Файл: Общие основы социологии. Развитие и социализация личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39 предприниматель», несмотря на то, что в ней задействованы 50 регионов.
Усиливается острота проблемы неполной востребованности выпускников вуза на промышленных предприятиях города и области. Таким образом, актуальность поднятых вопросов в студенческой среде очевидна.
1   2   3   4   5   6   7   8

2.3. Личность в зеркале социологии
Ключевые термины:
структура личности, социальный статус,
функции и социальная роль, социализация и адаптация, потребности и
интересы, мотивы и поведение, ценностные ориентации и деятельность.
Социологии личности – это так называемая теория среднего уровня.
Появление специальной научной теории свидетельство возрастания роли индивидума в социуме, во всем многообразии социальных процессов. В ней нашли отражение процессы становления, развития и формирования человека как общественного феномена. Человек отличается от животного, прежде всего, тем, что онличность. Всоциологии отдельный человек рассматривается как источник и первичный элемент социальной жизни, ансамбль устойчивых качеств и свойств, формируемых и реализуемых в социуме. Его поведение, установки и предпочтения, эмоции и выборы определяются условиями среды, положением в системе социальных связей и внутренними характеристиками индивида. Противоречия же между масштабами потенциала субъекта и уровнем его притязаний, между потребностями общества, системы отношений и жизнедеятельностью личности, параметрами ее активности – служат источником проблем. Таким образом, личность определяется как устойчивая совокупность социально значимых качеств человека, продукт цивилизации, мера его участия в жизнедеятельности общества и результат включенности в систему социальных отношений.
Определение предполагает возможность использования как качественных, так и количественных показателей.
Выявление и способы разрешения проблем личности предполагает два

40 взаимосвязанных подхода: а) познание механизма социальной жизни и реальное преобразование общества в интересах личности; б) изучение личности и тех взаимодействий, которые определяют ее формирование и поведение.
Превращение человеческого существа в личность можно проследить в следующей схеме:
Факторы влияния на формирование личности
Вмакросоциологии обращают внимание на нормативную модель личности, которая в полной мере выражает культуру своего общества. От нее отличается модальная личность, в большей или в меньшей степени игнорирующая общепринятые нормы, ценности. Разработаны модели социальной адаптации, учитывающие тип личностной аномии (неприятие).
Микросоциологию интересуют роли и позиции людей в различных клеточках социального существования. В идентификации, освоении и совпадении личности с ролью или отстранении от нее скрываются источники конфликта.
Социологи исследуют личность через призму ее контактов с другими людьми, интегрированную в различные общности и структуры, той социальной ниши, которую она занимает. Клеточка социального поля, в которой помещается личность, в социологии именуется статусом, т.е. положением человека в обществе. Вопросы стратификации рассматривались в предыдущей теме. Здесь же отметим, что статус наделяет человека


41 определенными правами и обязанностями. Они нормативны, стереотипные в общепринятых представлениях окружающих. Например, ученый – эрудирован, студент – любознателен, немец – пунктуален, фабрикант – богат.
Наряду с главным и социальным статусами, личность занимает и другие позиции, далеко не всегда совместимые. Ее личный, достигаемый статус может быть неадекватен реальности.
Иерархичность статусов, различная престижность и, соответственно, социальное неравенство провоцируют борьбу за смену социальных позиций.
Неудовлетворенность собственным статусом может быть как результатом несправедливой, нерациональной организации общества, так и неверной оценки и самооценки потенциала личности. Статусы через их носителей определяют содержание и характер социальных отношений, концептуально выражают главные интересы личности. В свою очередь, сама личность, качество и значимость исполняемых ею функций и ролей, влияют на статусный набор.
В современной социологии личность рассматривается как устойчивая система. Однако ее структура, состав элементов, способ и методы формирования, качественная самостоятельность трактуется по-своему каждой научной школой. Субъектность личности представляется совокупностью, состоящей из собственной жизнедеятельности, имеющей качественные и количественные характеристики. Она выражается в предметной деятельности, через которую выявляются сущностные силы человека. В этом ансамбле присутствует коммуникационная деятельность и развитие самосознания. В ролевых теориях (Дж.Мид, Т.Парсонс) личность определяют как функцию от исполняемой ею суммы ролей. Различают ролевые ожидания и ролевое исполнение, их социальную значимость, регламентированность.
Представители нормативистского направления выявляют черты личности, это может быть сотни или тысячи, которые соответствуют

42 эталонной модели. В трактовке З.Фрейда выделены три компонента: «Оно»,
«Я», «Сверх-Я». Э.Берн обнаруживает в каждом человеке различные комбинации из состояний Родителя, Взрослого, Ребенка. В учебнике под редакцией Г.В.Осипова важнейшими элементами личности названы: память, культура и деятельность. На наш взгляд, для практических работников удобна концепция К.К.Платонова. В динамической структуре личности выделяются четыре подструктуры: биологически обусловленные свойства, особенности психических процессов, социальный опыт и подготовленность, ценностные ориентации и моральные черты.
Структура личности
Личность выполняет те функции, которые ей поручены обществом или которые она берет на себя в соответствии со статусными координатами.
Анализируется результативность и масштабность исполняемой функции, сознательное или случайное, непредумышленное осуществление. Для тех случаев, когда личность «должна» выполнять поручения, установлен


43 регламент прав и обязанностей. Функции, как и статус, указывают на существующую систему отношений в обществе.
Социальная роль относится к динамической характеристике личности. Она показатель уровня ее активности во взаимодействии с окружающими. Человек выполняет определенную совокупность действий, закрепленных в социальных нормах, в связи с характером социальной функции. К нормам относятся описание и требование определенного типа поведения, оценка выполнения роли и санкции. Создает проблемную ситуацию появление «ножниц» ролевого ожидания и ролевого исполнения, т.е. отклонение от привычного для данного статуса образца поведения. Для социологии важно определить социальное содержание типического, которое проявляется в определенных условиях массового социального поведения. В этом случае, поведение является деятельностью (направлено на других по
М.Веберу), которое носит характер асоциальный (отвергающий), антисоциальный (разрушающий), конформистский или активно-социальный
(инициативный). Следует учитывать, что социальные явления, обозначаемые этими понятиями, могут различно восприниматься людьми, общественными организациями и институтами, обществом. Проникновенны слова
Н.Бердяева: «Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности».
В рамках одного статуса личность может исполнять несколько ролей. В наборе ролей выделяются более или менее значимые для конкретного человека. Их иерархия свидетельствует о характере и порядке потребностей и ценностных ориентациях личности. Например, согласно теории потребностей А. Маслоу, различаются потребности первичные – физиологические, стремление к безопасности и вторичные – стремление к контактам, престижу, самореализации.
Потребности динамичны: удовлетворение одних вызывает появление новых в других областях или уровнях. Чем выше потребности, тем более полноценна личность и

44 цивилизованно общество.
Процесс формирования комплекса социальных качеств, потребностей и ценностей, знаний и умений, благодаря которым возвышается роль личности для нее самой и для общества, называется социализацией. Проще говоря, человеческое существо под воздействием социальной жизни формирует в себе те личностные характеристики, которые имеют социальное значение.
Усваивая культуру, личность выясняет собственную ценность, качественную неповторимость и необходимость для других людей. В модели Э.Дюркгейма главные цели, ценности и черты поведения человека задаются обществом. В современной литературе работают с тремя моделями:

человек социализированный, исполняющий определенную роль,
санкционированную обществом;

человек, изобретательный, оценивающий, живущий с постоянно растущими потребностями и удовлетворяющий их по максимуму;

человек отчужденный, оскорбленный, склонный к различным формам активного сопротивления.
Деятельность личности вызывает потребности, которые порождаются и трансформируются в ходе социализации, под воздействием условий деятельности. На формирование человеческих потребностей влияют характер предметной деятельности, социальный статус и исполняемые роли, социальные институты и организации. В современном обществе возрастает значение коммуникационных факторов, принятых норм и ценностей общества и тех общностей, членом которых личность является.
Определяющим для социального типа личности может быть степень его рациональности (по М.Веберу), формационная и классовая принадлежность
(по К.Марксу), личностные показатели и ценностные ориентации (по К.Юнгу и Э.Фрому). В практической жизни различаются несколько типов личностей:

модальный – реально распространенный в любых общностях,
группах, организациях. Например, «средний студент».


45

базисный – оптимально желательный для данных условий,
полностью удовлетворяющий нормативным требованиям;

идеальный – эталонный образец, редко существующий в жизни;

маргинальный – выпадающий из привычного поведения, принятых норм, вне зависимости от позитивной или негативной направленности.
Выявляются несколько условных социологических типов личности: борец, труженик, искатель, фантазер, потребитель, конформист.
Потребности определяют направленность человеческой активности, интересы личности. Интересы имеют различную форму и выраженность, главные из которых называют ценностными ориентациями. Система
ценностных ориентаций определяет деятельность человека, главную линию его поведения на длительные сроки. Они служат социально-нормативными регуляторами жизни общества. В социологию проблему ценностей ввел
М.Вебер, подчеркнувший, что ценности придают деятельности сознательный характер. Спектр ценностей довольно широк, их иерархия отражает историческое развитие общества, особенности национальной культуры. В переходном обществе ярко проявляется столкновение новой и старой систем ценностей, вызывая глубокие эмоциональные переживания у многих людей, разрыв или нарушение связей между поколениями. Набор ценностных ориентаций – важнейший показатель уровня развития личности, уровень осмысления собственной жизни, если они сопровождаются соответствующей деятельной активностью. В эпоху Интернета появилась т.н. «виртуальная личность», построенный образ без связи с реальностью, но партнер по общению с обозначением эмоционального восприятия в виде «смайликов»
(П. Бурдье, Ж. Бодрийяр).
Итак, мы видим, что личность формируется под воздействием природных и социально-культурных факторов. Изучая личность, можно исходить из свойств – предрасположенности индивида к определенному поведению. Важно учитывать динамическую природу развития личности,

46 конфликт сознательного и бессознательного, картину физической и социальной реальности. Для социологии особое значение имеет базовые побуждения личности, направленные на реализацию социального потенциала.
Жалея мир, земле не предавай
Грядущих лет прекрасный урожай!
(В.Шекспир)
Легче держать вожжи,
чем бразды правления
(К.Прутков)
3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Основы управления социальными процессами
Ключевые термины:
социальное пространство, объект и субъект
социального управления, социальная сфера общества, социальный процесс,
социальное планирование, модели социальной технологии, управление
человеческими ресурсами, человеческий фактор.
Ранее, мы рассматривали общество как социальный организм со сложной структурой. Его значение заключается не только в числе его элементов, но и в гармоничности их взаимосвязи. Все части общества, их социальные связи и взаимодействия находятся в постоянном изменении, переходах из одного состояния в другое. Примечательно, что на саммите 20 стран мира, состоявшемся в Лондоне в апреле 2009 года, из шести наиболее острых обсуждаемых проблем, наибольшее число стран – тринадцать – обратили внимание на необходимость реформы методов регулирования как одну из главных.
Не касаясь вопросов регулирования в международном аспекте, обратим внимание на социальную составляющую общественных процессов.
Обеспечивает стабильность и упорядочивает развитие общества механизм социального регулирования.