Файл: Ценообразование в здравоохранении, платные медицинские услуги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»
Кафедра социальной медицины и экономики здравоохранения

Зав. кафедрой: д-р мед. наук, профессор Луговсков А.Д.

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Экономика здравоохранения»

на тему: «Ценообразование в здравоохранении, платные медицинские услуги»


Выполнила:

студентка 5 курса 5а группы

медицинского факультета №1

Проверила: к.м.н., доцент

Знагован С.Ю.

г. Луганск, 2022 г.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Особенности медицинской услуги…………………………………….4

  2. Цена и ее виды…………………………………………………………..5

  3. Ценообразование в здравоохранении………………………………….9

  4. Платные медицинские услуги………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………..18

Список использованных источников……………………………………19

Введение

В настоящее время государственным медицинским организациям предоставлено право оказывать платные медицинские услуги. Основной парадигмой реформирования отечественного здравоохранения становится переход от принципа содержания медицинской организации на основе показателей ресурсного обеспечения к принципу договорных отношений между покупателем и поставщиком медицинских услуг. Отказ от постатейного финансирования медицинской деятельности, включение негосударственных учреждений в систему обязательного медицинского страхования, переход на преимущественно одноканальное финансирование все это свидетельствует о целенаправленной политике государства на укрепление рынка медицинских услуг и развитие рыночных механизмов управления.

Законодательство,
регламентирующее процесс ценообразования в государственных медицинских организациях, требует, чтобы в организации проводилась точная и объективная калькуляция (расчет) себестоимости платной медицинской услуги, а ее рентабельность должна укладываться в указанные законодательством рамки, которые в нормативных актах названы «рекомендуемыми». Полная калькуляция цены может быть затребована при проведении любых проверок деятельности медицинской организации.

Данная ситуация вынуждает медицинскую организацию не просто определять приемлемый уровень цены с учетом ситуации на рынке медицинских услуг, а осуществлять именно калькуляциюцены, имея целью получить в процессе данной калькуляции такой уровень цены, который приведет к максимизации прибыли. В результате разработка конкретной методики формирования цены на платную медицинскую услугу во многом ложится на плечи самой медицинской организации.


1 Особенности медицинской услуги

Медицинская услуга представляет собой продукт особого рода, ибо здравоохранение обладает рядом особенностей, деформирующих действие классических рыночных механизмов. Это связано с тем, что медицинская услуга представляет собой так называемое доверительное благо (credence good), подлинная ценность которого известна только врачу, в связи с чем процесс коммодификации (превращения в товар) здоровья, безусловно, требует
определенных ограничений в процессе формирования цены на медицинскую услугу.

В соответствии с законодательством, медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Медицинская услуга – социально нагруженное благо, поэтому ее реализация часто сопровождается ценностным конфликтом.

Основными условиями осуществления классической рыночной сделки являются, с одной стороны полная информированность потребителя в отношении товара или услуги цене, объеме и качестве), с другой независимость действий производителя и потребителя. В здравоохранении эти условия, как правило, не соблюдаются. Важнейшей особенностью рынка медицинских услуг, определяющих механизм ценообразования, является недостаточная информированность потребителей (пациентов).

Во-первых, пациент, как потребитель медицинских услуг не обладает теми знаниями, которые позволяли бы ему оценить объем и качество приобретаемых услуг. Чтобы оценить, например, качество и необходимый объем операции или манипуляции, надо быть специалистом медиком. Следовательно, появляется элемент приобретения покупателем «кота в мешке», особенно в условиях предварительной оплаты медицинских услуг.

Во-вторых, в отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель, определяет объем предоставляемых услуг. Врачи выступают в двух ипостасях – как агенты пациентов, определяющие меру потребности
объема необходимых услуг, и как производители этих услуг. В результате возможен конфликт между медицинскими и экономическими интересами врачей. Они могут преувеличить объем необходимых услуг, с выбором наиболее дорогостоящих из них. Эта информационная «асимметрия» производителя и потребителя медицинских услуг изменяет обычное взаимодействие спроса и предложения и, как следствие, механизмы ценообразования.

Еще одной особенностью сферы медицинских услуг, влияющих на политику ценообразования, является годами сформированный стереотип населения получать медицинское обслуживание бесплатно.
2 Цена и ее виды

Что же такое цена? В условиях рынка производитель медицинских услуг стремится продать больше и дороже,

а потребитель – купить дешевле, в соответствии со своими

финансовыми возможностями.

Взаимоприемлемая цена, которую называют равновесной,

уравновешивает спрос и предложение. Равновесная рыночная цена устанавливается не сразу, а после ряда проб со стороны производителя и потребителя. Установлению равновесной цены предшествует предварительный расчет цены на основе моделей ценообразования. Цена это фундаментальная экономическая категория, означающая на практике такое количество денег, за которые продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара (услуги).

Вместе с тем цена – основной элемент рыночного механизма, конечный оценочный показатель, характеризующий продукт медицинского труда. Именно в цене на услугу получает отражение потребность в ней и целесообразность ее получения.

В целом, в контексте
рассматриваемого вопроса, цена денежное выражение стоимости товара медицинского назначения или медицинской услуги. Стоимость отражает, с одной стороны, полезность данного блага, с другой уровень издержек его производства. Цена – всегда компромисс экономических интересов.

Влияние цены на происходящие в отрасли экономические процессы проявляется через ее функции. Выделяют ряд функций цены, в числе которых:

  • измерительнаяцена позволяет выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров и услуг;

  • учетнаяцена дает возможность перевести разнообразные товары из натурально-вещественной в денежную форму, что позволяет вести единый учет разнородных товаров и услуг;

  • стимулирующая – в условиях конкуренции уровень цены служит стимулом к применению наиболее экономичных методов предоставления услуг и производства товаров;

  • распределительная соотношение цен ведет в распределению и перераспределению доходов между отраслями, отдельными производителями, а также потребителями;

  • регулирующая цена является инструментом регулирования экономических процессов, соотношения спроса и предложения производимых благ и вовлекаемых в производство ресурсов.

В зависимости от выбранного критерия выделяют несколько видов цен.

Постепени государственногорегулирования:

свободные цены цены, устанавливаемые на основе действия экономических законов спроса, предложения, конкуренции и др.