Файл: Общая характеристика основных видов мта и технологические характеристики машинных агрегатов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7
Комплектование МТА для снегозадержания
Задержание снега на полях, особенно в районах недостаточного увлажнения, является одним из эффективных приемов, способствующих повышению урожая. Своевременное и правильное проведение снегозадержания обеспечивает лучшее увлажнение почвы, утепление озимых культур во время зимовки, предохраняет почву от глубокого промерзания и образования на ее поверхности ледяной корки, сокращает сток талых вод и смыв почвы. При этом прибавка урожая зерновых культур составляет в среднем 3... 5 ц с 1 га, а в засушливые годы урожай удваивается.
Снегозадержание в зависимости от погодных условий, проводят 2-3 раза на почвах всех типов, на полях с отвальной и плоскорезной обработкой, на посевах озимых культур и многолетних трав, на лугах и пастбищах.
Наиболее производительный, и дешевый способ задержания снега — формирование на поверхности поля искусственных снегозадерживающих препятствий из него — валкование снегопахом-валкователем прицепным СВУ-2,6.
Агротехнические требования
1. Снегозадержание снегопахом-валкователем СВУ-2,6 начинают при минимальной толщине снега 12... 15 см, а на отвальной зяби и посевах озимых — не менее 15... 18 см.
2. Повторное снегозадержание проводят, когда крутизна откосов валиков становится менее 1:4... 1:5.
3. Снежные валики формируют поперек (перпендикулярно) направления переноса снега в данное время. Направление каждого последующего снегозадержания должно корректироваться с учетом изменения направления переноса снега. Его определяют по направлению снежных шлейфов на поле или по данным ближайших метеорологических станций. В этом случае учитывают преобладающее направление ветра, скорость которого в приземном слое превышает 3...4 м/с. Последнее снегозадержание на полях со склонами необходимо вести поперек склона.
4. Не следует проводить раннее снегозадержание, когда устойчивый снежный покров ложится на талую, недостаточно остывшую почву.
5. Снегозадержание проводят в мягкую безветренную погоду (при скорости ветра в приземном слое не более 5 м/с) или при оттепели, когда снег можно уплотнить.
6. Целесообразно проводить снегозадержание с учетом предстоящей погоды — за два — четыре дня до снегопада (метели), так как валики за это время становятся прочнее. Если период между формированием валиков и выпадением осадков (метели) длительный, то увеличивается испарение снега.
7. На полях с озимыми культурами или многолетними травами снегопах не должен повреждать их, слой защитного снега должен быть толщиной не менее 8... 10 см.
8. Валик должен быть чистым (особенно при последнем снегозадержании), не загрязненным почвой и растительными остатками (кроме единичных случаев).
9. Средняя высота валика даже при минимальной толщине снежного покрова должна быть не менее 0,35... 0,4 м.
10. Расстояние между центрами валиков не должно превышать 5 м. При этом отношение полезной высоты валиков к расстоянию между ними должно быть не менее 1:10.
Комплектование агрегатов
1. На снегозадержании используют серийные снегопахи-валкователи СВУ-2,6 (в том числе и с опорными лыжами), а также имеющиеся в хозяйствах самодельные орудия риджерного типа или угольники-снегопахи.
2. При работе на полях, засеянных травами или озимыми, при небольшой толщине снежного покрова (до 15 см) предпочтительны самодельные деревянные (облегченные) снегопахи.
3. Снегозадержание на полях с большой толщиной снежного покрова (более 25... 30 см) можно проводить двухотвальными навесными снегоочистителями, применяемыми на расчистке дорог (например, ДЭ-214С, навешиваемый на трактор К-700).
4. На снегозадержании целесообразнее применять гусеничные тракторы, так как у колесных при снежном покрове 25... 30 см резко снижается тяговое усилие.
5. Агрегат для снегозадержания может состоять из трактора и одного, двух или трех снегопахов-валкователей СВУ-2,6. Агрегаты, состоящие из нескольких снегопахов, комплектуются сцепками СП-16 или другими, имеющимися в хозяйствах. Широкозахватные агрегаты составляют из снегопахов с опорными выносными лыжами. Рациональные составы агрегатов приведены в таблице.
Таблица. Состав агрегатов на снегозадержании для различных условий работы, шт.
Агрофон | Толщина снежного покрова | Тракторы | ||
К-700 К-701 | Т-150 Т-150К Т-4 | ДТ-75 Т-74 | ||
Стерня зерновых, многолетние травы, озимые | Менее 20 | 3 | 2 | 2 |
20…25 | 2 | 2 | 1 | |
Более 25 | 1 | 1 | 1 | |
Отвальная зябь | Менее 20 | 2 | 2 | 2 |
Более 20 | 2 | 1 | 1 |
6. При снегозадержании на глыбистой зяби, а также на неровных полях (с ложбинами, местными понижениями и возвышениями), где снежный покров неравномерен по толщине и плотности, широкозахватные агрегаты применять нежелательно, так как из-за неравномерного тягового сопротивления снегопахов-валкователей значительно колеблются сцепки и снегопахи, что зачастую приводит к их поломкам.
7. Агрегат укомплектовывают буксирным тросом.
Подготовка агрегатов к работе
1. Проверяют комплектность и техническое состояние сцепки, смазывают трущиеся детали. Размечают места присоеди нения снегопахов от центра бруса сцепки. Расстояние между снегопахами устанавливают исходя из расстояния между валиками. Прицепные серьги передвигают в соответствии с разметкой и закрепляют на брусе сцепки.
2. Изготовляют специальные опорные лыжи и устанавливают на них сцепку. Лыжи должны быть загнутыми с обоих концов, длина их — 120... 130 см, ширина — 20 см.
3. Проверяют и подтягивают резьбовые соединения снегопахов, обратив особое внимание на крепление отвалов и полозков, а также предохранительных шплинтов. Проверяют надежность крепления прицепной и транспортных тяг. Ремонтируют или заменяют деформированные или сломанные детали.
4. Для работы на плотном снегу прицепную тягу снегопаха устанавливают на верхние, а на рыхлом — на нижние или средние отверстия понизителей.
5. При снегозадержании на полях, занятых озимыми или травами, опорные башмаки устанавливают в нижнее положение (на 6,5 см ниже плоскости лезвий лемехов). Для этого отверстия в корпусе снегопаха совмещают с верхними отверстиями башмаков. Для работы на зяби (парах) опорные башмаки можно устанавливать в верхнее положение (на 3 см ниже плоскости лезвий лемехов), то есть крепят, используя нижние отверстия.
Если снегопахи имеют опорные выносные лыжи, то их устанавливают на одном уровне и выше лезвий лемехов на 20... 25 см.
6. Составляют агрегат на ровной, очищенной от снега площадке. При работе с одним снегопахом соединяют прицепную тягу орудия с прицепной серьгой трактора. 'При работе с несколькими снегопахами ставят их в шеренгу на заданном расстоянии друг от друга. Подсоединяют сцепку к трактору и задним ходом подводят к снегопахам. Присоединяют снегопахи к сцепке.
7. Снегопахи-валкователи СВУ-2,6 на небольшие расстояния (между полями) по глубокому снегу транспортируют в рабочем положении. При переездах на дальние расстояния агрегат переводят в транспортное положение, то есть перевозят за специальные транспортные тяги. При этом опорные выносные лыжи должны быть в нижнем положении.
8. При переводе широкозахватного агрегата в транспортное положение отсоединяют снегопахи от сцепки, отвозят ее от орудий и переводят в транспортное положение, разворачивают снегопахи и за транспортные тяги цепляют друг за другом к сцепке. Последовательность перевода сцепки в транспортное положение такая же, как и при работе с другими орудиями.
Подготовка поля
1. До начала работ очищают поле от препятствий, лучше осенью до наступления заморозков. Неустранимые, опасные для работы (например, балки) обозначают, как и места с повышенной (более 40 см) толщиной снежного покрова (низины, лощины), где возможно буксование трактора.
2. Перед началом каждого снегозадержания указывают направление движения агрегатов (перпендикулярно направлению переноса снега в данное время).
3. Первые два-три прохода агрегата обозначают вешками с расстоянием между ними, принятым по агротехническим требованиям. Последующие проходы ведут без разбивки поля, с визуальным определением расстояния между валиками. Через каждые десять — двенадцать проходов агрегата расстояние между валиками измеряют и уточняют.
4. Основной способ движения агрегатов с одним снегопахом — челночный. При этом радиус поворота определяют движением трактора без значительной пробуксовки. Для широкозахватных агрегатов рекомендуется беспетлевой способ движения.
Работа агрегата на загоне
1. Для перевода агрегатов в рабочее положение выводят его на край поля и выполняют все операции, перечисленные в п. 8 главы «Подготовка агрегатов к работе», в обратном порядке.
2. Свободные концы буксирных тяг (цепей) устанавливают на специальные штифты, приваренные к задним стойкам снегопаха.
3. Проехав 40... 50 м, проверяют качество формирования валиков. Они должны быть чистыми, достаточно высокими, а в углубленных полосах, остающихся за отвалом снегопаха, толщина защитного слоя снега должна быть не менее 8... 10 см, особенно на посевах озимых и трав.
4. Если снегопах сильно заглубляется, а его рабочие органы срезают почву и загрязняют валик, прицепную тягу опускают, соединив с более нижними отверстиями на понизителях.
5. Если снегопах заглубляется и формирует валик недостаточных размеров, соединяют прицепную тягу с понизителями, используя верхние отверстия. Если и этого недостаточно, поднимают передние опорные башмаки и устанавливают на нижние отверстия. Последнее нельзя делать при работе на посевах трав и озимых.
6. При использовании снегопахов с выносными опорными лыжами наибольшую величину заглубления снегопаха регулируют этими лыжами. Если снегопах забивается, их опускают.