Файл: Занятие 4 Обучающийся Бахурина Юлия Андреевна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Бахурина Юлия Андреевна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.

 

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

 

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика


Исследует вопросы развития и воспитания

Дети раннего возраста; от рождения до 3 лет

2.

Дошкольная педагогика


Наука о воспитании, обучения и образовании детей первых лет жизни

Дети от рождения до поступления в школу

3.

Специальная педагогика


Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка

Дети с ОВЗ, нуждающиеся в специализированных методах воспитания и обучения

4.

Социальная педагогика


Отрасль педагогики, исследуемая социальное воспитание, осуществляемое как в организациях специально созданных, так и в организациях, для которых воспитание является основной функцией

Воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей,

5.

Коррекционная педагогика


Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих разные нарушения и отклонения в развитии

Дети с недостатками умственного развития, зрения, слуха, речи

6.

Дефектология:

6.1  Сурдопедагогика


Педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения

Взрослые и дети, имеющие нарушение слуха

6.2  Тифлопедагогика


Педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения

Дети с нарушением зрения

6.3  Олигофренопедагогика


Отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития

Для умственно отсталых детей

6.4        Логопедия


Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия

Дети с нарушением речи


 

 

Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.

 

Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.

Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. 

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

 

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1.     управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения     

           умений и первичных навыков;

2.     восприятие новых знаний и получение умений;

3.     ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4.     организация эвристической и исследовательской деятельности;

5.     познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных

           связей;

6.     проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;

7.     практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих  

           проблем;

8.     управление процессом перехода от теории к практике;

9.     приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10.  разъяснение целей и задач обучения;

11.  собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12.  анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13.  управление процессом познания научных закономерностей и законов;

14.  самоконтроль, самодиагностика достижений.

 

Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса



п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога



п/п

Направления и виды деятельность обучаемых

1.

управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения


1.

восприятие новых знаний и получение умений

2.

ознакомление обучаемых с новыми заданиями

2.

познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей

3.

организация эвристической и исследовательской деятельности

3.

практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

4.

проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения

4.

приобретение умений и навыков, а также их систематизация

5.

управление процессом перехода от теории к практике

5.

собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

6.

разъяснение целей и задач обучения

6.

анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация

7.

управление процессом познания научных закономерностей и законов

7.

самоконтроль, самодиагностика достижений


 

 

Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

 

            Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.

На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.

 

Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике

п/п

Наименования концепций воспитания

Авторы,

Ф.И.О.

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

Практическое применение концепции воспитания

1.

 

 

Концеция воспитания учащейся молодежи

Бодалев А.А., Новикова Л.И., Малькова З.И.

  1. Личностный подход;

  2. Принцип природосообразности;

  3. Принцип культуросообразности;

  4. Гуманизация межличностных отношений;

  5. Опора на чувства воспитанников.

 Отсутствие преемтственности отрицательно влияет на личность

Приобщение учеников к системе ценностей, выявление творческого потенциала, формирование чувства свободы, уважение к правилам и нормам современной жизни, формирование способностей к самооценке, воспитание положительного отношения к труду

2.

 

 

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Газман О.С., Иванов А.В.

  1. Принцип гуманистической ориентации личности;

  2. Принцип индивидуализации воспитания.

  1. Идеализация природы ребенка, его врожденного стремления к знаниям. Практчески не учитывался факт наличия в школе детей слаборазвитых или снизкой мотивацией к учебе.

  2. Размытые ьребования к ученикам, необязательность выставления оценок учителями.

Привентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эфективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным профессиональным, этническим выбором

3.

 

 

Системно-ролевая теория формирования личности

Таланчук Н.М.

  1. Гомоцентрический подход;

  2. Принцип социальной адекватности;

  3. Принцип дополнительности образования

По мнению моему, нет недостатков

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития


 

В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной

     и перспективной? Что является основанием для этого?          

Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное

     предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и

     примеров.

 Ответ:

Считаю, что все концепции основным образом направлены на воссоздание гармонии в обще развитой личности.

Концепция Газмана О.С. раскрывает такую цель которой, нужно давать базу образования всем школьникам и культурное воспитание, в этом заключаются условия для развития всех сторон личности, а именно благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Таланчук Н.М. в своей концепции считает, что целью воспитания является возникновение гармонической личности, развитие способностей полновесно выполнять систему социальных ролей.

Бадалаев А.А. в своей концепции считает, что общая цель связана со становлением сознания и самосознания, чувств, воли и нормами поведения учеников, рассматривает конкретизации с учетом таких трудностей, которые тревожат общество.

Я отдаю свое предпочтение концепции Таланчука Н.М., потому что полностью согласна со всеми ее аспектами.

 

Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

 

            Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

 

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1)   формирование социальной активности и ответственности;

2)   привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих


      сущность государственности;

3)   формирование психологической и мыслительной культуры личности;

4)   воспитание патриотизма и любви к Родине;

5)   освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6)   развитие ценностного отношения к природе;

7)   формирование чувства прекрасного;

8)   освоение правил этикета;

9)   формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-

      познавательной деятельности;

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

       деятельности;

16) приобщение к общечеловеческим ценностям.

 

 

 

Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1.                

Трудовое воспитание

 

 

воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности

2.                

Экологическое воспитание

 

 

развитие ценностного отношения к природе

3.                

Патриотическое воспитание

 

 

воспитание патриотизма и любви к Родине

4.                

Эстетическое воспитание

 

 

выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию; формирование чувства прекрасного; освоение правил этикета;

5.                

Нравственное воспитание

 

 

выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам; приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование психологической и мыслительной культуры личности;

6.                

Физическое воспитание

 

 

формирование навыков здорового образа жизни;

7.                

Умственное   воспитание

 

 

формирование умений и навыков мыслительных операций; освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;


8.                

Правовое воспитание

 

 

воспитание законопослушного гражданина общества; формирование социальной активности и ответственности;