Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине оп. 02. Психология Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к экзамену по дисциплине ОП.02. Психология
-
Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой
Психология как наука. Предыстория научной психологии. Возникновение научной психологии. Предмет психологии. Основные направления психологии. Структура современной психологии
Особенности психологии как науки.
Психология - научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Ее история как изучение душ человека, его психического мира методом самонаб-людения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.
-
Методы современной психологии
. Метод- это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания.
Организационные методы включают:
- сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.);
- лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
- комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.
Эмпирические методы – методы сбора первичной информации. Среди них выделяют
- наблюдение и самонаблюдение
- различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);
- психодиагностические методы (тесты стандартизированные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);
- праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности);
- моделирование применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. .
Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами.
включают: - генетический метод -это исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический), так называемое исследование «вглубь»;
- структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».
II. Упрощенная классификацию предлагает И. Б. Гриншпун:
- неэкспериментальные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности);
- психодиагностические (различного рода тесты);
- экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации).
Неэкспериментальные методы:
Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Наблюдение - основной, наиболее распространенный в психологии эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.
Беседа - это метод психологического исследования, который предусматривает прямое или косвенное накопление информации путем вербального (словесного) общения.
Интервью как специфическая форма беседы применяется с целью получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и др.
Интервью можно разделить на структурированное и неструктурированное. В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы размещены так, чтобы у испытуемого оставалась определенная свобода в ответах. Интервью проводится не только в индивидуальной, но и в групповой форме.
Опрос- способ получения информации об изучаемом индивиде, группе в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. испытуемого. Цель опроса - определить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.
Анкета- эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.
Анкета - опросный лист, составленный определенным образом с учетом содержания вопросов, формы их предъявления (открытые, требующие полного развернутого ответа, и закрытые, требующие ответа «да» или «нет»), а также количества и порядка следования. Анкетирование может быть устным или письменным, проводиться в индивидуальной или группой форме, однако во всех случаях оно должно отвечать требованиям репрезентативности и однородности выборки.
Анализ продуктов (результатов) деятельности (творчества) - это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности(тексты, музыка, живопись и т.д.).
Социометрия (социальное измерение)- исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу (взаимные симпатии-антипатии).
Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Полученные в ходе исследования данные заносятся в социометрическую матрицу, на основании которой составляется социограмма - специальный рисунок, диаграмма, отражающая целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов, ожидаемых выборов, а также рассчитываются различные коэффициенты отношений
-
Основы психологии личности
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.
Личность — это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.
Индивид — это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врожденных и приобретенных качеств.
Индивидуальность — это набор уникальных черт и особенностей которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Структура личности - в нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир — других людей, обстоятельства жизни и т. п
Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структура личности:
-
Направленность личности (что ты хочешь) – проявляется в ее активности, постановке целей и задач, потребностях человека, интересах, идеалах, убеждениях. -
Знания, умения, навыки (что ты можешь) – приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности. -
Индивидуально-типологические особенности, факторы (что ты есть) – проявляются в темпераменте, характере, способностях.
Направленность личности – это цели, задачи и побуждения, которыми он руководствуется в своей деятельности, жизни, в своем отношении к окружающему миру.
-
Закономерности, условия и движущие силы психического развития
-
Возрастная периодизация, ее характеристика
-
Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании -
Психика в филогенезе
-
Деятельность и психическое развитие. Проблема ведущего вида деятельности в психологии.
-
Эмоционально-волевая сфера личности
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднительных условиях жизнедеятельности.
Чувства — это основной вид эмоций, характерных для человека.
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающиеся в форме переживаний и личной значимости для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, а также выполняющие в его жизни функции: мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.
Мотивационно-регулирующая функция. Она заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут его побуждать, направлять и регулировать.
Коммуникативная функция - она заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека, и, следовательно, с помощью эмоций люди могут обмениваться информацией друг с другом.
Сигнальная функция - эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют роль сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Защитная функция - эта функция проявляется в том, что эмоция, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от угрожающих ему опасностей. Защитную функцию выполняют такие эмоции как страх и гнев.
Эмоции, которые активизируют деятельность человека, называются стеническими, а те эмоции, которые ее тормозят, — астеническими.
Эмоции - Страх , Гнев , Настроение, Удовольствие и неудовольствие, Аффектами, Стресс.
Гнев со своей стороны также выполняет защитную функцию, так как человек или животное в состоянии гнева может найти в себе дополнительные силы для того, чтобы устранить или уничтожить тот объект, который ему в данный момент времени угрожает.
Настроением называют относительно слабо выраженную, но длительное время существующую эмоцию. Его роль заключается в том, что настроение отражает общее состояние дел человека в данный момент, его жизненный тонус или настрой.
Удовольствие и неудовольствие — это эмоциональные переживания, их обычно называют приятными или неприятными «ощущениями».
Аффектами называют сильные, кратковременные, бурные эмоции, которые имеют ярко выраженную экспрессию, т.е. отчетливо проявляются в жестах, мимике, пантомимике человека, в его органических реакциях, включая изменения частоты и ритмики сердечных сокращений, дыхания и обменные процессы.
Положительные аффекты радость, восторг, ощущение счастья, возникают при столкновении с обстоятельствами, способствующими удовлетворению потребностей.
Отрицательные аффекты, гнев, страх, горе, печаль, появляются в случаях возникновения неожиданных препятствий на пути удовлетворения соответствующих потребностей.
Фрустрация– эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий. Две формы выражения: агрессия или депрессия.