Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология общения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2023
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина:
Психология общения
Выполнил:
Обучающийся Прилепин Олег Сергеевич
Преподаватель:
Завьялова Дарья Владимировна
Ручное практическое задание ПНК, КП
Цель занятия:отработка умений реагирования конфликтных ситуаций, получить навыки построения эффективного взаимодействия с участниками процесса, получить навыки использования процессов саморегуляции поведения в межличностном общении.
ЗАДАНИЕ 1
Максимальное количество баллов – 5
Раздел «Основы теории конфликтного поведения»
Внимательно прочитайте представленные ниже педагогические ситуации:
Ситуация 1. Девочка (2 класс) испытывает трудности с выполнением домашнего задания. Учительница неоднократно замечала, что задание не выполняется, поэтому однажды после уроков обратилась к ученице с вопросом: «Скажи пожалуйста, что у тебя не получается? С чем возникают трудности при выполнении домашнего задания?». Ученица ответила, что очень сильно устаёт, так как после школы она каждый день до позднего вечера проводит на дополнительных занятиях и тренировках по художественной гимнастике.
Ситуация 2. Мальчик (1 класс) несколько раз в течение первого месяца обучения в начальной школе проявлял агрессию, много задирался с остальными учениками, проявлял нетерпимость. Согласно социальному статусу, мальчик из неполной семьи, занимается воспитанием ребёнка бабушка. На замечания о поведении ребёнка неоднократно говорилось маме и бабушке. Классный руководитель понимает, что «правила учителя» постоянно нарушаются со стороны ребёнка, поэтому учитель применяет меры наказания (в виде выхода из класса, отсаживания на последнюю парту от всего класса). Ребёнок не контактирует с коллективом.
Ситуация 3. Девочка (4 класс) к концу начальной школы стала очень закрытой по сравнению с первыми годами обучения, односложно отвечает на вопросы
учителя. При встрече с родителями, учитель выясняет, что проблем дома и на дополнительных занятиях у ребёнка нет, девочка активна, любознательна, участвует во всех мероприятиях.
Вопросы:
1.Проанализируйте ситуации и представьте свой развернутый ответ, согласно указанным признакам, представленными в таблице.
Таблица – Виды конфликтов
Признак для анализа
Ситуация 1
Ситуация 2
Ситуация 3
Вид конфликта
Учитель
— родитель ученика
Учитель - ученик Ученик
— ученик
Характерные действия Заключается в том, что учитель считает необходимым выполнение домашнего задания, а родители поставили превыше внеурочную деятельность.
Мальчик нарушает правила, поставленные учителем.
Девочка в школе замкнута, а вне ее активна, любознательна, участвует во всех мероприятиях.
Способы коррекции
Необходимо оценить правильность действия с обоих
Провести беседу с мальчиком и бабушкой;
Провести классный
Провести беседу с девочкой и узнать о причинах ее
Вопросы:
1.Проанализируйте ситуации и представьте свой развернутый ответ, согласно указанным признакам, представленными в таблице.
Таблица – Виды конфликтов
Признак для анализа
Ситуация 1
Ситуация 2
Ситуация 3
Вид конфликта
Учитель
— родитель ученика
Учитель - ученик Ученик
— ученик
Характерные действия Заключается в том, что учитель считает необходимым выполнение домашнего задания, а родители поставили превыше внеурочную деятельность.
Мальчик нарушает правила, поставленные учителем.
Девочка в школе замкнута, а вне ее активна, любознательна, участвует во всех мероприятиях.
Способы коррекции
Необходимо оценить правильность действия с обоих
Провести беседу с мальчиком и бабушкой;
Провести классный
Провести беседу с девочкой и узнать о причинах ее
сторон. час по теме:
«Поведение в школе»;
Провести консультацию с психологом. замкнутости;
Провести тренинг на сплочение коллектива.
Стиль общения учителя с ребёнком
Демократический, так как ребенок открыто разговаривает с педагогом, а педагог с уважением относится к ученице.
Стиль авторитарный, так как учитель применяет наказание.
Я считаю, что наказание еще больше провоцирует мальчика к неопромедчивым поступкам.
Стиль либеральный, учитель не принимает участия в разрешение проблемы, тем самым усугубляет обстановку и психологическое состояние девочки.
Влияние стиля учителя на поведение ребёнка
Доверительные отношения, понимание ребенка и учителя.
Учитель применяет меры наказания (в виде выхода из класса, отсаживания на последнюю парту от всего класса.
Односложные ответы на вопросы, то есть нет доверительных взаимоотношений между ребенком и учителем.
Рекомендации учителю Открытый диалог Лучше разрядить Лучше обойтись
«Поведение в школе»;
Провести консультацию с психологом. замкнутости;
Провести тренинг на сплочение коллектива.
Стиль общения учителя с ребёнком
Демократический, так как ребенок открыто разговаривает с педагогом, а педагог с уважением относится к ученице.
Стиль авторитарный, так как учитель применяет наказание.
Я считаю, что наказание еще больше провоцирует мальчика к неопромедчивым поступкам.
Стиль либеральный, учитель не принимает участия в разрешение проблемы, тем самым усугубляет обстановку и психологическое состояние девочки.
Влияние стиля учителя на поведение ребёнка
Доверительные отношения, понимание ребенка и учителя.
Учитель применяет меры наказания (в виде выхода из класса, отсаживания на последнюю парту от всего класса.
Односложные ответы на вопросы, то есть нет доверительных взаимоотношений между ребенком и учителем.
Рекомендации учителю Открытый диалог Лучше разрядить Лучше обойтись
по разрешению ситуации учителя и родителя, где стороны равны.
Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта.
Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика.
Скоро и ребенок
«заразится» спокойствием педагога.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.
Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.
Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта.
Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика.
Скоро и ребенок
«заразится» спокойствием педагога.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.
Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.
Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
изменение отношения к нему.
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов – 5
Раздел «Основы теории конфликтного поведения»
Предлагается для решения следующая педагогическая задача: Вы – классный руководитель 3 класса. К Вам обращается мама одного из учеников (мальчика) с просьбой помочь в ситуации – ребёнок не хочет ходить в школу, жалуется на обзывательства и издевательства со стороны одноклассников (группой лидеров в классе). С родителями ребёнок открыт и чувствует себя в безопасности.
Отмечается, что нежелательное поведение происходит после уроков, вне школы.
Классный руководитель не сталкивался с подобным поведением в рамках школы.
Вопросы:
1.Опишите явления, которые способны проявляться в детском коллективе и пути их нейтрализации. Результат ответа представьте в таблице.
2.Опишите действия, которые должны предпринять классный руководитель.
3.Поясните, к каким специалистам следует обратиться классному руководителю для помощи. Аргументируйте свой выбор.
4.Предложите алгоритм действий педагога, который выявил данный факт в детском коллективе.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал
1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов – 5
Раздел «Основы теории конфликтного поведения»
Предлагается для решения следующая педагогическая задача: Вы – классный руководитель 3 класса. К Вам обращается мама одного из учеников (мальчика) с просьбой помочь в ситуации – ребёнок не хочет ходить в школу, жалуется на обзывательства и издевательства со стороны одноклассников (группой лидеров в классе). С родителями ребёнок открыт и чувствует себя в безопасности.
Отмечается, что нежелательное поведение происходит после уроков, вне школы.
Классный руководитель не сталкивался с подобным поведением в рамках школы.
Вопросы:
1.Опишите явления, которые способны проявляться в детском коллективе и пути их нейтрализации. Результат ответа представьте в таблице.
2.Опишите действия, которые должны предпринять классный руководитель.
3.Поясните, к каким специалистам следует обратиться классному руководителю для помощи. Аргументируйте свой выбор.
4.Предложите алгоритм действий педагога, который выявил данный факт в детском коллективе.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал
1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Так как во время уроков нет проблем с обучающимся, взаимоотношения с одноклассниками без особенностей, то можно предположить, что за пределами школы происходит агрессия и травля, данный процесс можно назвать буллингом.
Рекомендации для педагога:
Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.
Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными.
Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
Если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.
Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.
Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.
Не допускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.
Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.
Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными.
Нельзя сравнивать способности между детьми.
Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.
Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях).
Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.
Я считаю, что педагогу необходимо обратиться за помощью к школьному психологу, который проведет тестирование, тренинг, направленный на выявление проблем ребенка.
Таблица – Сравнительный анализ сложных взаимоотношений в детском коллективе
№ п/п
Явление Отличительные особенности Пути нейтрализации
1.
Конфликт Характерными чертами конфликта являются: противоречивые позиции сторон по тому или иному вопросу противоположные цели, интересы, желания, влечения различие в средствах достижения целей
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
Второй момент
— анализ ситуации без превратности.
Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд
на проблему конфликта.
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу
— выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
2.
Буллинг Буллинг (от английского bullying — «запугивание»,
«издевательство», «травля»)
— это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме: словесной травли
(оскорбления, злые и непристойные шутки,
Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов.
Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности.
Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции.
Проводить групповые внеклассные мероприятия направленные на сплочение класса.
«Хвалить при всех, ругать наедине».
Устраивать совместные праздники и чаепития.
Помогать детям решать
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу
— выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
2.
Буллинг Буллинг (от английского bullying — «запугивание»,
«издевательство», «травля»)
— это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме: словесной травли
(оскорбления, злые и непристойные шутки,
Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов.
Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности.
Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции.
Проводить групповые внеклассные мероприятия направленные на сплочение класса.
«Хвалить при всех, ругать наедине».
Устраивать совместные праздники и чаепития.
Помогать детям решать
насмешки и прочее); распространения слухов и сплетен; бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду). конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участников, помогать находить компромисс.
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов – 3
Раздел: Основы эффективного взаимодействия
Вы работаете в школе и планируете на следующий учебный год набрать первый класс. Вам предстоит выступить на первом родительском собрании будущих первоклассников. Подготовьте текст своего выступления по следующим вопросам:
1.Адаптационный период детей – первоклассников.
2.Особенности детей младшего школьного возраста.
3.Помощь и поддержка со стороны родителей и учителя.
4.Активность и участие родителей и педагогов в жизни детей (в том числе, во внеурочных и внеклассных мероприятиях).
5.Установление сотрудничества с родителями.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал
1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов – 3
Раздел: Основы эффективного взаимодействия
Вы работаете в школе и планируете на следующий учебный год набрать первый класс. Вам предстоит выступить на первом родительском собрании будущих первоклассников. Подготовьте текст своего выступления по следующим вопросам:
1.Адаптационный период детей – первоклассников.
2.Особенности детей младшего школьного возраста.
3.Помощь и поддержка со стороны родителей и учителя.
4.Активность и участие родителей и педагогов в жизни детей (в том числе, во внеурочных и внеклассных мероприятиях).
5.Установление сотрудничества с родителями.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал
1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Очень сложным для первоклассников (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет) является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель.
В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний.
Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.
Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит.
Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер: эти дети составляют “группу риска” с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны грамотного психолога.
Адаптация - привыкание, “вписывание” человека в какую – то среду.
Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы
могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание “мы”, он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм.
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников:
Форма дезадаптации
Чем могут помочь родители
Неспособность произвольно управлять своим поведением
Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим.
Закреплять нормы и ограничения.
Неспособность принять темп школьной жизни
(особенно у самотически ослабленных детей с ослабленным типом нервной системы)
Развивать волю. Применять рисование, конструирование, которые помогают развивать внимание
Школьный невроз, “фобия школы”,- неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”
Всячески украшать в сознании ребёнка образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных делах
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание “мы”, он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм.
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников:
Форма дезадаптации
Чем могут помочь родители
Неспособность произвольно управлять своим поведением
Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим.
Закреплять нормы и ограничения.
Неспособность принять темп школьной жизни
(особенно у самотически ослабленных детей с ослабленным типом нервной системы)
Развивать волю. Применять рисование, конструирование, которые помогают развивать внимание
Школьный невроз, “фобия школы”,- неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”
Всячески украшать в сознании ребёнка образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных делах
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них
отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются – ребенок становится учеником.
Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка: формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятельности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы.
Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и
Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка: формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятельности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы.
Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и