Файл: I. Образ фараона в живописи 4 Раздел ii. Образ фараона в скульптуре 7.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то же время связь скульптурного изображения с заупокойным культом требовала его сходства с оригиналом, что обусловило раннее появление скульптурного портрета, передающего индивидуальное своеобразие модели и ее характер (статуи царевича Каапера, бюст царевича Анхаафа). Таким образом, в египетской скульптуре холодная надменность облика и торжественная поза сочеталась с реалистической передачей лица и тела; она несла
в себе идею социального назначения человека и одновременно идею его индивидуального существования.
Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.
В эпоху Среднего царства ведущие позиции в пластическом искусстве занимает фиванская школа. Если сначала она следует принципам схематизации и идеализации (статуя Сенусерта I из Лишта), то затем в ней усиливается реалистическое направление: царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. С этой целью скульпторы используют новые приемы — контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III).
В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи: при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство (статуи царицы Хатшепсут и Тутмоса III; возникает обычай воспроизводить в скульптурных изображениях знати черты правящего фараона. Но, начиная с царствования Тутмоса IV, скульпторы отказываются от канонической строгости форм
в пользу изысканной декоративности: прежде гладкая поверхность статуи покрывается теперь тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. Усиливается стремление к передаче движения и объема; тела обретают мягкость, рисунок лица — большую точность.
В период антиэхнотоновской реакции делается попытка вернуться к старым антиреалистическим приемам. Ведущей вновь становится тенденция к идеализации, характерная в первую очередь для мемфисской школы (статуи из Пер-Рамсеса). Однако
в пластическом искусстве эпохи XIX-XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, что проявляется прежде всего в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, неестественно прямой позы, застывшего взгляда, устремленного вдаль; фараон предстает в образе сильного, но обычного воина,
не в парадном, а в бытовом одеянии. Утверждается светский образ царя — не бога,
а реального земного правителя (статуя Рамсеса II).
В начальный период Позднего царства пластическое искусство переживает упадок.
В ХНХ вв. до н.э. монументальная скульптура уступает место малым формам (небольшие бронзовые статуэтки). В конце IX — начале VIII вв. до н.э. возрождается реалистический скульптурный портрет (статуэтки Тахарки, кушитских царевен). В Саисскую и Персидскую эпохи реалистическое направление соперничает с возродившейся традиционалистской тенденцией.
Раздел III. Образ фараона в литературе
Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н. э., к периоду Древнего Царства. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения
и сказки.
Литература Древнего Египта была самым тесным образом связана с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам, магические тексты, связанные
с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму.
Довольно близко к религиозным гимнам примыкают гимны фараонам. Этот жанр имеет и историческую ценность. Наиболее характерный в жанровом отношении текст гимна фараону относится к эпохе Среднего царства. Это – «Гимн Сенусерту III», в котором восхваляется царь в качестве победителя врагов и защитника своих владений. Подобные гимны входили в более объемные сборники, типа «Рассказ Синухета». Сохранилось более
25 списков этого произведения. Оно написано в форме автобиографии на стенах одной гробницы. Основная тенденция «Истории Синухета» та же, что и в речениях Неферти
и наставлениях Аменемхета I, – прославление новой династии.
Значительного развития этот жанр достигает в эпоху Нового Царства, когда завоевательная политика фараонов находится в зените славы и почета. Своего рода развернутой формой царского гимна является «Поэма о битве при Кадеше», в которой поэт
в риторической форме описывает победу Рамзеса II над хеттами.
Большое значение придавалось музыкальному построению произведений; в связи
с этим появляются первые приемы оформления поэтической речи: рефрены, анафоры, ассонансы, аллитерации, внутренние рифмы.
Особенно часто использовались сравнения и яркие художественные образы: разгневанный фараон говорит о себе, что он стал «...подобно змее в пустыни...», холодное сердце сравнивается с каменной глыбой и так далее.
Заупокойные тексты также играли важную роль в литературе Древнего Египта. Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие
и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет.
Интересным фактом является то, что первые сказки появились в Египте, причем притчи, описанные в Евангелиях, по содержанию частенько перекликаются со «Сказками
о верховных жрецах Мемфиса». В этих сказках повествуется о приключениях Сатни-Хемуасе, являющегося старшим сыном Рамсеса II, верховном жреце бога Птаха и о его сыне Са-Осирисе.
Заключение
Древнеегипетские фараоны если и не считались земным воплощением бога,
то рассматривались как посредники между божественным духом и земной материей.
В непогрешимости фараона нельзя было сомневаться, за любое осуждение воли египетских властителей ослушника ждали два наказания – рабство или смерть.
Роль фараона в Древнем Египте не чисто управленческая или военная,
но и определённой мере сакральная. Именно благодаря его близости к религиозным культам обеспечивался разлив Нила – гарант плодородия почвы у высоких урожаев. Жрецы, доводили до масс простонародья волю египетского правителя, с использованием магических обрядов. Причем значение фараона в Древнем Египте подчеркивалось каждой мелочью, любым бытовым действием.
Все это нашло свое отражение в искусстве Древнего Египта: живописи, скульптуре, литературе.
Список использованной литературы
-
Вейс Г. История культуры народов мира. Зарождение мировой цивилизации. Древний Египет. М.: ЭКСМО, 2004. -
Кузищин, В.И. История Древнего Востока / В.И. Кузищин, С. Кучера. –
М.: Академия, 2010 -
Мюррей М. Величие Древнего Египта. М.: Центрполиграф, 2009. -
Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство. СПБ: Азбука-классика, 2008. -
Савельева, В.А. Древний Египет. Энциклопедия / В.А. Савельева, 2006.