Файл: Тема государственное управление в области использования и охраны земель.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Указанные органы осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, являющееся головным органом управления агропромышленным комплексом, обеспечивающим единство системы органов государственного управления
АПК, взаимодействие и координацию их деятельности, осуществляет государственное руководство проведением аграрных и земельных преобразований в стране, организует разработку и выполнение программ по защитному лесоразведению, разрабатывает и реализует комплекс мероприятий (организационно-экономических, технических, научных) по рациональному использованию земельных ресурсов в агропромышленном комплексе.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, проводит
12 государственную политику в сфере изучения, воспроизводства и охраны природных ресурсов, координирует деятельность иных федеральных органов в данной сфере в случаях и пределах, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
6. Государственный земельный контроль
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской
13
Федерации от 15 ноября 2006 года № 689, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; б) порядка переуступки права пользования землёй; в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; д) порядка предоставления сведений о состоянии земель; е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Согласно статье 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) Росреестр и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП: ст. 7.1, ч.
1 ст. 7.2, 7.10, ч. 1 ст. 8.8, ч. 2 ст. 8.8.
В целях устранения правонарушений
Росреестром
(его территориальными органами) выносятся обязательные для исполнения
14 предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых в последствии Росреестром (его территориальными органами) контролируется.
В случае невыполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Росреестр (его территориальные органы) применяют к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.
В ходе осуществления государственного земельного контроля выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.
К нарушителям земельного законодательства применяются меры в строгом соответствии с требованиями:
-
Конституции Российской Федерации;
-
Кодекса
Российской
Федерации об административных правонарушениях;
-
Земельного кодекса Российской Федерации;
-
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);
- постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле»;
- приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007
№ 254 «Об утверждении Административного регламента исполнения
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю»;
- иных нормативных правовых актов.
7. Охрана и мониторинг земель.
15
Охрана земель – это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель сельскохозяйственного оборота, защиту земель от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям со сложным природным образованием с учетом их зональных и региональных особенностей.
Так как земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (это предусмотрено в статье 12 Земельного кодекса РФ), использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических связей, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным
(вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно действующему земельному законодательству (ст. 13 ЗК РФ) охрана земель включает осуществление собственниками земли, землепользователями, землевладельцами и арендаторами мероприятий по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения
16 радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
При проведении строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых, работ, связанных с нарушением почвенного слоя, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
В статье 14 ЗК РФ регламентирован порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. В этой связи следует отметить, что Федеральным законом от 10 июля 2001 г. «О специальных экологических программах реабилитации радиационно- загрязненных участков территории»
3 3
Федеральный закон от 10.07.2001 № 92-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» // Российская газета. - № 132, 13.07.2001 определены особенности государственного регулирования отношений в области разработки и реализации специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных участков территории.
17
Как предусмотрено статьей 13 ЗК РФ (пункт 2), в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона от 10 января 1996 г.
«
О мелиорации земель»
4
В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель:
,
мелиорация земель - это коренное улучшение их путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агромелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
• гидромелиорация;
• агролесомелиорация;
• культуртехническая мелиорация;
• химическая мелиорация.
При этом, как предусмотрено законом, в составе отдельных типов мелиорации земель устанавливаются отдельные их виды.
Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.
Агролесомелиорация земель - это комплекс мелиоративных мероприятий, направленных на коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесных насаждений. К этому типу мелиорации относятся такие ее виды: противоэрозийная, полезащитная, пастбищезащитная.
4
Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» // Российская газета.
-
№ 10, 18.01.1996.
18
Культуртехническая мелиорация земель определяется в Законе как проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, что едва ли можно признать удачным, поскольку это может быть отнесено и к любому другому типу мелиорации. Более показательно в этой связи подразделение данного типа мелиорации на отдельные ее виды. Таковыми Законом признаются: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха; расчистка таких земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.
Под химической мелиорацией земель понимается проведение комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Такая мелиорация включает в себя известкование почв, фосфоритование и гипсование их.
Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей среды в целом.
В соответствии со ст. 67 Земельного кодекса РФ, задачами мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
2) информационное обеспечение государственного земельного надзора за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
19 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Составной частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренный ст. 16 Федерального закона от 16.07.98 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»
5
Объектами государственного мониторинга мелиорированных земель являются все мелиорированные земли в Российской Федерации.
, а также мониторинг мелиорированных земель, предусмотренный ст. 21 Федерального закона от 10.01.96 г. «О мелиорации земель». Так, ст. 21 Закона «О мелиорации земель» закрепляет положение о том, что государственный мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются изменения состояния мелиорированных земель и дается оценка таких изменений.
Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен постановлением Правительства Российской Федерации от
28.11.2002 № 846 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга земель».
В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства
Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Мониторинг включает в себя: а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
5
Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»// Собрание законодательства РФ». –
20.07.1998,
№ 29, ст. 3399.
20 б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Сбор информации о состоянии земель и непрерывное наблюдение за использованием земель в Российской Федерации, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, осуществляется с использованием:
• дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
• сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;
• наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
• соответствующих фондов данных.
Сбор информации осуществляется исходя из единой системы показателей государственного мониторинга земель.
Результатом деятельности по сбору информации является продукция, содержащая сведения (данные) о состоянии и использовании земель, представленные в текстовой или графической форме.
В зависимости от срока и периодичности проведения работ по сбору информации данные мониторинга земель делятся на:
• базовые (данные о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
• периодические (данные о состоянии земель за определенный период);
• оперативные (данные о состоянии земель на текущий момент).
К сведениям (данным) о состоянии и использовании земель относятся:
• описание местоположения земельных угодий;