Файл: 2 Основные направления развития экономики Китайской Народной Республики25.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[5, с.327];
- сектор государственно-капиталистической экономики – государственная собственность – 0,7% от всего произведенного национального дохода КНР[5, с.328].
На протяжении всего восстановительного периода значительную поддержку, в том числе финансовую оказывал СССР. Поэтому для укрепления и развития национальной экономики правительство Китая подобно советскому руководству взялось за разработку пятилетних планов. За время первой пятилетки (1953 – 1957) КНР предполагало построить около 700 крупных и средних промышленных предприятий, в основном относящиеся к тяжелой промышленности, создать сельскохозяйственные и ремесленные кооперативы, расшить долю экономики, относящейся к государственному и кооперативному сектору[5, с.330].
В течение этого периода за счет собственных средств и с помощью финансирования СССР было построено более 100 крупных предприятий и созданы такие отрасли как авиационная, автомобилестроение, тракторостроение, производство металлургического, энергетического и горно-шахтного оборудования[5, с.330]. В результате реформ, проводимых в сельском хозяйстве и кустарной промышленности, в кооперативы было объединено в 1955 году в сельском хозяйстве - 14,2% [5,с.330]крестьянских хозяйств. В 1957 году эти показатели составили 96,3% и 91,7%[5, с.331] соответственно. Результатом борьбы с капиталистической собственностью стало увеличение удельного веса государственного сектора экономикив производстве национального дохода к началу 1957 года до 32,2%, кооперативного сектора до 53,4%, государственно-частного до 7,3%, а доля индивидуального сектора снизилась до 7,1%[5, с.331]. Частнокапиталистическая экономика как сектор перестала существовать.
Принятие второго плана пятилетки ознаменовало собой начало третьего этапа развития национального хозяйства КНР. Оценив результаты проведенных ранее реформ, правительство КНР пришло к выводу, что необходимо укорить развитие тяжелой промышленности и укрепить сельское хозяйство, увеличив плановые показатели в этих отраслях в два раза,увеличить капиталовложения в промышленность. Для этого в сельском хозяйстве был выбран курс на создание «народных коммун», а в промышленном производстве проводилась политика под названием «битва за сталь». В ходе их реализации предполагалось внедрение новых сортов, систем земледелия, новых видов сельскохозяйственных машин (сельское хозяйство) и повсеместная выплавка стали (промышленность).
В результате экономика Китая росла быстрыми темпами, вводились в работу новые предприятия. Объем промышленного производства вырос на 55%[5,с. 340], крестьяне собрали богатый урожай. Но на деле новая система дала свои сбои: члены народных коммун не успевали убирать урожай, большой объем выплавленной стали оказался плохого качества, в связи с низкой квалификацией рабочих, занятых на строительстве путей сообщения, участились аварии. Стихийные бедствия, бушевавшие в Китае, усугубили положение, и уже в 1960 году страна столкнулась с новым кризисом и голодом. Итогом стало падение ВВП страны с 145,70 млрд. юаней в 1960 году до 114,96 млрд. юаней в 1962 году[5, с.342].Все это показало несостоятельность прежней политики и необходимость выбора новых направлений развития.
В целом, 1958-1969 годы, несмотря на негативные последствия проводимой политики, принесли свои успехи. За этот непростой для Китая период государство за счет собственной добычи полностью смогло обеспечитьсебя нефтью, появились и начали развиваться нефтехимическая промышленность и электроника. Было построено более 530 промышленных предприятий. Правительство смогло выплатить все долги Советскому Союзу. Увеличилась общая протяженность путей сообщения. Активно шел процесс распространения образования среди населения. И к концу 1969 года ВВП страны вырос на 58% составил 171, 61 млрд. юаней, или 168 юаней на человека[5, с.344].
В период 1970-1976 годы КНР ждал новый кризис. В связи с ростом ресурсоемкости заметно снизилась производительность труда предприятий, что сказалось на уменьшении заработных плат работников и падении их производительности труда. Из-за этого доля внутреннего потребления росла неравномерно и к 1976 году упала на 12%[5, с.350] по сравнению в 1970 годом.
Для восстановления старых промышленных предприятий и их технического перевооружения требовались значительные финансовые средства, которыми китайское правительство не могло обеспечить. В этих условия было принято решение о смене курса внешней политики в сторону открытости экономических границ. Первым результатом успешного взаимодействия КНР с государствами запада стало включение республики в качестве члена в ООН. С 1972 года по 1973год Китай активно заключал договора с иностранными державами по поводу поставки в кредит техники и оборудования для химической и информационной промышленности, машиностроительного производства [31, с.60]. В результате этого сотрудничества происходит рост экспорта и импорта Китая в страны Запада и к концу 1976 года он составил 73 млрд. долл. и 6,8 млрд. долл. соответственно[5, с.350].
В 1977 году в связи со смертью Мао Цзедуна произошла смена руководства страны. Новое правительство пыталось отойти от экономической политики, проводимой в предыдущие годы,и провозгласило переход к социалистической рыночной экономике, включающей в себя рыночную и плановую. Основной целью на тот момент было привлечение массовых иностранных инвестиций и наращивание объемов экспортируемых товаров. Кроме того, новые пятилетний (1976-1980) и десятилетний (1976-1985) планы, предполагалистроительство новых предприятий по добыче нефти и угля и производству стали.
С целью стимулирования инвестиций китайское правительство также создало 4 особые экономические зоны, на которых действовали более свободные законы рыночной экономики, и был ослаблен контроль со стороны правительства. Эти регионы стали центрами поступления прямых иностранных инвестиций из Гонконга, Тайваня и США.Строительство крупных предприятий, привлекало иностранных инвесторов, которые в свою очередь снабжали промышленность Китая современным оборудованием, адаптация которого требовала новых финансовых вложений. Это требовало тесного сотрудничества с западными странами. Кроме того, благодаря открывающимся предприятиям появлялись новые рабочие места, поэтому на городские предприятия привлекались жители сельской местности[11, с.18].
Таким образом, модернизация экономики дала свои положительные результаты. По итогу проведенных реформ уровень безработицы сократился с 1979 года к 1984 году на 3% и составил 1,9% от общего числа трудоспособного населения[37]. Экспорт Китая увеличился к 1984 году по сравнению с 1979 годом на 57% и составил 28 млрд. долларов[35]. Импорт продукции с 1979 года вырос на 62% и к началу 1984 года составил 27,9 млрд. долларов[35]. Это сказалось на росте ВВП Китая. К началу 1979 года он составлял 263,7 млрд. долларов[35]. К концу 1984 года этот показатель вырос на 15,2% и составил 313,7 млрд. долларов[35].
В 1984 году в новом пятилетнем плане основной целью стало увеличение к концу века показателя ВВП в четыре раза и вывод экономики Китая на один уровень с крупнейшими западными экономиками мира. Этому способствовал быстрый рост сельского хозяйства. Благодаря ввозу в Китай большого количества оборудования стало возможным создание и успешное развитие тяжелой и легкой промышленности.
В 1984 году в КНР было открыто 14 прибрежных городов и портов, а в 1985 году еще 18 городов с малым бизнесом. В 1985-1986 годах на эти города приходилось 23%[31, с.57] промышленной активности Китая и 40%[31, с.57] китайского экспорта.В 1990 году была введена новая корпоративная политика и приняты правила авторского права. Это привело к увеличению инвестиций из Японии, США и Западной Европы[31, с.58].В 1992 начинается массовое привлечение иностранных инвестиций, начинаются реформы государственного сектора, уменьшается число товаров, цены на которые регулируются правительством, одобрено развитие разных форм собственности, в том числе и негосударственной, проведена реформа сельского хозяйства[11,с.18].
Благодаря проводимой политике ВВП Китая к концу 1992 года вырос на 36% и составил 493,1 млрд. долларов[35]. Экспорт продукции вырос более чем в 2,6 раза, а импорт - в 2,5[35]. К концу 1992 года данные показатели составили 75,2 млрд. долларов и 7,02 млрд. долларов[35] соответственно. Китай был на первом месте в мире по производству зерна хлопка, угля; на четвертом по производству стали; на пятом по добычи нефти.
Сосредоточение усилий в направлении интеграции на международный рынок требовало увеличения объема финансовых средств, вкладываемых в промышленное производство, и создания новых площадок для экспорта, являющегося основным благоприятствующим фактором быстрого экономического роста Китая. Однако, в этот период мало внимания уделялось отраслям промышленности, работающим на спрос внутри страны, а также поддержке сельского хозяйства со стороны государства, что привело к замедлению темпов их роста и неравномерному развитию экономики в целом[31, с.60], а также к повышению уровня безработицы до уровня 2,6 % от общего объема трудоспособного населения[37].
Цели правительства, обозначенные в планах десятой пятилетки (2002-2006), были сосредоточенны на выдвижении промышленного производства Китая на новый уровень. Это диктовали условия вступления в ВТО. Начался новый этап интенсивного проникновения китайской экономики на международные рынки ресурсов, капитала, продукции, рабочей силы. Важным шагом в укреплении позиций Китая на мировом рынке стало соглашение о создании зоны свободной торговли со странами АСЕАН.
По истечении десятой пятилетки были достигнуты следующие результаты. Доля, приходящаяся на промышленность Китая на мировом рынке, составила в 2006 году 9,9%[35], что на 2,1% больше, чем в 2002 году[35]. Прирост промышленности к концу 2006 года был равен 12,9 %[35], что на 2,9%[35] больше по сравнению с 2002 годом. Промышленность Китая в текущих ценах к концу десятой пятилетки увеличилась на 568 млрд. долларов и составила 1145,2 млрд. доллара[35]. ВВП к концу 2006 года увеличился почти вдвое и принял значение 2752,1 млрд. долларов[35]. Его доля в мировом ВВП составила 5,3%[35], что на 1,1% больше по сравнению с 2002 годом[35].
Начавшийся мировой финансовый кризис в 2008 году затронул все страны мира, оказав существенное влияние на все стороны жизни человечества.В КНР к моменту начала финансового кризиса происходил новый этап структурных изменений, а именно проводились меры по стимулированию внутреннего спроса и ослабление зависимости от мирового спроса. Китайское правительство решило воспользоваться отрицательными последствиями кризиса, чтобы таким образом смягчить переход к модели социально-экономического развития[10, с.32].
Оценить влияние глобального кризиса на национальное хозяйство КНР позволит рисунок 1.2 - «Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы», показывающий динамику основных экономических показателей[29, с.83].В соответствии с рисунком 1.2 «Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы» реальный ВВП Китая в 2008 году снизился по сравнению с 2007 годом на 4,6%[29, с.83]. В 2009 году наметилась положительная тенденция в динамике этого показателя, хотя он не достиг прежнего уровня, его падение замедлилось до 0,5%[29, с.83]. Реальный ВВП в 2009 году составил 9,1% [29, с.84].
Рис.1.2 - Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы. Составлено нами на основе источника 29.
Экспорт, составляющий 40% ВВП, в начале 2007 года к концу 2009 года составлял всего 14,3%, а импорт сократился с 33,8% до 10%[29, с.85]. Баланс государственного бюджета в 2007 году составлял 0,2% от ВВП[29, с.85]. В связи с мировым финансовым кризисом этот показатель в 2008 году составил 0,5%[29, с.85], а в 2009 году повысился на 2% и составил 2,5% от ВВП Китая[29, с.86]. Примечательно, что ранее бюджет КНР был бездефицитным. Во время финансового кризиса правительство республики стремилось сдержать этот показатель на уровне ниже 3%[29, с.86].
- сектор государственно-капиталистической экономики – государственная собственность – 0,7% от всего произведенного национального дохода КНР[5, с.328].
На протяжении всего восстановительного периода значительную поддержку, в том числе финансовую оказывал СССР. Поэтому для укрепления и развития национальной экономики правительство Китая подобно советскому руководству взялось за разработку пятилетних планов. За время первой пятилетки (1953 – 1957) КНР предполагало построить около 700 крупных и средних промышленных предприятий, в основном относящиеся к тяжелой промышленности, создать сельскохозяйственные и ремесленные кооперативы, расшить долю экономики, относящейся к государственному и кооперативному сектору[5, с.330].
В течение этого периода за счет собственных средств и с помощью финансирования СССР было построено более 100 крупных предприятий и созданы такие отрасли как авиационная, автомобилестроение, тракторостроение, производство металлургического, энергетического и горно-шахтного оборудования[5, с.330]. В результате реформ, проводимых в сельском хозяйстве и кустарной промышленности, в кооперативы было объединено в 1955 году в сельском хозяйстве - 14,2% [5,с.330]крестьянских хозяйств. В 1957 году эти показатели составили 96,3% и 91,7%[5, с.331] соответственно. Результатом борьбы с капиталистической собственностью стало увеличение удельного веса государственного сектора экономикив производстве национального дохода к началу 1957 года до 32,2%, кооперативного сектора до 53,4%, государственно-частного до 7,3%, а доля индивидуального сектора снизилась до 7,1%[5, с.331]. Частнокапиталистическая экономика как сектор перестала существовать.
Принятие второго плана пятилетки ознаменовало собой начало третьего этапа развития национального хозяйства КНР. Оценив результаты проведенных ранее реформ, правительство КНР пришло к выводу, что необходимо укорить развитие тяжелой промышленности и укрепить сельское хозяйство, увеличив плановые показатели в этих отраслях в два раза,увеличить капиталовложения в промышленность. Для этого в сельском хозяйстве был выбран курс на создание «народных коммун», а в промышленном производстве проводилась политика под названием «битва за сталь». В ходе их реализации предполагалось внедрение новых сортов, систем земледелия, новых видов сельскохозяйственных машин (сельское хозяйство) и повсеместная выплавка стали (промышленность).
В результате экономика Китая росла быстрыми темпами, вводились в работу новые предприятия. Объем промышленного производства вырос на 55%[5,с. 340], крестьяне собрали богатый урожай. Но на деле новая система дала свои сбои: члены народных коммун не успевали убирать урожай, большой объем выплавленной стали оказался плохого качества, в связи с низкой квалификацией рабочих, занятых на строительстве путей сообщения, участились аварии. Стихийные бедствия, бушевавшие в Китае, усугубили положение, и уже в 1960 году страна столкнулась с новым кризисом и голодом. Итогом стало падение ВВП страны с 145,70 млрд. юаней в 1960 году до 114,96 млрд. юаней в 1962 году[5, с.342].Все это показало несостоятельность прежней политики и необходимость выбора новых направлений развития.
В целом, 1958-1969 годы, несмотря на негативные последствия проводимой политики, принесли свои успехи. За этот непростой для Китая период государство за счет собственной добычи полностью смогло обеспечитьсебя нефтью, появились и начали развиваться нефтехимическая промышленность и электроника. Было построено более 530 промышленных предприятий. Правительство смогло выплатить все долги Советскому Союзу. Увеличилась общая протяженность путей сообщения. Активно шел процесс распространения образования среди населения. И к концу 1969 года ВВП страны вырос на 58% составил 171, 61 млрд. юаней, или 168 юаней на человека[5, с.344].
В период 1970-1976 годы КНР ждал новый кризис. В связи с ростом ресурсоемкости заметно снизилась производительность труда предприятий, что сказалось на уменьшении заработных плат работников и падении их производительности труда. Из-за этого доля внутреннего потребления росла неравномерно и к 1976 году упала на 12%[5, с.350] по сравнению в 1970 годом.
Для восстановления старых промышленных предприятий и их технического перевооружения требовались значительные финансовые средства, которыми китайское правительство не могло обеспечить. В этих условия было принято решение о смене курса внешней политики в сторону открытости экономических границ. Первым результатом успешного взаимодействия КНР с государствами запада стало включение республики в качестве члена в ООН. С 1972 года по 1973год Китай активно заключал договора с иностранными державами по поводу поставки в кредит техники и оборудования для химической и информационной промышленности, машиностроительного производства [31, с.60]. В результате этого сотрудничества происходит рост экспорта и импорта Китая в страны Запада и к концу 1976 года он составил 73 млрд. долл. и 6,8 млрд. долл. соответственно[5, с.350].
В 1977 году в связи со смертью Мао Цзедуна произошла смена руководства страны. Новое правительство пыталось отойти от экономической политики, проводимой в предыдущие годы,и провозгласило переход к социалистической рыночной экономике, включающей в себя рыночную и плановую. Основной целью на тот момент было привлечение массовых иностранных инвестиций и наращивание объемов экспортируемых товаров. Кроме того, новые пятилетний (1976-1980) и десятилетний (1976-1985) планы, предполагалистроительство новых предприятий по добыче нефти и угля и производству стали.
С целью стимулирования инвестиций китайское правительство также создало 4 особые экономические зоны, на которых действовали более свободные законы рыночной экономики, и был ослаблен контроль со стороны правительства. Эти регионы стали центрами поступления прямых иностранных инвестиций из Гонконга, Тайваня и США.Строительство крупных предприятий, привлекало иностранных инвесторов, которые в свою очередь снабжали промышленность Китая современным оборудованием, адаптация которого требовала новых финансовых вложений. Это требовало тесного сотрудничества с западными странами. Кроме того, благодаря открывающимся предприятиям появлялись новые рабочие места, поэтому на городские предприятия привлекались жители сельской местности[11, с.18].
Таким образом, модернизация экономики дала свои положительные результаты. По итогу проведенных реформ уровень безработицы сократился с 1979 года к 1984 году на 3% и составил 1,9% от общего числа трудоспособного населения[37]. Экспорт Китая увеличился к 1984 году по сравнению с 1979 годом на 57% и составил 28 млрд. долларов[35]. Импорт продукции с 1979 года вырос на 62% и к началу 1984 года составил 27,9 млрд. долларов[35]. Это сказалось на росте ВВП Китая. К началу 1979 года он составлял 263,7 млрд. долларов[35]. К концу 1984 года этот показатель вырос на 15,2% и составил 313,7 млрд. долларов[35].
В 1984 году в новом пятилетнем плане основной целью стало увеличение к концу века показателя ВВП в четыре раза и вывод экономики Китая на один уровень с крупнейшими западными экономиками мира. Этому способствовал быстрый рост сельского хозяйства. Благодаря ввозу в Китай большого количества оборудования стало возможным создание и успешное развитие тяжелой и легкой промышленности.
В 1984 году в КНР было открыто 14 прибрежных городов и портов, а в 1985 году еще 18 городов с малым бизнесом. В 1985-1986 годах на эти города приходилось 23%[31, с.57] промышленной активности Китая и 40%[31, с.57] китайского экспорта.В 1990 году была введена новая корпоративная политика и приняты правила авторского права. Это привело к увеличению инвестиций из Японии, США и Западной Европы[31, с.58].В 1992 начинается массовое привлечение иностранных инвестиций, начинаются реформы государственного сектора, уменьшается число товаров, цены на которые регулируются правительством, одобрено развитие разных форм собственности, в том числе и негосударственной, проведена реформа сельского хозяйства[11,с.18].
Благодаря проводимой политике ВВП Китая к концу 1992 года вырос на 36% и составил 493,1 млрд. долларов[35]. Экспорт продукции вырос более чем в 2,6 раза, а импорт - в 2,5[35]. К концу 1992 года данные показатели составили 75,2 млрд. долларов и 7,02 млрд. долларов[35] соответственно. Китай был на первом месте в мире по производству зерна хлопка, угля; на четвертом по производству стали; на пятом по добычи нефти.
Сосредоточение усилий в направлении интеграции на международный рынок требовало увеличения объема финансовых средств, вкладываемых в промышленное производство, и создания новых площадок для экспорта, являющегося основным благоприятствующим фактором быстрого экономического роста Китая. Однако, в этот период мало внимания уделялось отраслям промышленности, работающим на спрос внутри страны, а также поддержке сельского хозяйства со стороны государства, что привело к замедлению темпов их роста и неравномерному развитию экономики в целом[31, с.60], а также к повышению уровня безработицы до уровня 2,6 % от общего объема трудоспособного населения[37].
Цели правительства, обозначенные в планах десятой пятилетки (2002-2006), были сосредоточенны на выдвижении промышленного производства Китая на новый уровень. Это диктовали условия вступления в ВТО. Начался новый этап интенсивного проникновения китайской экономики на международные рынки ресурсов, капитала, продукции, рабочей силы. Важным шагом в укреплении позиций Китая на мировом рынке стало соглашение о создании зоны свободной торговли со странами АСЕАН.
По истечении десятой пятилетки были достигнуты следующие результаты. Доля, приходящаяся на промышленность Китая на мировом рынке, составила в 2006 году 9,9%[35], что на 2,1% больше, чем в 2002 году[35]. Прирост промышленности к концу 2006 года был равен 12,9 %[35], что на 2,9%[35] больше по сравнению с 2002 годом. Промышленность Китая в текущих ценах к концу десятой пятилетки увеличилась на 568 млрд. долларов и составила 1145,2 млрд. доллара[35]. ВВП к концу 2006 года увеличился почти вдвое и принял значение 2752,1 млрд. долларов[35]. Его доля в мировом ВВП составила 5,3%[35], что на 1,1% больше по сравнению с 2002 годом[35].
Начавшийся мировой финансовый кризис в 2008 году затронул все страны мира, оказав существенное влияние на все стороны жизни человечества.В КНР к моменту начала финансового кризиса происходил новый этап структурных изменений, а именно проводились меры по стимулированию внутреннего спроса и ослабление зависимости от мирового спроса. Китайское правительство решило воспользоваться отрицательными последствиями кризиса, чтобы таким образом смягчить переход к модели социально-экономического развития[10, с.32].
Оценить влияние глобального кризиса на национальное хозяйство КНР позволит рисунок 1.2 - «Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы», показывающий динамику основных экономических показателей[29, с.83].В соответствии с рисунком 1.2 «Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы» реальный ВВП Китая в 2008 году снизился по сравнению с 2007 годом на 4,6%[29, с.83]. В 2009 году наметилась положительная тенденция в динамике этого показателя, хотя он не достиг прежнего уровня, его падение замедлилось до 0,5%[29, с.83]. Реальный ВВП в 2009 году составил 9,1% [29, с.84].
Рис.1.2 - Основные макроэкономические показатели КНР за 2007-2009 годы. Составлено нами на основе источника 29.
Экспорт, составляющий 40% ВВП, в начале 2007 года к концу 2009 года составлял всего 14,3%, а импорт сократился с 33,8% до 10%[29, с.85]. Баланс государственного бюджета в 2007 году составлял 0,2% от ВВП[29, с.85]. В связи с мировым финансовым кризисом этот показатель в 2008 году составил 0,5%[29, с.85], а в 2009 году повысился на 2% и составил 2,5% от ВВП Китая[29, с.86]. Примечательно, что ранее бюджет КНР был бездефицитным. Во время финансового кризиса правительство республики стремилось сдержать этот показатель на уровне ниже 3%[29, с.86].