Файл: Курсовая работа Своеобразия проза Л. Улицкой. Роман Медея и её дети содержание введение.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Людмилу Улицкую по праву можно назвать автором, который продолжает традиции русской классической литературы XIX века, при этом ее произведения имеют особенную актуальность для века нынешнего. Ученые-литературоведы отмечают схожесть ее прозы с Чеховым, во многом благодаря тому, что проза Л. Е. Улицкой носит достаточно реалистичный характер. Кроме того, многие исследователи отмечают феминизм ее прозы. Помимо явственного влияния рассказов Чехова на творчество писателя, нельзя не отметить ощутимое влияние Ф. М. Достоевского, особенно это заметно по новелле «Сонечка», чье название ассоциативно отсылает к героине романа «Преступление и наказание».
Роман Л. Улицкой «Медея и ее дети» вышел в 1996 году. Но нельзя сказать точно, каков хронотоп романа, в нем сочетается упоминания о прошлом героев с будущим и настоящим действием. Сама Медея живет как бы вне советского времени, она передает будущему поколению свой жизненный уклад. Такой существенный разброс во временных рамках – это один способов выражения автором жизни главной героини, Улицкая тем самым подчеркивает, что Медея не подчиняется временным рамкам, у нее свой внутренний распорядок.
Название романа - «Медея и ее дети» - предполагает, что автор выбрал в качестве центральной темы историю конкретной семьи, ее проблемы и взаимодействие членов семьи друг с другом. Сквозь призму отдельно взятой группы персонажей, образующих семью и состоящих в тех или иных родственных связях, автор описывает жизнь человечества в целом. В тексте романа видно, как отдельные события в жизни семьи образуют целостную структуру.
Союз «и» в названии романа можно рассматривать с двух точек зрения: с одной стороны, в романе главная героиня Медея выступает в качестве центра семейного бытия. Улицкая сравнивает Медею с деревом: «…жизнь, которая сама по себе стремительно и бурно менялась…, придала в конце концов Медее прочность дерева, вплетшего корни в каменистую почву, под неизменным солнцем…» С другой же стороны, союз дает основание сделать предположение о том, что героиня несколько отдалилась от своей семьи. Медея Улицкой, в отличие от древнегреческой героини, своей тезки, – светлый персонаж, ей чуждо разрушение семейных устоев.
Улицкая осмысливает принадлежность Крыма к России, в произведении затрагиваются вопросы крымской оккупации. Улицкая анализирует вопросы социальных отношений.
Что касается крымской земли, то ее писательница описывает как райское место. Описания крымской природы фигурируют в качестве способа выражения авторской позиции, они символизируют постоянство в романе на фоне бурных изменений в жизни главных героев. Рождается особая атмосфера общения в кругу Медеиного дома, которую она всегда остро чувствовала,
«хотя все устали, расставаться не хотелось: в воздухе висело какое-то неопределенное «продолжение следует». Л. Улицкая описывает окружающий мир как сцену, на которой происходит действие романа. Как говорила она сама, «...те же самые декорации...».
Автор показывает не само описание природы, а взаимоотношение главной героини с ней. Медея ценит и уважает природу, она становится частью пейзажа, где живет, и уважительное отношение Медеи к природе всегда вознаграждалось всяческими находками.
Особое отношение у героини и к вещам. Так, среди важных символов для Медеи Улицкая выделяет кольцо с аквамарином, черный платок, завязанный в особый узел, и кружка – подарок Ники. Кольцо в романе Улицкой – символ вечности и мудрости, также кольцо является символом силы, достоинства, богатства. Большинство этих качеств характерны для Медеи. «Из уважения к Медее и этот, и другие необъяснимые законы всеми жильцами строго соблюдались». Кружка — своеобразный символ женщины, которая при этом еще и хранит очаг в доме, а Медея стоит на страже интересов своей семьи, не гнушаясь любыми способами. Ношение платка для женщины означает то, что она придерживается традиционных взглядов на жизнь, а по способу завязывания платка Медеи можно судить о ее греческом происхождении. При этом платок Медеи – черного цвета, а это означает ее верность умершему мужу.
Автор уделяет пристальное внимание к отношениям между взрослыми и детьми и друг другом. При этом дети для Улицкой – полноценные члены общества.
Повествование в «Медее и ее детях» течет плавно, отличается бесконфликтностью, автор выступает в роли связующего элемента сюжета и его перепадов. О чем бы не говорилось в романе, рассказчик оптимистично смотрит на описываемые им события, при этом он твердо верит в высшие силы и судьбу, в высшую справедливость и торжество разума и добра
В романе на всем его протяжении отчетливо прослеживается связь с древнегреческим мифом о Медее, но в отличие от древнегреческой тезки, главная героиня романа Улицкой даже и не думает о детоубийстве, а напротив, пытается донести до своих детей материнскую любовь и заботу.
Вообще мифологизм в романе можно отнести к одному из способов выражения авторской позиции, при этом стоит отметить, что к образу Медеи до Улицкой среди отечественных писательниц обращалась Л. Петрушевская, также выпустившая роман «Медея» в 1989 году. Можно сделать вывод, что тем самым в образе главной героини «Медеи…» Улицкая отдает дань постмодернизму. В образе Медеи у Улицкой, по мнению П. Д. Ивлевой, воплощены черты богинь Артемиды и Афины
[1]. При этом сестру Медеи Сандрочку можно назвать воплощением богини Деметры. Улицкая обращается и к образу греческой богини Гекаты, поскольку женщины в «Медее и ее детях» наделены способностью ночного зрения, что также имеет символическое значение, ведь таким образом герои романа видят то, что недоступно слепому. Под «ночным зрением» в романе понимается способность интуитивно предсказывать события. В образе же Георгия явственно виден образ Одиссея, для него характерен мотив странничества и стремления к скитаниям.
В отличие от героини древнегреческого мифа Медея Улицкой бездетна, тем не менее она проявляет заботу ко всем членам своей семьи, многочисленных племянников считает собственными детьми. Аллюзии к древнегреческому мифу проступают у Улицкой не только в имени героини, но и в ее образе и мышлении.
К чертам мифологизма относится и образ дома Медеи – по выражению одного из героев, это «пуп земли». У Улицкой в образе дома прослеживается мотив рода, мотив родины человечества. Автор считает, что у человечества есть прародина на берегу моря – и образ дома Медеи выступает своеобразной аллюзией на эту родину, поскольку члены семьи Медеи каждый год приезжают к дому на море даже после ее смерти.
Жанровой особенностью романа является наличие черт семейной саги – в романе события проходят сквозь весь XX век, Улицкая в лучших традициях русской и мировой литературы излагает семейную хронику, при этом не акцентируя на ней внимание, что является особенностью современного романа. Главным элементом романа выступает родовой конфликт, который является стержнем всего произведения.
Также в романе можно отследить черты жития – Улицкой интересны бытовые реалии. Таким образом писательница подчеркивает, что историю следует рассматривать через судьбу отдельного человека и его семьи, только так, по мнению писательницы, можно понять «суть времен». Улицкая делится подробностями с читателем об именах близких родственников, дате их рождения, свадьбы и смерти. При этом такие подробности сообщаются как бы по ходу действия событий, но они не противоречат друг другу.
Улицкая отмечает, что весь мир вертится вокруг семьи, при этом организация пространства в романе четко держится на доме Медеи в Крыму. Стоит отметить символичность названия поселка, где живет Медея – Посёлок, который можно соотнести с Городом в булгаковской «Белой гвардии». Неопределенные названия – также одна из особенностей мифологизма в романе.
Среди способов выражения авторской позиции можно отметить течение времени – оно не линейно, время в романе представлено отдельными кусками – то годами юности Медеи (20-е годы), то 70-ми годами XX века – основной период действия романа.
Для Улицкой как одним из способов выражения авторской позиции очень важным становится случай, история, стечение обстоятельств - особенно это касается второстепенных персонажей.
Образ Медеи Синопли восходит к героине Коринфского эпоса, но в романе Л. Улицкой античный сюжет переосмысляется. Медея Мендос никого не убивает, не имеет собственных детей, но является хранительницей семейного очага, собирая вокруг себя детей и внуков своих многочисленных братьев и сестер, она призвана стабилизировать, уравновешивать отношения в многонациональной семье.
Медея берет на себя функции патриарха (мужские функции). Вся жизнь Медеи в романе Л. Улицкой вращается вокруг ее дома и ее многочисленной и многонациональной семьи – основных составляющих бытия. Это бытие – символическая модель мира женщины, которую реконструирует автор.
Монументальность характера сближает Медею с древними богами. Такого рода характерология непосредственно связана с хронотопическими характеристиками мифа – бог (Медея) наделен завершенностью, законченностью, вечной жизнью как статичной (чуждой динамике изменения) молодостью или зрелостью. Мифологичен не только внешний облик Медеи, но и ее мышление, что проявляется в ритуальном характере традиций в ее доме, в цикличности ритма ее жизни.
Само название романа Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» указывает на то, что центральной темой для автора является семья. Писатель пытается художественно осмыслить чувство принадлежности к семье, влияние этого чувства на судьбу человека, его поступки и восприятие себя и других. Для автора история семьи и всех ее членов чрезвычайно важна, поэтому роман содержит подробнейшую информацию не только об основных событиях в жизни героев, но и множество имен близких и дальних родственников, даты рождения, заключения браков, смерти. Эти факты не даются прямо в хронологической последовательности, а часто сообщаются в отступлениях, как бы «к слову» по мере развертывания повествования о событиях, действие которых происходит в 1976-1977 годах. Поражает, что вся информация, вычисленная из различных фактов, приведенных в разных местах книги, не содержит никаких противоречий. Это, скорее всего, говорит о том, что для автора вся эта объемная семейная хронология чрезвычайно важна, необходима для выполнения его художественной задачи.
Одной из центральных фигур (почти символической) является Медея, крымская гречанка, ровесница века. Ее вдовство длится уже более двадцати лет, и она «хранит верность образу вдовы в черных одеждах, который очень ей пришелся» [21: 15]. Своих детей у нее нет. Облик ее необычен, аристократичен, она похожа на ненаписанный Гойей портрет. Она уникальна: единственная из огромной семьи Феодосийских греков продолжающая жить в родных местах, хозяйка здешних мест, известных ей как «содержимое собственного буфета». Она обладает способностями, которые ее молодые родственники склонны даже объяснять мистически. Она очень наблюдательна. Например, у нее дар находить редкие вещи, или от нее невозможно скрыть личную жизнь. Даже ее собаку-дворняжку звали по особенному — Нюкта, как древнегреческую богиню ночи. В чем же уникальность Медеи, как и уникальность других женщин этой семьи? Они подсознательно знают, что «через понтийских мореходов получили, вероятно, каплю царской крови, почетное родство с теми царицами, всегда обращенными к зрителю в профиль, которые пряли шерсть, ткали хитоны и выделывали сыр для своих мужей, царей Итаки и Микен» [21: 27]. Надо отметить, что все женщины этой семьи исключительно умелые хозяйки.
Бездетная Медея собирала в своем доме в Крыму многочисленных племянников и внучатых племянников, она испытывала к ним живой интерес, который к старости даже усиливался. Племянников было более тридцати, график составляли еще зимой, более двадцати человек четырехкомнатный дом не выдерживал, то есть для ее родственников очень важно было посетить ее. Про этот дом сказано, что он ощущался, как бы, в центре мироздания, а вокруг него происходило медленное движение, гор, облаков, овечьих отар. «Пуп земли», — сказал про это место покойный Медеин муж, и они купили там дом и перебрались в Поселок из Феодосии. В этом доме были особые правила, особый распорядок, кому из племянников они не нравились, тот больше не приезжал, то есть переставал быть членом семьи Медеи, о них в книге не содержится никаких сведений, кроме того, что такие случаи были. Сами родственники Медеи, хотя и приезжали в Крым отдыхать, не считали себя курортниками, и, что характерно, местные жители, соседи не относились к ним, как к отдыхающим.
Для всех членов этой семьи, а для Медеи в особенности, характерно такое восприятие людей, когда человек воспринимается через свою семейную или даже родовую принадлежность. Всегда упоминается, откуда человек родом, кто его родители, как он взрослел. Для любой его черты внешности, качества, или свойства характера подбирается семейная аналогия. Считается, что по наследству передаются не только генетические черты, но и свойства характера.