепринятых правил предосторожности лицом и наступления смерти потерпевшего необходимо установить причинно-следственную связь между этими явлениями.
Субъективная сторона - представляет собой неосторожность в виде причинения смерти по легкомыслию или небрежности. Виновное лицо, нарушая правила предосторожности, предвидело возможность наступления смерти потерпевшего, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение такого результата (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления от своих действий (бездействия) летального исхода, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть (небрежность). Если лицо не должно было или не могло предвидеть наступление от своего поведения смерти потерпевшего, уголовная ответственность исключается ввиду невиновного причинения вреда (ст. 28).
Правила предосторожности могут быть нарушены виновным сознательно (например, лицо резко толкает пьяного в грудь, тот, не удержавшись, падает и, ударившись головой о твердую поверхность, получает смертельную травму). Поскольку данному обстоятельству в ст. 109 самостоятельного значения не придается, оно подлежит учету при назначении виновному наказания.
Ч. 2 ст. 109 УК РФ предусматривает повышенную уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.[10]
Это общая норма. Ответственность по ч. 2 ст. 109 УК РФ наступает только в том случае, если в УК РФ нет специальной нормы.
В ряде статей Особенной части причинение смерти по неосторожности также выступает признаком состава преступления (ст. 123, 167, 217, 227 и др.). В таких случаях жизнь выступает не основным, как в ст. 109, а дополнительным (единственным либо альтернативным) объектом и наличествуют иные действия, нарушающие основной объект.
Признаками, дифференцирующими ответственность, выступают:
а) ненадлежащее исполнение лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2);
б) причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).
Под ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей виновным понимается поведение лица, в полной мере или частично не соответствующее официальным предписаниям, требованиям, предъявляемым к нему при выполнении профессиональных функций (медицинского или фармацевтического работника, электрика, крановщика и т.д.).
Если в УК РФ существует специальная норма, предусматривающая ответственность за причинение смерти вследствие ненадлежащего исполнения каких-либо профессиональных обязанностей, применению подлежат такие нормы (ст. 124, 143, 216, 217 и др.), а не ст. 109.
2.3 Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118)
Причинение тяжкого вреда здоровью является преступлением, имеющим несколько квалификаций. Данное преступление может носить умышленный характер или быть осуществлено по неосторожности.
Само понятие «тяжкий вред здоровья» подразделяется на две категории, могут быть нанесены: тяжелые повреждения, опасные для жизни человека, которые угрожают жизни потерпевшего как в момент их нанесения, так и в последующем, когда их наличие влечет смерть потерпевшего; тяжелые повреждения, неопасные для жизни человека - утрата функции отдельного органа либо утрата самого органа; потеря речи, слуха, зрения; заболевание наркоманией или токсикоманией; прерывание беременности; обезображивание лица; утрата трудоспособности; психическое расстройство.
В ч. 1 ст 118 УК РФ описывается основной состав преступления - причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью, а в ч. 2 - деяние, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Ответственность дифференцирована посредством такого квалифицирующего признака, как причинение тяжкого вреда вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. По объективным признакам основной состав аналогичен указанному в ст. 111, различие усматривается лишь в субъективной стороне. Упомянутые виды предполагают неосторожную форму вины - либо небрежность, либо легкомыслие.
В тех случаях, когда нарушается не общее, а специальное правило предосторожности, оговоренное в соответствующих статьях УК (правила безопасности движения, охраны труда, пожарной безопасности и т.д.), применению подлежит не ст. 118, а специальная норма (ст. 143, 219, 236, 269 и др.). Следует учитывать также, что немало статей в иных главах Особенной части предусматривают причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности в качестве квалифицирующего признака. Например, причинение по неосторожности тяжкого вреда при насильственных действиях сексуального характера влечет повышенную ответственность по ч. 3 ст. 132. В таких случаях в силу конкуренции части (ст. 118) и целого (ч. 3 ст. 132) достаточно квалификации по последней из указанных статей; совокупности преступлений нет.
Введение в ст. 118 в качестве квалифицирующего обстоятельства ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей( под ними понимаются нерадивые, небрежные, безответственные или недобросовестные действия лица). Вред причиняется в той сфере и тем лицом, которые призваны гарантировать безопасность здоровья граждан. Нередко при этом возрастает и объем (размер) вреда. Следовательно, предполагается наличие специального субъекта, исполняющего профессиональные обязанности.
Ввиду того, что о квалифицированном составе можно вести речь лишь при наличии всех признаков основного состава, нельзя вменять в вину ч. 2, когда ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей особо предусмотрено в качестве уголовно наказуемого вида поведения специальной нормой. Например, содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 215, если причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего в результате нарушения специалистом правил безопасности на объектах атомной энергетики.
По ч. 2 ст. 118 должны квалифицироваться, например, случаи ненадлежащего (непрофессионального) исполнения обязанностей инструктором по плаванию, медицинским или фармацевтическим работником, занимающимся на профессиональной основе перевозкой людей лодочником.
В связи с этим возникает вопрос о соотношении ч. 2 ст. 118 и ст. 124, когда речь идет о неисполнении профессиональных обязанностей медицинским работником. Различие между ними усматривается в объективной стороне: в одном случае помощь вообще не оказывается (преступное бездействие), в другом - она оказывается, но ненадлежащее, не в полном объеме, не на должном профессиональном уровне.
Преступление, предусмотренное ч. 1 - 2 ст. 118, относится к категории небольшой тяжести.
Глава.3. Квалификация неосторожных преступлений
Квалификация преступления представляет собой основной этап деятельности правоохранительных органов, на котором формулируется решение о наличии либо отсутствии оснований для привлечения лица к уголовной ответственности. Главным же основанием привлечения к ответственности служит обнаружение преступления в деяниях конкретных лиц. Следовательно, привлечение к уголовной ответственности основывается на квалификации преступления, в свою очередь, квалификация преступления строится на тщательном анализе элементов и признаков состава преступления.
Все это, на первый взгляд, кажется устоявшимся, традиционным. Между тем здесь возникает множество проблем, связанных с выбором путей правильной криминализации, а в отдельных случаях и их декриминализации. Само применение уголовного закона на этапе квалификации весьма затруднено юридическим анализом состава преступления, в частности характеристикой объекта посягательства, признаков объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.
Исследование признаков и элементов состава преступления на основе социологического анализа позволило в настоящее время расширить и углубить теоретические разработки понятий преступления, состава преступления, а также с помощью понятия состава преступления как надстроечной теоретической категории обозначить научные подходы к соотношению между материальным понятием преступления и социальной его оценкой.
Для того что теория уголовного права и социология уголовного права могла быть претворены в жизнь целесообразно ввести более совершенную систему непрерывного повышения профессионального уровня юристов, построить их работу таким образом, чтобы они ощущали постоянную необходимость в пополнении своих знаний. Пока же большинство практических работников не считают обязательным для себя знакомство с новыми теоретическими положениями и рекомендациями и использование их в своей практической деятельности. В результате этого образуется разрыв между юридической наукой и правоохранительной практикой, а также накладывает отрицательный отпечаток и на теорию, и на практику.
Неосторожные преступления, в особенности связанные с использованием техники, требуют особо тщательного переосмысления на социологическом уровне. Оценку составов этих преступлений важно привести в соответствие с уровнем современных теоретических разработок по социологии уголовного права. Необходимо на социологическом анализе основывать изучение всех признаков и элементов состава преступления, тщательно исследовать состав преступления не только при привлечении к ответственности обвиняемого, но и при оценке вины потерпевшего. Это обусловлено тем, что в событиях более 50% неосторожных технических преступлений в настоящее время обнаруживается виновное (виктимное) поведение потерпевших
. Вполне в этом плане правомерны выводы Н. Ф. Кузнецовой, что «к числу проблем социологии уголовного права можно отнести также виктимологию (учение о потерпевшем). Здесь представляет интерес выявление фактического количества потерпевших от преступлений в целом, выявление реальной формы их поведения для определения эффективности уголовно-правовых средств борьбы с антиобщественным поведением потерпевших. Для устранения ошибок в квалификации и наказуемости лиц с точки зрения строгого соблюдения принципа индивидуальной вины потерпевшего и для усовершенствования уголовного законодательства». То есть социологический подход к исследованию составов неосторожных преступлений дает возможность не только более тщательно изучить основания ответственности обвиняемого, но и решить вопрос об ответственности в отдельных случаях и потерпевшего. Такой подход нацелен на справедливое решение вопроса об основаниях ответственности путем анализа элементов и признаков состава преступления и квалификации деяния по той или иной норме уголовного права.
Квалификация преступления предполагает познание объективной истины, основывающееся на восприятии факта посягательства конкретного лица на охраняемые уголовным законом общественные отношения, на подыскании и оценке возможности применения конкретной уголовно-правовой нормы, сопоставление содержания диспозиции уголовно-правовой нормы с признаками состава исследуемого преступления.
В соответствии с конечной целью процесса квалификации преступления, -- установлением объективной истины -- юрист должен найти ответ на вопрос, какое именно преступление совершено. Для этого ему необходимо абстрагироваться от первоначально воспринятого факта, посягательства на общественные отношения, послужившего поводом к возбуждению уголовного дела, и расследовать обстоятельства данного посягательства, повлекшего на конкретном жизненном участке деформацию либо полный разрыв общественных отношений. Чувственное восприятие факта посягательства на общественные отношения и выяснение его обстоятельств, изучение содержания уголовно-правовой нормы служат первоначальными шагами в познании истины на перцептивном уровне. Для юридического анализа состава преступления и восхождения к следующему этапу познания истин юристу необходимо абстрагироваться от факта посягательства на общественные отношения и исследовать систему элементов и признаков, образующих состав преступления, признаваемого основанием уголовной ответственности. Здесь возникает проблема правильного разграничения понятий идеального и материального порядка.