Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине оп. 02. Психология Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену по дисциплине ОП.02. Психология


  1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой

Психология как наука. Предыстория научной психологии. Возникновение научной психологии. Предмет психологии. Основные направления психологии. Структура современной психологии

Особенности психологии как науки.

Психология - научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Ее история как изучение душ человека, его психического мира методом самонаб-людения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.

  1. Методы современной психологии

. Метод- это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания.

Организационные методы включают:

- сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.);

- лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

- комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

Эмпирические методы – методы сбора первичной информации. Среди них выделяют

- наблюдение и самонаблюдение

- различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

- психодиагностические методы (тесты стандартизированные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

- праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности);

- моделирование применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. .

Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами.


включают: - генетический метод -это исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический), так называемое исследование «вглубь»;

- структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».

II. Упрощенная классификацию предлагает И. Б. Гриншпун:

- неэкспериментальные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности);

- психодиагностические (различного рода тесты);

- экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации).

Неэкспериментальные методы:

Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Наблюдение - основной, наиболее распространенный в психологии эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.

Беседа - это метод психологического исследования, который предусматривает прямое или косвенное накопление информации путем вербального (словесного) общения.

Интервью как специфическая форма беседы применяется с целью получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и др.

Интервью можно разделить на структурированное и неструктурированное. В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы размещены так, чтобы у испытуемого оставалась определенная свобода в ответах. Интервью проводится не только в индивидуальной, но и в групповой форме.

Опрос- способ получения информации об изучаемом индивиде, группе в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. испытуемого. Цель опроса - определить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Анкета- эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Анкета - опросный лист, составленный определенным образом с учетом содержания вопросов, формы их предъявления (открытые, требующие полного развернутого ответа, и закрытые, требующие ответа «да» или «нет»), а также количества и порядка следования. Анкетирование может быть устным или письменным, проводиться в индивидуальной или группой форме, однако во всех случаях оно должно отвечать требованиям репрезентативности и однородности выборки.


Анализ продуктов (результатов) деятельности (творчества) - это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности(тексты, музыка, живопись и т.д.).

Социометрия (социальное измерение)- исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу (взаимные симпатии-антипатии).

Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Полученные в ходе исследования данные заносятся в социометрическую матрицу, на основании которой составляется социограмма - специальный рисунок, диаграмма, отражающая целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов, ожидаемых выборов, а также рассчитываются различные коэффициенты отношений

  1. Основы психологии личности

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Личность — это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Индивид — это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врожденных и приобретенных качеств.

Индивидуальность — это набор уникальных черт и особенностей которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Структура личности - в нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.






Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир — других людей, обстоятельства жизни и т. п

Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структура личности:

  • Направленность личности (что ты хочешь) – проявляется в ее активности, постановке целей и задач, потребностях человека, интересах, идеалах, убеждениях.

  • Знания, умения, навыки (что ты можешь) – приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

  • Индивидуально-типологические особенности, факторы (что ты есть) – проявляются в темпераменте, характере, способностях.

Направленность личности – это цели, задачи и побуждения, которыми он руководствуется в своей деятельности, жизни, в своем отношении к окружающему миру.


  1. Закономерности, условия и движущие силы психического развития



  1. Возрастная периодизация, ее характеристика



  1. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании

  2. Психика в филогенезе




  1. Деятельность и психическое развитие. Проблема ведущего вида деятельности в психологии.




  1. Эмоционально-волевая сфера личности

Волясознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднительных условиях жизнедеятельности.

Чувства — это основной вид эмоций, характерных для человека.

Эмоцииэто субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающиеся в форме переживаний и личной значимости для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, а также выполняющие в его жизни функции: мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.


Мотивационно-регулирующая функция. Она заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут его побуждать, направлять и регулировать.

Коммуникативная функция - она заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека, и, следовательно, с помощью эмоций люди могут обмениваться информацией друг с другом.

Сигнальная функция - эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют роль сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция - эта функция проявляется в том, что эмоция, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от угрожающих ему опасностей. Защитную функцию выполняют такие эмоции как страх и гнев.

Эмоции, которые активизируют деятельность человека, называются стеническими, а те эмоции, которые ее тормозят, — астеническими.

Эмоции - Страх , Гнев , Настроение, Удовольствие и неудовольствие, Аффектами, Стресс.

Гнев со своей стороны также выполняет защитную функцию, так как человек или животное в состоянии гнева может найти в себе дополнительные силы для того, чтобы устранить или уничтожить тот объект, который ему в данный момент времени угрожает.

Настроением называют относительно слабо выраженную, но длительное время существующую эмоцию. Его роль заключается в том, что настроение отражает общее состояние дел человека в данный момент, его жизненный тонус или настрой.

Удовольствие и неудовольствие — это эмоциональные переживания, их обычно называют приятными или неприятными «ощущениями».

Аффектами называют сильные, кратковременные, бурные эмоции, которые имеют ярко выраженную экспрессию, т.е. отчетливо проявляются в жестах, мимике, пантомимике человека, в его органических реакциях, включая изменения частоты и ритмики сердечных сокращений, дыхания и обменные процессы.

Положительные аффекты радость, восторг, ощущение счастья, возникают при столкновении с обстоятельствами, способствующими удовлетворению потребностей.

Отрицательные аффекты, гнев, страх, горе, печаль, появляются в случаях возникновения неожиданных препятствий на пути удовлетворения соответствующих потребностей.

Фрустрация– эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий. Две формы выражения: агрессия или депрессия.