Файл: Курс лекций дисциплины Безопасность жизнедеятельности Для специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 434

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Режим повышенной готовности:

 
1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий; 
2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления; 
3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них; 
4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС; 
5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; 
7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС; 
8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

Режим чрезвычайной ситуации: 


1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; 
2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; 
3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; 
4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; 
5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации; 
6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий; 
7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

Локальная

пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения

Местная

пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ, на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района

Территориальная

пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. МРОТ и зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ

Региональная

пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. МРОТ и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ

Федеральная

пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

Трансграничная

поражающие факторы выходят за пределы РФ, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ

Постоянно действующие органы управления РСЧС:

– на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ); подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;

– на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС);

– на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – главные управления МЧС РФ по субъекту РФ (ГУ МЧС по субъекту РФ); главные управления ГОЧС или МЧС субъекта РФ;



– на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны (ГО) в органах местного самоуправления;

– на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

-центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

-центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

-центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ, информационные центры, дежурно

– диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

-единые дежурно – диспетчерские службы муниципальных образований;

-дежурно – диспетчерские службы организаций (объектов)

Силы и средства РСЧС России:

Силы и средства наблюдения и контроля:

- Формирования (сети наблюдения и лабораторного контроля)

- Службы (сети наблюдения и лабораторного контроля)

- Учреждения (сети наблюдения и лабораторного контроля)

- Санитарно-эпидемиологические (станции и лаборатории)

- Археологические (станции и лаборатории)

- Ветеринарные (станции и лаборатории)

- Гидрометеорологические стации и посты

Силы и средства ликвидации ЧС:

- группировка созданная на территории РФ

- Силы и средства центрального подчинения ФОИВ РФ и уполномоченных организаций

Силы и средства РСЧС:

- поисково-спасательные

- аварийно-спасательные

- аварийно-восстановительные

- пожарные

- медицинские

- ветеринарные

Силы постоянной готовности:

- аварийно-спасательные службы

- аварийно-спасательные формирования

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;


Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;

Система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;

Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;

Подготовка населения в области гражданской обороны - система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.


Задачи гражданской обороны:

-подготовка населения в области гражданской обороны;

-оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

-предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

-проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

-проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

-обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

-санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

-восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

-срочное захоронение трупов в военное время;

-обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Служба гражданской обороны – служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.