Файл: Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследуя поведение фирмы монополиста можно сделать след. выводы:

1) монополист может определить какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему макс.прибыль, однако монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное кол-во продукта, которое потребители готовы купить. Кривая спроса подскажет фирме предельную цену, которую примет покупатель;

2) если монополист назначит цену, он должен ограничить предложение тем объемом, который диктует ему потребительский спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение и по объему выпуска и по цене. У монополиста нет своей кривой предложения независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть;

3) для монополиста увеличение объема выпуска на одну единицу означает необходимость снижения цены. Предельный доход (MR) для него в отличии от конкурентной фирмы не равен цене продукта и не постоянен по величине. Для всех объемов выпуска предельный доход монополиста меньше цены продукта и убывает по мере роста объема производства.
Предельный доход MR непосредственно зависит от эластичности спроса. Когда спрос эластичен, увеличение выпуска повышает совокупный доход TR и предельный доход MR положителен и наоборот. Максимизируется совокупный доход TR при таком объеме производства, когда MR=0, т.е. когда последняя произведенная ед-ца продукта уже не может ничего добавить к общему доходу.
  1. 1   2   3   4   5


Поведение предприятия в условиях олигополии. Модели олигополии.

Ответ: Олигополия- это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.

Допущения:


  • однородность или дифференциация продукта

  • небольшое количество фирм в отрасли

  • возможность фирм входа на рынок, но очень высокие барьеры


Виды олигополий:


  • кооперированная (фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговорили согласуя свои действия каким-либо другим способом)

  • некооперированная (фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск)

  • количественная (олигополия предприятий, устанавливающих величину выпуска)

  • ценовая (олигополия предприятий, назначающих цену)


Поведение фирм в условиях олигополии
Некооперированные олигополии:
модель Курно: оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как по ее мнению будет расти объем выпуска фирмы 2, т.е. обе фирмы вынуждены учитывать объемы выпуска конкурента, при этом максимизируется прибыль
модель ценовых войн: ценовые войны проводятся через снижение цены новыми фирмами, желающими захватить определенные сегменты рынка, а существующие фирмы вынуждены снижать цену и сокращать объем выпуска, подстраиваясь под конкурента
Кооперированные олигополии:
Модель картеля (картель – формальная организация продавцов или производителей в целях организации конкурентных сил на рынке и получения ее участниками высокой прибыли путем сговора (например, ОПЕК). О чем договоренность: - принцип установления цен
- раздел рынков сбыта

- квоты производства участников

- обмен патентами и др. коммерческой информацией в целях удержания рынка в своей власти
Модель ценового лидерства
: одна из форм отрасли получает статус ценового лидера, признанного другими, который регулирует цену продукции, повышая или понижая её, а все остальные следуют за ней.
Формы ценового лидерства:

- лидерство доминирующей фирмы

- лидерство барометрической фирмы (фирма, которая наиболее четко и верно может отслеживать рыночную ситуацию, изменение цен на ресурсы, заменяющие и дополняющие товары)

  1. Общественное воспроизводство и его составляющие. Модель кругооборота доходов и расходов.

Ответ: Общественным воспроизводством называется процесс непрерывного самоподдержания и самовозобновления экономической активности в рамках отдельной страны или мирового хозяйства в целом.
Общественное воспроизводство позволяет существовать национальной экономике как органическому целому, т.е. не просто как совокупность предприятий, домохозяйств, отраслей, сфер, комплексов, а как самовоспроизводящейся системы. Это означает, что взаимодействие и взаимосвязи между элементами данной системы создают условия для непрерывного продолжения и повторения экономических процессов.
Общественное воспроизводство включает четыре взаимосвязанные стадии: производство, распределение, обмен, потребление.
По характеру использования полученного ресурса доходов выделяют следующие типы воспроизводства:
Простое воспроизводство – это процесс, при котором объемы выпускаемой продукции неизменны, а также неизменны размеры функционирующего капитала, весь полученный доход идет на личное потребление.
Расширенное воспроизводство – процесс увеличения объемов производимой продукции, сопровождаемый ростом и совершенствованием используемого капитала, полученный доход используется для приобретения дополнительный ресурсов.
Суженое воспроизводство – процесс производства возобновляется в сокращенном объеме в силу отсутствия доходов или нецелесообразности развития данного вида производства.

Теоретической основой анализа общественного воспроизводства называют концепцию народнохозяйственного кругооборота.

Кругооборот доходов и продуктов-это процесс движения денежных средств и экономических благ между субъектами экономики, обеспечивающий поддержание существования каждого из них и всей системы в целом.


Государство взимает налоги с домашних хозяйств и фирм, предоставляя им трансферты и субсидии. Кроме того, государство закупает на рынке ресурсов услуги труда и других факторов производства, а на рынке благ – продукцию, производимую фирмами.
Эта модель характеризует экономический кругооборот в закрытой национальной экономике. Кругооборот открытой национальной экономики усложняется добавлением ещё одного хозяйствующего субъекта – заграницы, поскольку любая экономическая система имеет экономические связи с зарубежными странами.
Кроме того, для выпуска многообразных благ фирмам необходимы ресурсы как реальные, так и финансовые. Второе усложнение будет связано с различием реального и финансового сектора экономики. К реальному сектору относится процесс трансформации ресурсов в блага, удовлетворяющие разнообразные потребности людей через производство, распределение, обмен и потребление различных материальных (продовольствия, одежды, бытовой техники, станков, оборудования и т.д.) и нематериальных товаров и услуг (произведений литературы и искусства, программного обеспечения вычислительной техники, юридических услуг, образования и др.). Кругооборот обмена денег на реальные ресурсы и блага относится к реальному сектору, а продукты его отраслей и организаций, обеспечивающие благосостояние нации, будут учитываться статистикой в показателях валового внутреннего продукта Обмен денег на ценные бумаги относится к финансовому сектору.
В идеале в экономике сумма доходов равна сумме расходов и объему производства в денежном выражении. При несоблюдении этого условия экономика теряет устойчивость.
Утечки (оттоки, изъятия) из национального дохода возникают, когда он расходуется на иные цели, чем покупка потребительских товаров и услуг, произведенных в стране. Из потока «доходы – расходы» утекают: сбережения домашних хозяйств, налоговые платежи государству, расходы на закупку импортных товаров и услуг, отток капитала за рубеж.
Инъекции (притоки) в национальный доход – расходы, осуществляющиеся в дополнение к отечественным потребительским расходам на покупку продукции, произведенной внутри страны. Рост совокупных расходов благодаря инъекциям стимулирует занятость и производство, расширяя предложение в экономике. В поток «доходы – расходы» вливаются: капиталовложения отечественных и зарубежных инвесторов в национальную экономику страны, доходы от экспорта товаров и услуг, государственные расходы, трансферты государства домашним хозяйствам, увеличивающие их расходы, субсидии, предоставляемые государством фирмам, позволяющие снизить цены, по которым домашние хозяйства приобретают товары и услуги.

На рынке заемных средств функционирует и государство. Получаемые им займы можно рассматривать как элемент изъятий в том смысле, что они уменьшают возможности кредитования фирм, то есть финансирования их инвестиций сбережениями домашних хозяйств. Напротив, когда государство выступает как кредитор, предоставляемые им кредиты можно трактовать как инъекции, которые увеличивают инвестиционный потенциал фирм. Когда величины утечек и инъекций равны, потоки доходов и расходов в модели кругооборота оказываются сбалансированными. В этом случае обеспечивается экономическое равновесие, несмотря на изъятия и вливания в национальный доход.
Реальные товарные и денежные потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домохозяйств, фирм и государства совокупному объему производства. Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов.

  1. Cпособы расчета ВВП: по добавленной стоимости, по доходам, по конечному использованию.

Ответ: Валовой внутренний продукт - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.
Способы измерения:

по расходам (сумма расходов всех макроэкономических агентов: расходы домохозяйств (потребительские расходы - С) + расходы фирм (инвестиционные расходы – I) + расходы государства (государственные закупки товаров и услуг – G) + расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт), обозначаемые Xn (net export));
ВВП по расходам = С + I +G +Xn
по доходам
ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата (включая условно-начисленную арендную плату) + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация
3. по добавленной стоимости (по каждому из секторов экономики подсчитывается добавленная стоимость и затем суммируется).


  1. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Три отрезка кривой совокупного предложения.

Ответ: Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.