Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине оп. 02. Психология Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Познавательное и личностное развитие ребенка дошкольного возраста

Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).
Особенности развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воображения у детей дошкольного возраста. Учет особенностей развития познавательных процессов при построении процесса обучения и воспитания.

Личностное развитие детей дошкольного возраста Развитие самосознания и возникновение элементов самооценки. Особенности развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста. Половые и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста и их учет в обучении и воспитании

  1. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста



  1. Психологическая готовность к школе.

 Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять:

Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)

Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)

- Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)

- Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).

Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соот­ветствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.

Познавательная готовность - развитость познавательных процессов: восприятия, внимания, во­ображения, памяти, мышления и речи.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, ос­мысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в пер­овую очередь, готовя дошкольника к обучению.


Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффек­тивными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к по­лучению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

 Мотивационная  готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов, соответст­вующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как мож­но меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекват­ной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возмож­ностям, имеющимся у ребенка.

Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков социального общения, умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.


  1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, особенности социальной ситуации

развития, кризисы возраста, основные возрастные новообразования. Самосознание и самооценка в младшем школьном возрасте. Половые и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста

  1. Познавательное и личностное развитие ребенка младшего школьного возраста

Познавательное развитие ребенка младшего школьного возраста Особенности развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воображения у детей младшего школьного возраста

Особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое развитие ребенка младшего школьного возраст

  1. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте.





  1. Групповая динамика



  1. Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации.




  1. Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции девиантного поведения.






  1. Психологические особенности детского творчества



  1. Творческий потенциал, формы и методы его развития



Практические задания:

1. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

В старшую группу пришел новый ребенок, который никогда до этого не посещал детский сад. Он часто плачет, не хочет оставаться в дошкольном учреждении, но в то же время воспитатель замечает, что иногда он долго и пристально следит за играющими детьми.

Почему для детей приход в детский сад часто является стрессом?

Назовите особенности адаптационного периода, с чем они связаны.

Как помочь данному ребенку адаптироваться к условиям детского сада, войти в общество сверстников?

Какое значение детское общество имеет для становления личности дошкольника?
2. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Папа принес сыну (2г. 3 мес.) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего не получалось. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом у тебя получится», - сказал папа.

Назовите основные условия психического развития, приведенные в данном примере.

Проанализируйте действия папы с точки зрения теории Л.С. Выготского о двух уровнях развития.
3. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Мальчик играет со строительным материалом, у него случайно, получается, соединить две детали конструктора. Он разъединяет их и снова пытается соединить. Повторяет эти действия несколько раз. Когда соединить удаётся он радуется.

Определите возраст ребёнка. Обоснуйте свой ответ, опираясь на теоретические положения, характеризующие возрастные особенности дошкольников.

Каким способом действует ребенок? Какой вид деятельности представлен в данном примере? Дайте характеристику данного вида деятельности.

На чём основано многократное повторение действий? Каким образом деятельность связана с другими сферами психики?

4. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Двум детям разного возраста было предложено задание определить, какой предмет на рисунке является лишним (даны: курица, индюк, гусь и яйцо). Один ребенок, выделяя лишний предмет (яйцо), указал на то, что все красивое, яркое, а это белое. Обобщающие слова не использовал. Другой сказал, что лишнее яйцо, потому что из него еще не вылупился цыпленок, а остальные уже взрослые птицы.

Определите возраст ребенка, опираясь на теоретическую характеристику каждого возрастного этапа. Какие особенности ответов на это указывают? Дайте подробную характеристику каждого возрастного этапа, представленного в настоящем примере.

Дайте определение мышлению как психическому процессу. Назовите основные виды мышления и дайте их характеристику.
5. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Перед детьми четырёх лет две группы предметов. Предметов в каждой группе одинаковое количество. Предметы одной группы расставлены близко друг к другу, а другой через определённое расстояние. Детям дано было задание сравнить две группы предметов.

Назовите основные ошибки, которые дети могут допускать при сравнении групп предметов по их количественному составу. С чем они связаны? Как показать ребёнку, что предметов одинаковое количество?

Дайте определение восприятию, как психическому процессу. Дайте его психологическую характеристику.

Сформулируйте несколько психолого-педагогических рекомендаций по преодолению ошибок, допускаемых детьми при анализе пространственного восприятия.
6. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Ребенку шести лет предложили следующую задачу: «У тебя было три яблока, потом ты одно яблоко съел, сколько яблок у тебя осталось». Мальчик ответил, что яблок у него нет, другого решения он не предложил.

Объясните решение ребенка. С какими психологическими особенностями данного возраста это связано.

Дайте определение восприятию, как психическому процессу. Назовите основные функции и свойства восприятия. Какие особенности восприятия можно наблюдать у дошкольников?

Назовите условия, которые позволят ребенку понять смысл задачи и прийти к математическому решению.
7. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

После появления в семье второго ребенка мальчик стал замкнутым, агрессивным, часто грубит взрослым. Родители говорят, что не изменили своего отношения к ребенку и не понимают причины его поведения.


Объясните поведение ребенка. Как необходимо построить линию своего поведения взрослым по отношению к ребенку в данной ситуации?

Назовите особенности эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста исходя из данной ситуации. Какие высшие чувства формируются в период дошкольного детства?
8. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Ребенок в своих рисунках отображает один и тот же сюжет, лишь немного изменяя и дополняя его различными деталями.

Дайте определение воображению. Назовите основные виды воображения, дайте их психологическую характеристику. Раскройте значение воображения в жизни человека.

Охарактеризуйте процесс развития воображения в дошкольном возрасте.

Дайте определение продуктивной деятельности, ее характеристику. Раскройте особенности формирования художественного замысла в дошкольном возрасте.

Назовите основные этапы развития рисунка в дошкольном возрасте.

С чем могут быть связаны особенности рисования представленные в данном примере? Как можно преодолеть однообразие в рисунках детей?
9. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

К Саше постоянно подходят сверстники приглашают его играть, радуются, когда он принимает их в свою игру. Добиваются расположения мальчика.

Дайте определение лидерства. Охарактеризуйте социометрическую структуру группы детского сада.

Раскройте методики, направленные на определение социометрической структуры детского сада и статуса ребенка в ней.

Назовите причины, по которым ребенок пользуется популярностью среди сверстников.

Какие навыки необходимы для совместной игровой деятельности? Что дает дошкольникам общество сверстников для личностного развития?

Сформулируйте несколько рекомендаций по повышению социометрического статуса ребенка в группе детского сада и работе с детьми «звездами».
10. Решите практическую ситуацию и ответьте на вопросы:

Мальчик в группе постоянно всех обижает, когда воспитатель его спрашивает можно ли так себя вести, он отвечает что нельзя. При этом ребенок знает все правила поведения, но все равно их нарушает.

Дайте определение нравственному сознанию и нравственному поведению. Охарактеризуйте данные личностные новообразования, раскройте их особенности в дошкольном возрасте.

Дайте характеристику негативным личностным новообразованиям, формирующимся в дошкольном возрасте.

Объясните поведение ребенка. Какие сферы личности ребенка не совершенны?