Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине оп. 02. Психология Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стресс — это особое психофизиологическое состояние, которое возникает у человека при психических или физических перегрузках, которые организм и психика человека не выдерживают, и в них наблюдаются серьезные расстройства.

Чувства представляют собой комплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами (предметами, событиями, людьми).

Чувства — это основной вид эмоций, характерных для человека.

В отличие от многих других эмоций чувства врожденными не являются, они приобретаются человеком в результате обучения и воспитания и в процессе его жизни могут неоднократно меняться.

Чувства в отличие от других эмоций выполняют мотивационную функцию: они могут побуждать человека к определенным действиям в отношении объекта, с которым они непосредственно связаны.

Моральными называют чувства, связанные с соблюдением или нарушением людьми норм морали (нравственности). К таким чувствам относятся, например, чувства совести или стыда.

Эстетическими называют чувства, которые у человека вызывает восприятие чего-либо как красивого, совершенного, близкого к идеалу. Такие чувства у человека могут вызывать произведения искусства, литературы.

Предметные — это чувства, которые у человека вызывают неодушевленные предметы.

Межличностные — чувства, порождаемые людьми. Эти чувства по гамме связанных с ними эмоций разнообразнее, чем предметные чувства. Чаще изменяются, чем предметные.

Гармоничными называют чувства, включающие в себя эмоции одного знака: только положительные или только отрицательные.

Противоречивые (амбивалентные) — это чувства, содержащие эмоции разных знаков, как положительные, так и отрицательные, причем в отношении одних и тех же объектов.

Возвышенными (положительными, благородными) называют такие чувства, в основе которых лежит стремление человека делать добро тому объекту, к которому они относятся. В качестве примеров возвышенных чувств можно назвать любовь и эмпатию (сопереживание) человеку.

Низменных чувств человека могут служить злость, зависть и ненависть.

Чувства от других эмоций отличаются тем, что человек в большинстве случаев их осознает и может ими управлять. Поэтому большая часть чувств, переживаемых человеком, считается сознательно регулируемой

Страсть ,Страсти как эмоции (увлечения) могут быть положительными или отрицательными.

Отрицательной называют страсть, которая вредна или для того человека, который ею увлечен, или для других людей. К таким страстям относятся разного рода фанатические увлечения кем-либо или чем-либо, а также пристрастия к различным психотропным веществам, например наркотикам, спиртным напиткам и т.п.


Воля. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе.

Есть ещё группа волевых качеств личности, связанная с моралью и ценностными ориентациями человека. Это принципиальность, честность и ответственность.

Волевые качества в основном проявляются в отношениях человека к другим людям, можно отнести те волевые качества, которые проявляются в труде, в том числе настойчивость, деловитость, инициативность и др.

Волевые качества:

Инициативность, Самостоятельность, Решительность, Нерешительный, Настойчивость, Упрямство.

  1. Познавательная деятельность личности

Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр.

Виды ощущений:

  Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба.

Кожные-ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода).

Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения частей тела.

 В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр.

 В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр.

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

К сложным видам восприятий относятся, например, восприятие пространства и восприятие времени.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Например, мы воспринимаем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости поверхности предмета.

Внимание — это процесс, который способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой.


Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее - на собственные мысли, чувства и переживания.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью и объемом. Рассмотрим каждое из этих свойств в отдельности.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это запоминания, сохранения и воспроизведения.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. 

Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал.

Непроизвольная память- Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем.

Долговременная память — это основной вид памяти человека, где хранятся наиболее важные и чаще всего используемые в процессе его жизни сведения.- Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации.

Зрительная память включает в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде разнообразных зрительных образов.

Слуховой называют память- апоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных или речевых.

Осязательная память — это память на ощущения

Обонятельной называют память на запахи.

Вкусовую память можно определить как память на вкусовые ощущения.

Эмоциональную память можно определить как память на приятные и неприятные эмоциональные (чувственные) переживания.

Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением разнообразных движений

Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях
.

Три вида Мышления : 1) наглядно-действенное мышление; 2) наглядно-образное мышление; 3) словесно-логическое (или понятийное) мышление.

Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. 

Наглядно-образное мышление- опора на образы предметов, на представления об их свойствах

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь.

Воображение – это способность человека к построению новых образов путем переработки представлений, приобретенных в прошлом опыте


  1. Общая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6–7 лет. Последний год – от 6 до 7 лет – считается переходным периодом от дошкольного к младшему школьному возрасту. В дошкольном возрасте увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка начинает занимать сверстник.

Социальная ситуация развития. Внутренняя сторона: тенденция быть и действовать как взрослый при отсутствии возможностей, стремление к установлению положительных отношений со взрослыми; потребность в общении со сверстниками, развитое восприятие и речь как средство общения. Внешняя сторона:переход ребенка из семейной ситуации в более широкий мир социальных отношений; предъявление взрослыми к ребенку требований морального содержания, представления взрослых о ребенке – дошкольнике как способном усвоить моральные нормы; появление «детского общества»..
Основной особенность период дошкольного детства является то, что ребенок очень активно познает окружающий мир, овладевает различными знаниями, умения и навыками, расширяет и обогащает свой жизненный опыт.

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра – ведущая деятельность данного возраста. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного разви­тия воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для дошкольного возраста характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. 


Другие виды деятельности, специфичные для дошкольного возраста – продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность, художественно-речевая деятельность. Детский труд. Предпосылки учебной деятельности (умения учиться).

Ведущие формы общения ребенка со взрослыми: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная, в которых ребенок обращается ко взрослому с вопросами об окружающем мире, о мире социальных отношений и самом себе, обращается с демонстрацией собственных возможностей и оценкой самого себя, ищет признания у взрослых. Интенсивное развитие разных видов общения со сверстниками.


Основные характеристики развития ребенка дошкольного возраста: Высокий уровень познавательной деятельности. Память и внимание непосредственны и ситуативны. Несмотря на то, что память ребенка дошкольного возраста имеет непроизвольный характер, он способен запоминать те события и предметы, которые вызывают у него сильный эмоциональный всплеск. Внимание так же непроизвольно, ребенку сложно сосредоточится на одном предмете, но к концу дошкольного возраста дети уже способны управлять своим внимание, что говорит о готовности обучаться в школе. Поведение ситуативно, но к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже способен им управлять, вырабатываются навыки саморегуляции. Речь дошкольника играет ключевую роль в его развитии, и в процессе познания окружающего мира. Посредством речи дети дошкольного возраста овладевают различными видами деятельности, устанавливают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Процесс обучения детей дошкольного возраста основан на процессах наглядного мышления и чувственного познания. Основной тип мышления – наглядно-образное мышление.
в психологии дошкольного возраста ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Ребенок имитирует деятельность взрослого в общественной жизни. С расширением кругозора ребенка сюжет игры приобретает явный характер, игры становятся разнообразными по структуре и содержанию. В игре ребенок берет на себя роль взрослого, создает мнительную ситуацию, выполняет игровые действия с предметами.

Развитие мышления проходит в несколько этапов.

  1. Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) — мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.

  2. Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.

  3. Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.