Файл: Ценообразование в здравоохранении, платные медицинские услуги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К свободным ценам, прежде всего, относятся цена спроса и цена предложения. Ценаспроса,формируемая на основе платежеспособности и предпочтений потребителей, верхняя граница рыночной цены, ориентированной на доход потребителя. Ценапредложения,наоборот,является нижней границей рыночной цены и ориентируется на издержки производителя. Эти цены свободны лишь в силу отсутствия волевого влияния третьей стороны и зависят от уровня спроса, уровня затрат учреждения здравоохранения, предоставляющего

платные медицинские услуги, от возможностей свободно манипулировать объемом предлагаемых услуг.

регулируемые цены цены, устанавливаемые органами исполнительной власти, или цены, в отношении которых

определяются какие-либо условия или ограничения. Наиболее распространенными видами регулируемых цен являются предельныецены,выше которых производители не могут устанавливать цену своих услуг, а также фиксированныецены,т.е. цены, устанавливаемые на определенном уровне.

Поисточникам финансирования:

цены в системе бюджетного финансирования расчетная стоимость услуг казенных медицинских организаций, полностью определяемая по смете расходов. Смета расходов при этом рассматривается, как совокупная цена годовых (квартальных) работ организации в целом. Данные бюджетные оценки применимы для целевых бюджетных программ медицинской помощи, не связаны напрямую с реальными затратами, а определяются, исходя из возможностей
бюджета.

договорные цены на медицинские, медико-социальные услуги и услуги медицинского сервиса, устанавливаемые по договорам с предприятиями и организациями, а также по договорам ДМС. Эти цены наиболее свободны по формированию и утверждению. Они включают себестоимость в виде полных затрат, затрачиваемых самой организацией, а также прибыль в размере, соответствующем интересам сторон договора.

Поспособу фиксации:

твердые цены не меняются в течение всего времени действия договорных отношений;

подвижные цены – цены, в отношении которых договором предусматриваются правила изменения первоначально зафиксированной цены;

скользящие цены исчисляются в период исполнения договора на основе пересмотра начальной (базисной) цены с учетом существенных изменений в издержках. В этом случае цена представляет собой стоимостное выражение затрат на единицу оказанных услуг на момент исполнения договора.

Поспособуреализации;

розничные цены на услуги, реализуемые медицинскими организациями – цены на платные медицинские услуги для населения;

оптовые цены цены на услуги, реализуемые организациями ДМС, а также государственными органами через механизм бюджетных оценок и т.п.

Постепенисложностиоказываемоймедицинскойпомощи:

цены на простые, комплексные медицинские услуги и т.п.

Повременидействия:

текущие цены – цены, действующие в конкретный момент или период времени;

сопоставимые цены цены, приведенные
к единой базе и используемые в целях сглаживания процесса изменения цен и измерения объемов реально оказанных медицинских услуг через их стоимостные показатели.

Порыночномумеханизмуформированияцен:

цены, сформированные на основе издержек – цены, сформированные на основе издержек, к которым прибавляется расчетная прибыль;

цены, сформированные на основе цен конкурентов – цены, которые приходится подстраивать под действия конкурентов (если у них цена на соответствующую услугу оказывается ниже, нам также приходится снижать ее);

цены, сформированные на основе потребительской ценности – цены, зависящие от потребительской ценности товара или услуги. Такая цена зависит от того, насколько велика польза данного продукта для потребителя.

При применении данного метода главную роль играет его восприятие получателем. Основную роль в ценообразовании на основе потребительской ценности играет референтнаяцена,то есть та цена, с которой потребитель сопоставляет запрашиваемую продавцом цену, а также отличительные характеристики, позволяющие скорректировать цену в сравнении с референтной. Подобный

подход по своей сути не может быть точным – это основан лишь на субъективном мнении потребителей. В аспекте ценообразования здесь используется идея: услуга стоит ровно столько, сколько потребитель готов заплатить за нее.

Поспособу полученияинформациио ценах;

публикуемые цены цены, отраженные в источниках информации;

расчетные цены – цены, отраженные в договорах и контрактах на медицинские
услуги по индивидуальным заказам.
3 Ценообразование в здравоохранении

Ценообразование одна из сложнейших медико-экономических проблем здравоохранения. Создание и дальнейшее совершенствование системы ОМС изменили функции экономических служб лечебных учреждений работа над ценообразованием из эпизодической превратилась в фактор развития организации.

Ценообразование – это процесс формирования цен, определение их уровня и поиск их оптимального сочетания.

Различают две основные системы ценообразования: рыночноеценообразованиена основе взаимодействия спроса и предложения и государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.

Механизм формирования цены в ходе рыночного ценообразования представляет собой процесс анализа хозяйствующими субъектами экономической ситуации и разработку на этой основе ценовой политики, обеспечивающей достижение поставленных целей. Учитывая указанные особенности медицинских услуг, ценообразование в здравоохранении это целая наука. Выработать правильную политику цен, проводить ее в жизнь с помощью гибкой тактики управления величайшее искусство, которым необходимо овладеть организаторам здравоохранения.

Как указывалось выше, единой для всех медицинских организаций методики ценообразования на платные медицинские услуги не существует. Медицинские организации оказывают платные медицинские услуги по ценам, которые разрабатываются и утверждаются
самим учреждением (исполнителем медицинских услуг) по согласованию с органами управления здравоохранением.

Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной медицинской организацией целей, к которым могут относиться:

  • максимизация текущей прибыли;

  • обеспечение выживаемости учреждения здравоохранения;

  • завоевание сегмента рынка;

  • изыскание дополнительных средств на развитие, материальное стимулирование труда;

  • повышение доступности медицинской помощи для населения обслуживаемой территории.

Исходя из целей, сформулированных в процессе ценообразования, цена может формироваться как:

  • установление цены на уровне других медицинских организаций;

  • безубыточность (без прибыли);

  • средние издержки + прибыль;

  • установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги.

Зачастую первоочередной задачей, стоящей перед медицинской организацией в процессе ценообразования, является максимизация прибыли. Для ее решения требуется постоянное следование такому уровню цены на платные услуги, который бы приводил к соответствующему результату. Максимальную прибыль организации приносит такой уровень цены, который оказывается несколько ниже рыночной цены на услугу (средней цены, которой придерживаются большинство участников рынка в условиях свободной конкуренции). При цене за услугу, равной себестоимости (средства, затрачиваемые самой организацией на оказание услуги, например, коммунальные платежи и т.д.), организация не зарабатывает, но и не теряет средства. В случае,