Файл: Занятие 4 Обучающийся Бахурина Юлия Андреевна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие № 4
Выполнил:
Обучающийся Бахурина Юлия Андреевна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.
Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.
Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания
№ п/п | Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин | Описания направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний |
1. | Преддошкольная педагогика | Исследует вопросы развития и воспитания | Дети раннего возраста; от рождения до 3 лет |
2. | Дошкольная педагогика | Наука о воспитании, обучения и образовании детей первых лет жизни | Дети от рождения до поступления в школу |
3. | Специальная педагогика | Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка | Дети с ОВЗ, нуждающиеся в специализированных методах воспитания и обучения |
4. | Социальная педагогика | Отрасль педагогики, исследуемая социальное воспитание, осуществляемое как в организациях специально созданных, так и в организациях, для которых воспитание является основной функцией | Воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, |
5. | Коррекционная педагогика | Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих разные нарушения и отклонения в развитии | Дети с недостатками умственного развития, зрения, слуха, речи |
6. | Дефектология: 6.1 Сурдопедагогика | Педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения | Взрослые и дети, имеющие нарушение слуха |
6.2 Тифлопедагогика | Педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения | Дети с нарушением зрения | |
6.3 Олигофренопедагогика | Отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития | Для умственно отсталых детей | |
6.4 Логопедия | Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия | Дети с нарушением речи |
Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.
Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.
Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:
1. управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения
умений и первичных навыков;
2. восприятие новых знаний и получение умений;
3. ознакомление обучаемых с новыми заданиями;
4. организация эвристической и исследовательской деятельности;
5. познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных
связей;
6. проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;
7. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих
проблем;
8. управление процессом перехода от теории к практике;
9. приобретение умений и навыков, а также их систематизация;
10. разъяснение целей и задач обучения;
11. собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;
12. анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;
13. управление процессом познания научных закономерностей и законов;
14. самоконтроль, самодиагностика достижений.
Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса
№ п/п | Направления и виды образовательной деятельности педагога | № п/п | Направления и виды деятельность обучаемых |
1. | управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения | 1. | восприятие новых знаний и получение умений |
2. | ознакомление обучаемых с новыми заданиями | 2. | познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
3. | организация эвристической и исследовательской деятельности | 3. | практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
4. | проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения | 4. | приобретение умений и навыков, а также их систематизация |
5. | управление процессом перехода от теории к практике | 5. | собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
6. | разъяснение целей и задач обучения | 6. | анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация |
7. | управление процессом познания научных закономерностей и законов | 7. | самоконтроль, самодиагностика достижений |
Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.
На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.
Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике
№ п/п | Наименования концепций воспитания | Авторы, Ф.И.О. | Положительные черты концепций | Недостатки концепций | Практическое применение концепции воспитания |
1. | Концеция воспитания учащейся молодежи | Бодалев А.А., Новикова Л.И., Малькова З.И. |
| Отсутствие преемтственности отрицательно влияет на личность | Приобщение учеников к системе ценностей, выявление творческого потенциала, формирование чувства свободы, уважение к правилам и нормам современной жизни, формирование способностей к самооценке, воспитание положительного отношения к труду |
2. | Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития | Газман О.С., Иванов А.В. |
|
| Привентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эфективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным профессиональным, этническим выбором |
3. | Системно-ролевая теория формирования личности | Таланчук Н.М. |
| По мнению моему, нет недостатков | Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития |
В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:
А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной
и перспективной? Что является основанием для этого?
Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное
предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и
примеров.
Ответ:
Считаю, что все концепции основным образом направлены на воссоздание гармонии в обще развитой личности.
Концепция Газмана О.С. раскрывает такую цель которой, нужно давать базу образования всем школьникам и культурное воспитание, в этом заключаются условия для развития всех сторон личности, а именно благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Таланчук Н.М. в своей концепции считает, что целью воспитания является возникновение гармонической личности, развитие способностей полновесно выполнять систему социальных ролей.
Бадалаев А.А. в своей концепции считает, что общая цель связана со становлением сознания и самосознания, чувств, воли и нормами поведения учеников, рассматривает конкретизации с учетом таких трудностей, которые тревожат общество.
Я отдаю свое предпочтение концепции Таланчука Н.М., потому что полностью согласна со всеми ее аспектами.
Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;
2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих
сущность государственности;
3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;
4) воспитание патриотизма и любви к Родине;
5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
6) развитие ценностного отношения к природе;
7) формирование чувства прекрасного;
8) освоение правил этикета;
9) формирование навыков здорового образа жизни;
10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
11) формирование умений и навыков мыслительных операций;
12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;
13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-
познавательной деятельности;
14) воспитание законопослушного гражданина общества;
15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов
деятельности;
16) приобщение к общечеловеческим ценностям.
Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования направлений воспитания | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1. | Трудовое воспитание | воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности |
2. | Экологическое воспитание | развитие ценностного отношения к природе |
3. | Патриотическое воспитание | воспитание патриотизма и любви к Родине |
4. | Эстетическое воспитание | выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию; формирование чувства прекрасного; освоение правил этикета; |
5. | Нравственное воспитание | выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам; приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование психологической и мыслительной культуры личности; |
6. | Физическое воспитание | формирование навыков здорового образа жизни; |
7. | Умственное воспитание | формирование умений и навыков мыслительных операций; освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности; |
8. | Правовое воспитание | воспитание законопослушного гражданина общества; формирование социальной активности и ответственности; |