Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине оп. 02. Психология Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сформулируйте несколько рекомендаций по формированию нравственного поведения ребенка дошкольного возраста.
11. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Девочка просит воспитателя взять на прогулку игрушку из группы. Воспитатель говорит, что на улице сыро и грязно и поэтому игрушку лучше оставить в группе. Девочка начинает плакать, плачь переходит в истерику.

Дайте определения кризиса и новообразований в дошкольном возрасте. Дайте определение основным кризисным периодам, выделите особенности поведения на данных этапах.

Какие негативные линии поведения могут быть сформированы в личности ребенка в кризисный период, а также в условиях неправильного воспитания.

Объясните причины поведения ребенка. Дайте несколько педагогических рекомендаций по работе с такими детьми.
12. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Девочка, выполняя задание на занятии по конструированию, постоянно обращается к воспитателю с просьбой оценить ее работу, помочь в ее выполнении.

Объясните особенности поведения девочки, с чем они могут быть связаны? Какую роль играет оценка взрослого для личностного развития ребенка?

Дайте определение самооценки, ее характеристику в период дошкольного возраста. Раскройте механизмы формирования самооценки.

Каким образом меняется характер взаимоотношения взрослого и ребенка на протяжении дошкольного возраста. Дайте характеристику каждого вида взаимоотношений взрослого и ребенка.
13. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Ребёнок боится входить в тёмную комнату. Рассказывает о чудовищах, которые её населяют.

Дайте определение воображению. Назовите основные виды воображения. Раскройте функции и свойства воображения.

Какие негативные личностные новообразования могут формироваться у ребенка на основе воображения. Дайте их психологическую характеристику.

Раскройте процесс становления воображения в раннем и дошкольном возрасте.

Дайте несколько рекомендации, которые помогут ребёнку справиться со своим страхом.
14. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Трёхлетний ребёнок снимает свитер, который ему только что помог одеть воспитатель. Говорит: «Я сам». Начинает одевать заново.

Дайте определение кризиса. Назовите основные кризисы в период от рождения до 7-ми лет, дайте их психологическую характеристику.

Объясните поведение ребёнка. С какими особенностями данного
возрастного периода они связаны?

Сформулируйте несколько рекомендаций по поведению взрослых в каждый кризисный период по отношению к детям.
15. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Дети убирают листья на участке детского сада. Через некоторое время переходят на игру, забыв первоначальную трудовую задачу.

Назовите основные виды деятельности характерные для детей раннего и дошкольного возраста, дайте их психологическую характеристику.

Дайте определение воли. Раскройте процесс формирования волевого поведения в раннем и дошкольном возрасте.

С чем связаны особенности поведения детей? Какие мотивы преобладают в их деятельности?

Сформулируйте несколько психолого-педагогических рекомендаций по развитию мотивации и произвольного поведения в дошкольном возрасте.
16. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Ребенок 2,5 мес. улыбается взрослому, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.

Дайте сравнительную характеристику активности и деятельности. Назовите основные виды активности присутствующие у ребенка в возрасте от рождения до 3 – месяцев.

Назовите основные показатели развития ребенка первого года жизни.

Какой вид активности мы наблюдаем в данной ситуации? Проанализируйте значение данного вида активности с психологической точки зрения? Каково его значение в развитии ребенка?
17. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Мама поднесла своего сына Сашу (1 г. 4 мес.) к зеркалу. Он начал целовать зеркало, заглядывать за него, как будто кого-то искать.

Узнает ли он себя в зеркале? Показателем, какого компонента личности является данная ситуация?

Дайте определение самосознанию. Назовите основные компоненты самосознания, дайте их характеристику.

Раскройте процесс развития самосознания в раннем и дошкольном возрасте.

Приведите пример из вашего опыта, иллюстрирующий проявление самосознания в раннем возрасте.

Какое значение имеет присвоение ребенком местоимения «Я» для психического развития?
18. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Мальчик непрерывно задает вопрос: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Не дослушав ответа, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идет дождь? И т.д.

Приведите пример возрастной периодизации. Назовите основные виды деятельности в разные возрастные периоды. Дайте определение ведущего вида деятельности.


Раскройте суть возрастных кризисов. Дайте определение возрастных новообразований. Перечислите основные новообразования в разные возрастные периоды.

Дети, какого возраста задают такие вопросы? При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы? Что мы можем наблюдать в том случае, если ребенок не находит ответов на свои вопросы?

Сформулируйте несколько психологических рекомендаций по построению взаимоотношений с ребенком в данный период.
19. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Саша (6 лет) возил по комнате машинку. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел к маме и сказал: «Дай щетку!». На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка, ответил: «Машинка под диван укатилась, ее надо достать».

Определите, какой вид мышления свойственен ребенку опираясь на теоретические положения.

Дайте определение мышлению. Проведите сравнительную характеристику основных видов мышления. Назовите основные функции мышления.

Спрогнозируйте, как бы могла развиваться данная ситуация, если бы ребенку был 1 год, 3 года.

Сформулируйте несколько рекомендаций по развитию мышления в период раннего и дошкольного детства.

Опишите методы, направленные на изучения мышления в раннем и дошкольном возрасте.
20. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Дети убирают листья на участке детского сада. Через некоторое время переходят на игру, забыв первоначальную трудовую задачу.

Назовите основные виды деятельности характерные для детей раннего и дошкольного возраста, дайте их психологическую характеристику.

Дайте определение воли. Раскройте процесс формирования волевого поведения в раннем и дошкольном возрасте.

С чем связаны особенности поведения детей? Какие мотивы преобладают в их деятельности?

Сформулируйте несколько психолого-педагогических рекомендаций по развитию мотивации и произвольного поведения в дошкольном возрасте.
21. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Ребенок 2,5 мес. улыбается взрослому, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.

Дайте сравнительную характеристику активности и деятельности. Назовите основные виды активности присутствующие у ребенка в возрасте от рождения до 3 – месяцев.

Назовите основные показатели развития ребенка первого года жизни.

Какой вид активности мы наблюдаем в данной ситуации? Проанализируйте значение данного вида активности с психологической точки зрения? Каково его значение в развитии ребенка?

22. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

В старшую группу пришел новый ребенок, который никогда до этого не посещал детский сад. Он часто плачет, не хочет оставаться в дошкольном учреждении, но в то же время воспитатель замечает, что иногда он долго и пристально следит за играющими детьми.

Почему для детей приход в детский сад часто является стрессом?

Назовите особенности адаптационного периода, с чем они связаны.

Как помочь данному ребенку адаптироваться к условиям детского сада, войти в общество сверстников?

Какое значение детское общество имеет для становления личности дошкольника?